г. Москва |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А40-36796/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Приволжского филиала ОАО "ФПК" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2020 года, принятое судьей Жбанковой Ю.В., в порядке упрощенного производства по делу N А40-36796/20, по исковому заявлению АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Приволжского филиала ОАО "ФПК" к АО "ВАГОНРЕММАШ" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ВАГОНРЕММАШ" о взыскании штрафной неустойки в размере 125 718,72 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор N ФПК-14-99 на капитальный ремонт пассажирских вагонов от 28.03.2014 г., в соответствии с которым Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту пассажирских вагонов в объеме КР-1 и КР-2, включая дополнительные работы, а Заказчик - оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Пунктом 4.2. Договора предусмотрено, что нормативный срок простоя вагона в ремонте исчисляется с момента подписания акта ф.ЗРУ-25, а выпуск вагона из ремонта оформляется уведомлением ф.ВУ-36 (п.4.4. договора).
Подрядчик обязан выполнять ремонт с учетом Норм простоя пассажирских вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах, установленных Указанием МПС России N В -1465у от 23.12.1997.
Согласно Нормам простоя пассажирских вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах, срок общего простоя для пассажирского вагона с кондиционированием воздуха при ремонте КР-1 (второй и последующий, после постройки), должен составлять 23 суток, срок общего простоя для пассажирского вагона с кондиционированием воздуха при ремонте КР-2, должен составлять 38 суток.
В соответствие с п. 4.2 Договора установлено, что нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта приемки формы ЗРУ - 25.
Согласно п. 4.4 - 4.6. Договора выпуск вагонов из ремонта оформляется уведомлением по форме ВУ - 36 и работы считаются выполненными и принятыми Заказчиком с момента подписания обеими сторонами акта сдачи - приемки выполненных работ в отношении каждого о 1 ремонтированного вагона.
Пунктом 6.4. Договора установлено, что в случае нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997, Подрядчик обязан уплатить Заказчику штрафную неустойку в размере 0,1 % от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ, за каждый день просрочки, но не более 7 % от общей стоимости работ по ремонту вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ.
Однако, Ответчиком условия настоящего договора были исполнены ненадлежащим образом, а именно при выполнении работ не соблюдались сроки нахождения вагонов в ремонте.
1) 24 января 2019 Тамбовским вагоноремонтным заводом - филиалом АО "Вагонреммаш" для проведения капитального ремонта в объеме КР-2 принят в ремонт вагон N 062 12765, о чем свидетельствует подписанный с двух сторон акт приемки в ремонт пассажирского вагона формы ЗРУ-25 от 24.01.2019.
Работы по капитальному ремонту вагона N 062 12765 Тамбовским вагоноремонтным заводом фактически начаты 24.01.2019 и закончены 06.03.2019, что подтверждается Уведомлением о приемке пассажирских вагонов из ремонта формы ВУ -36 от 06.03.2019, актом приемки из ремонта пассажирского вагона от 06.03.2019, актами выполненных ремонтных работ N 41013-41021 от 06.03.2019, подписанными представителями сторон по Договору.
Общий простой вагона N 062 12765 на Тамбовском вагоноремонтном заводе составил 41 день при норме 38 суток. Просрочка сроков выполнения работ по вагону N 062 12765 составила 3 суток.
Заказчиком ввиду ненадлежащего исполнения Подрядчиком договорных обязательств, а именно, нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997, начислены штрафные санкции в соответствии с п. 6.4. Договора в размере 18 307,53 руб. Сумма штрафных санкций определена в соответствии с Приложением N 1 к настоящему исковому заявлению.
29.11.2019 в адрес АО "ВРМ" была направлена претензия N исх-13032/ФПКФПрив об оплате штрафных санкций в размере 18 307,53 руб. за нарушения норм простоя вагона в ремонте.
Согласно распечатке с официального сайта в информационно-телекомуникационной сети "Интернет" http://www.russianpost.ru "Почта России. Отслеживание почтовых отправлений" указанное письмо было вручено Ответчику 10.12.2019. Однако, в нарушение п. 7.2. - установленные сроки ответ на данную претензию Ответчиком не предоставлен, сумма штрафных санкций на расчетный счет АО "ФГЖ" не поступала.
2) 01 апреля 2019 Тамбовским вагоноремонтным заводом - филиалом АО "Вагонреммаш" для проведения капитального ремонта в объеме КР-2 принят в ремонт вагон N 062 12625, о чем свидетельствует подписанный с двух сторон акт приемки в ремонт пассажирского вагона формы ЗРУ- 25 от 01.04.2019.
Работы по капитальному ремонту вагона N 062 12625 Тамбовским вагоноремонтным заводом фактически были начаты 01.04.2019 и закончены 22.05.2019, что подтверждается Уведомлением о приемке пассажирских в ионов из ремонта формы ВУ -36 от 22.05.2019, актом приемки из ремонта пассажирского вагона от 22.05.2019, актами выполненных ремонтных работ N 41013-41021 от 06.03.2019, подписанными представителями сторон по Договору.
Общий простой вагона N 062 12625 на Тамбовском вагоноремонтном заводе составил 51 сутки при норме 38 суток. Просрочка сроков выполнения работ по вагону N 062 12625 составила 13 суток.
Заказчиком ввиду ненадлежащего исполнения Подрядчиком договорных обязательств, а именно, нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997, начислены штрафные санкции в соответствии с п. 6.4. Договора в размере 67 795,91 руб. Сумма штрафных санкций определена в соответствии с Приложением N 1 к настоящему исковому заявлению.
29.11.2019 в адрес АО "ВРМ" была направлена претензия N исх-1 ЗОЗО/ФПКФПрив об оплате штрафных санкций в размере 67 795,91 руб. за нарушения норм простоя вагона в ремонте.
Согласно распечатке с официального сайта в информационно-телекомуникационной сети "Интернет" http://www.russianpost.ru "Почта России. Отслеживание почтовых отправлений" указанное письмо вручено
Ответчику 10.12.2019. Однако, в нарушение п. 7.2. - установленные сроки ответ на данную претензию Ответчиком не был предоставлен, сумма штрафных санкций на расчетный счет АО "ФПК" не поступала.
3). 18 февраля 2019 Тамбовским вагоноремонтным заводом - филиалом АО "Вагонреммаш" для проведения капитального ремонта в объеме КР-2 принят в ремонт вагон N 061 16925, о чем свидетельствует подписанный с двух сторон акт приемки в ремонт пассажирского вагона формы ЗРУ-25 от 18.02.2019.
Работы по капитальному ремонту вагона N 061 16925 Тамбовским вагоноремонтным заводом фактически были начаты 18.02.2019 и закончены 29.03.2019, что подтверждается Уведомлением о приемке пассажирских вагонов из ремонта формы ВУ -36 от 29.03.2019, актом приемки из ремонта пассажирского вагона от 29.03.2019, актами выполненных ремонтных работ N 41595-41600 от 29.03.2019, подписанными представителями сторон по Договору.
Общий простой вагона N 061 16925 на Тамбовском вагоноремонтном заводе составил 39 суток при норме 38 суток.
Просрочка сроков выполнения работ по вагону N 061 16925 составила
1 сутки.
Заказчиком ввиду ненадлежащего исполнения Подрядчиком договорных обязательств, а именно, нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997, начислены штрафные санкции в соответствии с п. 6.4. Договора в размере 5 973,76 руб. Сумма штрафных санкций определена в соответствии с Приложением N 1 к исковому заявлению.
29.11.2019 в адрес АО "ВРМ" направлена претензия N исх-13031/ФПКФПрив об оплате штрафных санкций в размере 5 973,76 руб. за нарушения норм простоя вагона в ремонте.
Согласно распечатке с официального сайта в информационно-телекомуникационной сети "Интернет" http://www.russianpost.ru "Почта России. Отслеживание почтовых отправлений" указанное письмо было вручено Ответчику 10.12.2019. Однако, в нарушении п. 7.2. -установленные сроки ответ на данную претензию Ответчиком не был предоставлен, сумма штрафных санкций на расчетный счет АО "ФПК" не поступала.
4). 06 февраля 2019 Тамбовским вагоноремонтным заводом - филиалом АО "Вагонреммаш" для проведения капитального ремонта в объеме КР-1 принят в ремонт вагон N 058 30088, о чем свидетельствует подписанный с двух сторон акт приемки в ремонт пассажирского вагона формы ЗРУ-25 от 06.02.2019.
Работы по капитальному ремонту вагона N 058 30088 Тамбовским вагоноремонтным заводом фактически были начаты 06.02.2019 и закончены 13.03.2019, что подтверждается Уведомлением о приемке пассажирских вагонов из ремонта формы ВУ -36 от 13.03.2019, актом приемки из ремонта пассажирского вагона от 13.03.2019, актами выполненных ремонтных работ
N 41108-41113 от 13.03.2019, подписанными представителями сторон по Договору.
Общий простой вагона N 058 30088 на Тамбовском вагоноремонтном заводе составил 35 календарных дней при норме 23 календарных дня. Просрочка сроков выполнения работ по вагону N 058 30088 составила 12 календарных дней.
Заказчиком ввиду ненадлежащего исполнения Подрядчиком договорных обязательств, а именно, нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997, начислены штрафные санкции в соответствии с п. 6.4. Договора в размере 33 641,52 руб. Сумма штрафных санкций определена в соответствии с Приложением N 1 к настоящему исковому заявлению.
29.11.2019 в адрес АО "ВРМ" была направлена претензия N исх-13033/ФПКФПрив об оплате штрафных санкций в размере 33 641,52 руб. за нарушения норм простоя вагона в ремонте.
Согласно распечатке с официального сайта в информационно-телекомуникационной сети "Интернет" http://www.russianpost.ru "Почта России. Отслеживание почтовых отправлений" указанное письмо было вручено Ответчику 10.12.2019. Однако, в нарушении п. 7.2. - установленные сроки ответ на данную претензию Ответчиком не был предоставлен, сумма штрафных санкций на расчетный счет АО "ФПК" не поступала.
Таким образом, общая сумма штрафной неустойки за нарушения срока выполнения работ, установленного в Графике подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта и определенного с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997, составляет 125 718 руб. 72 коп.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Ответчик является подрядчиком истца на основании договора, заключенного между АО "ФПК" и АО "ВРМ" N ФПК-14-99 от 28.03.2014 г. (далее - Договор).
Согласно п. 1.1 Договора подрядчик (ответчик) обязуется выполнить по заданию заказчика 1стца) работы по капитальному ремонту в объеме КР-1, КР-2 пассажирских вагонов, а заказчик принять и оплатить выполненные работы.
В соответствии с п. 4.1 Договора вышеуказанные работы выполняются Ответчиком на уповании Графика подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта на текущий год (приложение N 4 к Договору).
Требования к организации и условиям осуществления деятельности по капитальному ремонту вагонов установлены документом "Основные условия капитального ремонта и модернизации пассажирских вагонов на ремонтных заводах" (далее - Документ), утвержденным АО "РЖД" от 11.12.2007 N РД 32 ЦЛ 024-2007.
Подача вагонов для выполнения Работ осуществляется на территории АО "ВРМ" с соблюдением требований Документа.
Разделом 6.4. Документа установлено, что вагоны подаются в ремонт и выпускаются из шопта согласно годовым, квартальным и пономерным графикам подачи вагонов в ремонт и спуска из ремонта.
При этом график является обязательным для сторон и составляет неотъемлемую часть оговора (п.6.4.7. Документа).
Следовательно, срок выполнения АО "ВРМ" работ по ремонту вагона должен прежде всего соответствовать сроку, установленному в графике подачи вагона в ремонт и выпуска из ремонта, который является неотъемлемой частью Договора, что соответствует ст. 708 ГК РФ, которой установлено, что в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы.
Как следует из п.7.1.8 Документа приемка прибывшего в ремонт вагона оформляется актом приемки. Акт приемки пассажирского вагона оформляется по форме ЗРУ-25, указанной в приложении к Документу. Возможность оформления других документов для приемки вагона не предусмотрено ни Документом, ни иными нормативными правовым актами.
Исходя из п.7.1.11 Документа пассажирские вагоны, прибывшие к Исполнителю (АО "ВРМ") ранее сроков, установленных пономерным графиком, Исполнителем принимаются с оформлением акта, но по простою и в числе неисправных, до наступления сока прибытия на завод г о графику, учитываются за вагонным депо (участком приписки).
Следовательно, п. 7.1.11 Документа устанавливает обязанность АО "ВРМ" принять вагон, прибывший на вагоноремонтный завод ранее срока, установленного в графике, с оформлением акта приемки.
Такое же требование о приемке вагона в ремонт установлено п. 2.7 Регламента "Передачи пассажирских вагонов собственности АО "ФПК" в ремонт на вагоноремонтные предприятия и возврата к месту приписки", утвержденного распоряжением АО "ФПК" от 31 декабря 2014 года N 1576р.
Данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Московского Округа по делу N А40-130549 от 12.04.2017 г., а также Постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу А40-130565/16 от 12.04.2017 года.
В соответствии с п. 4.2 Договора нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте исчисляются с момента подписания обеими Сторонами акта формы ЗРУ-25.
К исковому заявлению АО "ФПК" прилагается расчет неустойки, согласно которому Истец считает нормы простоя вагонов непосредственно с даты подписания акта формы ЗРУ-25.
Как следует из ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, Начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании изложенного АО "ВРМ" подготовлен расчет неустойки с учетом вышеуказанных фактов.
Вместе с тем согласно п. 7.1.12 Документа вагоны, прибывшие позднее срока, поставленного пономерным графиком, Исполнителем принимаются с оформлением акта, а новый срок постановки вагона в ремонт письменно согласовывается сторонами.
Необходимо отметить, что один из вагонов, указанных в исковом заявлении прибыл позднее срока, указанного в пономерных графиках, однако новых сроков выпуска вагонов из ремонта в письменной форме, как того требует п. 7.1.12 Документа, Сторонами согласовано не было.
Согласование постановки вагона в ремонт требует также п.2.8. Регламента "Передачи пассажирских вагонов собственности АО "ФПК" в ремонт на вагоноремонтные предприятия и возврата к месту приписки", утвержденного распоряжением АО "ФПК" от 31 декабря 2014 года N 1576р.
Поскольку истец передал вагоны для выполнения ремонтных работ ранее или позднее срока, согласованного Графиком, без учета производственных мощностей ответчика (подрядчика-АО "ВРМ"), тем самым нарушил условия договора и нормы статей 708, 718 Гражданского кодекса РФ.
Из 4-х вагонов по которым предъявлена штрафная неустойка 4 вагона пришли в ремонт с нарушением графика подачи вагонов в ремонт:
Вагон N 062-12765 пришел в ремонт позднее срока, установленного в графике на 3 дня;
Вагон N 058-30088 пришел в ремонт позднее срока, установленного в графике на 1 день;
Вагон N 062-12625 пришел в ремонт ранее срока, установленного в графике на 22 дня;
Вагон N 061-169255 пришел в ремонт ранее срока, установленного в графике на 1 день.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд г. Москвы полностью исследовал обстоятельства и материалы дела и пришел к выводу о неправомерности начисления неустойки по вагонам, пришедшим в ремонт вне согласованных пономерных графиков.
В соответствии с расчетом неустойки к исковому заявлению АО "ВРМ" обязано уплатить штрафную неустойку в сумме 125 718 рублей 72 копейки.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, но не должна служить средством дополнительного обогащения кредитора за счет должника.
Определением Верховного суда Российской Федерации N 305-ЭС19-25443 от 21.01.2020 по кассационной жалобе АО "ФПК" по делу N А40-163077/2018 установлено, что суды первой и апелляционной инстанции, оценив материалы дела и установив факт нарушения истцом условий договора, выразившегося в передаче вагонов ответчику для выполнения ремонтных работ позднее срока, согласованного сторонами, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
С данными доводами согласился и суд округа. Верховный суд Российской Федерации отказал АО "ФПК" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, т.к. установил, что судами при принятии решений, не нарушены нормы материального и процессуального права.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2020 года по делу N А40-36796/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36796/2020
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Приволжского филиала ОАО "ФПК"
Ответчик: АО "ВАГОНРЕММАШ"