г. Чита |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А10-7865/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Читаэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 июля 2020 года по делу N А10-7865/2019 по заявлению акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300985165, ИНН 0323012571) о признании незаконным решения от 02 сентября 2019 года N231/ПДС, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Фонда социального страхования Российской Федерации, Скосырского Дениса Иннокентьевича,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
от заявителя: не явились, извещены,
от Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия: Манзаракшеева Г.Ю. - представитель по доверенности от 26.12.2019,
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее - АО "Читаэнергосбыт", общество, заявитель, страхователь) обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - Фонд социального страхования, Фонд) о признании незаконным решения от 02 сентября 2019 года N 231/ПДС.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Скосырский Денис Иннокентьевич, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 июля 2020 года по делу N А10-7865/2019, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, ввиду отсутствия норм действующего законодательства, ограничивающих работника и работодателя в количестве часов неполного рабочего дня, решение Фонда о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным Фондом социального страхования РФ в сумме 251 550,11 рублей является необоснованным, в связи с чем, подлежит отмене.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором Фонд с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица Скосырского Д.И. поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии справок от 12.02.2018, выданных Скосырской Анастасии Юрьевне, подписанных Скосырской Анастасией Юрьевной как директором ООО "Стройиндустрия", генеральным директором ООО "Новый Свет", руководителем ИП Скосырская А.Ю., копии справки от 12.02.2018, выданной Скосырской Анастасии Юрьевне ООО "Монтаж-Плюс", а также копии Положения Баргузинского сбытового участка Центрального отделения.
Судом апелляционном инстанции в удовлетворении ходатайства третьего лица о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств отказано на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, в связи с отсутствием уважительных причин их непредставления суду первой инстанции.
АО "Читаэнергосбыт" заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью представителя по данному делу и отсутствием других представителей ввиду их нахождения на самоизоляции в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.
Рассмотрев заявленное ходатайство об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
Положения арбитражного процессуального законодательства об отложении судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), направлены на полное и объективное исследование и учет арбитражным судом всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, обеспечение права лиц, участвующих в деле, довести до суда свои возражения и дополнения по делу. Данное толкование норм процессуального права дано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 518-О-П. По смыслу положений статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства не является обязанностью суда. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает фактические обстоятельства и исходит из необходимости разрешения спора в установленные процессуальные сроки. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Явка представителя заявителя в судебное заседание обязательной не признавалась. Кроме того, в указанном ходатайстве не указаны причины, по которым необходимо личное участие представителя в судебном заседании, не приведено доводов относительно обстоятельств, по которым общество хотело дать пояснения лично, не указано о намерении предоставить дополнительные пояснения по делу или новые доказательства.
При таких обстоятельствах отложение судебного разбирательства приведет к неоправданному затягиванию рассмотрения дела. Оснований для отложения судебного разбирательства не имеется. В связи с чем, суд, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя, отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.08.2020.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании дала пояснения согласно доводам отзыва на апелляционную жалобу, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, на основании решения от 30.04.2019 N 231/ПДС, в отношении АО "Читаэнергосбыт" проведена внеплановая выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за период с 01.07.2017 по 31.03.2019 (л.д.97 -98, т.1).
Проверкой установлено, что ежемесячные пособия по уходу за ребенком, выплаченные сотруднику - Скосырскому Д.И. на основании сведений представленных страхователем (АО "Читаэнергосбыт"), имеют характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении обществом правом в нарушение статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки Фондом составлен акт проверки от 26.07.2019 N 231/ПДС (л.д.101, т.1).
Уведомлением от 31 июля 2019 года Фонд известил Управление о рассмотрении материалов внеплановой выездной проверки 02 сентября 2019 года (л.д.111, т.1).
14 августа 2019 года в Фонд от АО "Читаэнергосбыт" поступили возражения на акт выездной проверки от 26.07.2019 (л.д. 116).
4 июля 2019 года по результатам рассмотрения материалов проверки (л.д.120, т.1) Фондом принято решение от 02.09.2019 N 231/ПДС о возмещении страхователем расходов, излишне понесенных Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 185 760 руб. 08 коп. (л.д.128-134). Решение вручено 04.09.2019 нарочно.
АО "Читаэнергосбыт", не согласившись с решением Фонда от 02.09.2019 N 231/ПДС, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания оспариваемых решений незаконными суду необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие их закону, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 6 Закон N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 7 Закон N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу вышеупомянутого Федерального закона одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (статья 8).
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ) регламентирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Статьей 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии со статьей 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в т.ч. уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно статье 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, в т.ч. лица, работающие по трудовым договорам, муниципальные служащие. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (статья 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
С 01 июля 2017 года Республика Бурятия участвует в реализации указанного пилотного проекта.
В силу пункта 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Пунктом 3 Положения установлено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно пункту 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе выездной проверки Фондом установлено, что на основании реестра сведений для назначения и выплаты Пособия, направленного страхователем в отделение Фонда 29.03.2018, назначено и выплачено пособие сотруднику организации (отец).
Сотруднику предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.04.2018 по 04.08.2019 и установлен неполный рабочий день продолжительностью 7 часов с понедельника по четверг, 6 часов 45 мин. в пятницу. Общая продолжительность рабочей недели -33 час.45 мин. с сокращением рабочего дня на 1 ч. (приказ N 181-л от 04.04.2018). Пособие начислено в размере - 23220,01 руб.
Страхователь уведомил указанного работника о переводе на 5-часовой рабочий день, в связи с нахождением его в отпуске по уходу за ребенком с 01.03.2019 до 04.08.2019 (на период действия указанного отпуска уведомление N 94 от 26.12.2018).
По результатам проверки при сокращении рабочего времени данного работника Фондом выявлен процент утраты заработка и излишне понесенные расходы. Согласно расчету Фонда, фактическое уменьшение рабочего времени составляет 16% и утрата заработка от 15% до 16%.
Фонд социального страхования пришел к выводу о том, что указанное сокращение рабочего дня является формальным и не обеспечивает реальной возможности осуществления ухода за ребенком и не влечет утрату застрахованным лицом заработка, поскольку в виде ежемесячного пособия компенсируется 40% среднего заработка (часть 1 статьи 11.2 Федерального закона N 255- ФЗ).
Фондом также установлено, что согласно справке ООО "Монтаж Плюс" N 03/04/2018/1 от 03 апреля 2018 года, выданной супруге указанного работника, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ей не предоставлялся, пособие по уходу за ребенком 04.02.2018 г.р. не назначалось и не выплачивалось.
По сведениям, представленным Пенсионным фондом РФ, запрошенным по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), фонд оплаты труда в 2018 году супруги работника составил всего 9782,88 руб., что меньше минимального размера оплаты труда в месяц, который составлял: с 01.01.2018 - 15 9489,00 руб. с 01.05.2018 - 11 16З руб. Вследствие чего Фондом сделан вывод, что в 2018 году супруга работника не вела трудовую деятельность, поэтому имела возможность осуществлять фактический уход за ребенком. На основании вышеназванных обстоятельств Фонд пришел к выводу, что ежемесячное пособие, назначенное вышеуказанному сотруднику на основании сведений страхователя, имеет характер дополнительного материального стимулирования работника (выплаченное за счет средств Фонда), что свидетельствует о злоупотреблении обществом правом в нарушение статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Указанное сокращение рабочего времени, по мнению Фонда, не может расцениваться как мера, позволяющая осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные выводы, поскольку положениями трудового законодательства не предусмотрен минимальный размер снижения продолжительности рабочего дня, но выплата пособия по уходу за ребенком при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения самого пособия.
Так, в соответствии со статьей 93 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
В силу статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность рабочего дня при 5-дневной рабочей неделе составляет 8 часов.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что после назначения и выплаты пособий указанный сотрудник осуществлял работу на условиях неполного рабочего времени с уменьшением работы на 1 час и по пятницам на 1 час 15 минут. Таким образом, имеет место незначительное (на 1 час, 1 час 15 минут) сокращение рабочего времени для получателя пособия по уходу за ребенком.
Вместе с тем, статья 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусматривает, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Таким образом, право на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком, в то время как сокращение рабочего времени на 1 час и 1 час 15 мин. не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.
Федеральным законом N 81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставляется как работающим, так и не работающим гражданам. Работающим гражданам данное пособие предоставляется в целях частичной компенсации утраченного заработка в связи с прерыванием или сокращением трудовой деятельности. Для неработающих родителей - это пособие также является компенсацией за невозможность трудоустроиться и начать трудовую деятельность в период ухода за ребенком до 1,5 лет. То есть ежемесячное пособие выплачивается именно тому родителю, который фактически осуществляет уход за ребенком и не может заниматься трудовой деятельностью. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за лицом только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом, у него достаточно времени на осуществление данного ухода.
Одновременно с этим, статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию. Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком (например, при устройстве ребенка на несколько часов в день в ясельную группу детского дошкольного учреждения). При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.
Вместе с тем, если фактически уход за ребенком осуществляет лицо, не находящееся в отпуске по уходу за ребенком (мать, отец, другой родственник или опекун), то именно это лицо имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Фондом установлено, что супруга сотрудника не осуществляла трудовую деятельность в указанный период времени, в связи с чем, доводы общества о том, что право на пособие возникает у одного из нескольких лиц, ухаживающих за ребенком, подлежат отклонению.
Доводы общества об отсутствии вины в действиях ответчика, в связи с тем, что решение о выплате пособия принималось Фондом, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены по следующим основаниям.
Порядок предоставления электронного реестра сведений не предполагает представления Страхователем в отделение Фонда документов, на основании которых заполнен реестр сведений, а также дополнительных сведений (в том числе, соглашений об установлении неполного рабочего времени, табелей учета рабочего времени и пр.). Таким образом, в период назначения пособий, который составляет 10 календарных дней с даты представления сведений, у отделения Фонда, нет возможности проверить все основания предоставления отпуска по уходу за ребенком застрахованным лицам.
Дополнительная проверка сведений, содержащихся в реестре, предусмотрена только в случае направления сведений не в полном объеме (п.7 Положения N 294). Если в представленном реестре сведений все графы заполнены (как в рассматриваемом случае), у отделения Фонда ограничено право истребования каких-либо дополнительных сведений или документов. В связи с изложенным, у территориального органа Фонда отсутствует возможность проверить достоверность представленных сведений непосредственно при представлении страхователем реестра сведений. Страхователь при установлении режима неполного рабочего время работнику, имеющего ребенка, самостоятельно производит оценку права на одновременное нахождение такого работника в отпуске по уходу за ребенком, в частности: достаточное уменьшение нормы рабочего времени, объем трудовых обязанностей сотрудника, ненормированный рабочий день и другие факты.
Кроме того, из пункта 16 Положения следует, что за недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, несет ответственность страхователь. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вывод Фонда о том, что представленные страхователем сведения были недостоверны, сделан в результате оценки всех имеющихся документов представленных в ходе проведенной проверки. Следовательно, Фонд в соответствии с законом принял решение о возврате суммы излишне выплаченных пособий.
Доводы заявителя о том, что нормативными актами не предусмотрены пределы сокращения рабочего времени, судом первой инстанции также правильно отклонены, поскольку выплата пособия по уходу за ребенком при минимальном сокращении продолжительности рабочего времени противоречит целям установления и назначения самого пособия.
Апелляционный суд отмечает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 июля 2020 года по делу N А10-7865/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7865/2019
Истец: АО Читаэнергосбыт в лице ТП Энергосбыт Бурятии
Ответчик: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия
Третье лицо: Скосырский Денис Иннокентьевич, Фонд социального страхования Российской Федерации