г. Вологда |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А05-6012/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.
при участии от прокуратуры Архангельской области Васильева С.В. по доверенности от 17.12.2019, третьего лица - Мешалкина Сергея Николаевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу заместителя прокурора Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2020 года по делу N А05-6012/2020,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Архангельской области (адрес: 163002, город Архангельск, Новгородский проспект, дом 15; ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689; далее - Прокурор) в интересах муниципального образования "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" (адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991, далее - Администрация) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (адрес: 163000, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228, далее - Управление) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о виде разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" земельного участка с кадастровым номером 29:22:050106:2733. Кроме того, заявить просит возложить на Управление обязанность восстановить в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые сведения о земельном участке с кадастровым номером 29:22:050106:2733, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости до совершения 03.03.2020 незаконных действий Управлением.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Архангельской области, общество с ограниченной ответственностью "Стройлюкс" (далее - ООО "Стройлюкс"), Мешалкин Сергей Николаевич.
Решением суда от 14 августа 2020 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Прокуратура с решением суда не согласилась, обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Апеллянт указывает на следующее. Само по себе отчуждение земельного участка ООО "Стройлюкс" Мешалкину С.Н. не является основанием для изменения вида его разрешенного использования. При отсутствии изменения фактического использования участка у Управления не было оснований вносить изменения в ЕГРН.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Мешалкин Сергей Николаевич в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.08.2013 Министерством имущественных отношений Архангельской области (арендодатель) и ООО "Стройлюкс" (арендатор) заключен договор N 4/334(л) аренды земельного участка (кадастровый номер 29:22:050106:2720) площадью 1740 кв. м и земельного участка (кадастровый номер 29:22:050106:26) площадью 162 кв. м по ул. Воскресенской в г. Архангельске для строительства здания многоуровневой парковки.
В дальнейшем указанные земельные участки объединены в один участок с кадастровым номером 29:22:050106:2733, площадью 1902 кв. м, о чем соглашением от 28.01.2014 внесены изменения в договор аренды земельного участка от 12.08.2013 N 4/334(л).
Вид разрешенного использования земельного участка изменялся неоднократно.
В частности, соглашением от 17.04.2014, заключенным Мминистерством и ООО "Стройлюкс" по договору аренды от 12.08.2013, вид разрешенного использования земельного участка изменен на "размещение многоэтажных жилых домов", соглашением от 20.08.2014 - на "размещение объектов культуры"; распоряжением главы муниципального образования "Город Архангельск" от 08.08.2016 N 2178р - на "размещение объектов для хранения индивидуальных автотранспортных средств".
Министерством и ООО "Стройлюкс" 15.10.2018 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 29:22:050106:2733 для завершения строительства объекта для хранения индивидуальных автотранспортных средств.
В 2019 году на данном земельном участке был построен гараж для хранения индивидуальных транспортных средств площадью 192,8 кв. м, которому 06.12.2019 присвоен кадастровый номер 29:22:050106:3265, и сведения о котором внесены в ЕГРН.
Администрацией муниципального образования "Город Архангельск" и ООО "Стройлюкс" 16.12.2019 заключен договор N 55 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 29:22:050106:2733, согласно которому земельный участок передается в собственность покупателя для размещения гаража для хранения индивидуальных автотранспортных средств.
По акту приема-передачи от 18.12.2019 земельный участок передан покупателю (ООО "Стройлюкс").
14.01.2020 ООО "Стройлюкс" и Мешалкиным С.Н. заключено соглашение о прекращении обязательств путем предоставления отступного, согласно которому ООО "Стройлюкс" предоставило Мешалкину С.Н. в качестве отступного недвижимое имущество - земельный участок по адресу: г. Архангельск, ул. Воскресенская и гараж для хранения индивидуальных автотранспортных средств по адресу: г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 92, корп. 2.
На основании заключенного между ООО "Стройлюкс" и Мешалкиным С.Н. соглашения о прекращении обязательств путем предоставления отступного 24.01.2020 в ЕГРН было зарегистрировано право собственности последнего на земельный участок.
Также, 24.01.2020 Мешалкин С.Н. на основании обозначенного соглашения стал собственником здания - гаража хранения индивидуальных автотранспортных средств (кадастровый N 29:22:050106:3265), расположенного на спорном объекте.
11.02.2020 Мешалкин С.Н. обратился в Управление с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 29:22:050106:2733 с вида "для размещения объектов хранения индивидуальных транспортных средств" на вид "среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка "высотная застройка".
Управление 03.03.2020 приняло решение об изменении вида разрешенного использования названного участка.
Прокуратура, считая данные действия Управления незаконными, обратилась в суд в интересах муниципального образования "Город Архангельск" с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их не подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Статьей 8 Закона N 218-ФЗ определено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К дополнительным сведениям относятся, в том числе, вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5).
Статьей 33 Закона N 218-ФЗ, регламентирующей правила внесения сведений в ЕГРН, установлено, что в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1). Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления (часть 2). Орган регистрации прав отказывает во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 4).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
Фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540. При наличии утвержденных Правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен только в соответствии с этими правилами.
Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
При этом согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Как установил суд первой инстанции, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск" спорный земельный участок находится в зоне Ж-8-2, градостроительный регламент которой предусматривает среди основных видов разрешенного использования такой вид, как "среднеэтажная жилая застройка", "многоэтажная жилая застройка, "высотная застройка". В условных видах разрешенного использования данного земельного участка значится вид "хранение автотранспорта" (том 1, листы 56-62, 87-90).
В силу вышеприведенных норм земельного и градостроительного законодательства Мешалкин С.Н., как собственник земельного участка с кадастровым номером 29:22:050106:2733, был вправе выбрать любой из предусмотренных Правилами землепользования основной вид использования, в том числе "среднеэтажная жилая застройка", "многоэтажная жилая застройка, "высотная застройка".
Судом первой инстанции правильно установлены все юридически значимые обстоятельства дела и сделан обоснованный вывод о том, что действия Управления по внесению в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" земельного участка с кадастровым номером 29:22:050106:2733 являются правомерными.
Аргументы Прокуратуры о направленности действий сторон на обход закона подлежат отклонению апелляционной коллегией как бездоказательные и носящие исключительно предположительный характер.
Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, при рассмотрении дела не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2020 года по делу N А05-6012/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя прокурора Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6012/2020
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск", Прокуратура Архангельской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: министерство имущественных отношений Архангельской области, ООО "СТРОЙЛЮКС", АС Архангельской области, Мешалкин Сергей Николаевич, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд