• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2021 г. N Ф05-25763/20 по делу N А40-36796/2020

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор N ФПК-14-99 на капитальный ремонт пассажирских вагонов от 28.03.2014 г., в соответствии с которым подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту пассажирских вагонов в объеме КР-1 и КР-2, включая дополнительные работы, а заказчик - оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных договором. Пунктом 4.2. договора предусмотрено, что нормативный срок простоя вагона в ремонте исчисляется с момента подписания акта ф.ЗРУ-25, а выпуск вагона из ремонта оформляется уведомлением ф.ВУ-36 (п.4.4. договора). Подрядчик обязан выполнять ремонт с учетом "Норм простоя пассажирских вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах", установленных Указанием МПС России N В -1465у от 23.12.1997. Согласно "Нормам простоя пассажирских вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах", срок общего простоя для пассажирского вагона с кондиционированием воздуха при ремонте КР-1 (второй и последующий, после постройки), должен составлять 23 суток, срок общего простоя для пассажирского вагона с кондиционированием воздуха при ремонте КР-2, должен составлять 38 суток. Согласно п. 4.2 договора, нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта приемки формы ЗРУ - 25. Согласно п. 4.4 - 4.6. договора, выпуск вагонов из ремонта оформляется уведомлением по форме ВУ - 36 и работы считаются выполненными и принятыми заказчиком с момента подписания обеими сторонами акта сдачи - приемки выполненных работ в отношении каждого ремонтированного вагона. Пунктом 6.4. договора установлено, что в случае нарушения подрядчиком срока выполнения работ, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997, подрядчик обязан уплатить заказчику штрафную неустойку в размере 0,1 % от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ, за каждый день просрочки, но не более 7 % от общей стоимости работ по ремонту вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ. Однако, истец указал, что ответчиком условия настоящего договора были исполнены ненадлежащим образом, а именно при выполнении работ не соблюдались сроки нахождения вагонов в ремонте, а поэтому истом были начислены штрафные санкции в соответствии с п. 6.4. договора за нарушения срока выполнения работ, установленного в графике подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта и определенного с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997, в размере 125.718 руб. 72 коп. Претензии, направленные в адрес ответчика, были оставлены последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 330, 708 ГК РФ, правомерно исходил из следующего.

Так, ответчик является подрядчиком истца на основании договора, заключенного между АО "ФПК" и АО "ВРМ" N ФПК-14-99 от 28.03.2014 г. Согласно п. 1.1 договора, подрядчик (ответчик) обязуется выполнить по заданию заказчика) работы по капитальному ремонту в объеме КР-1, КР-2 пассажирских вагонов, а заказчик принять и оплатить выполненные работы. В соответствии с п. 4.1 договора, вышеуказанные работы выполняются ответчиком на основании графика подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта на текущий год. Требования к организации и условиям осуществления деятельности по капитальному ремонту вагонов были установлены документом "Основные условия капитального ремонта и модернизации пассажирских вагонов на ремонтных заводах", утвержденным АО "РЖД" от 11.12.2007 N РД 32 ЦЛ 024-2007. Подача вагонов для выполнения работ осуществляется на территории АО "ВРМ" с соблюдением требований документа. Разделом 6.4. документа установлено, что вагоны подаются в ремонт и выпускаются из шопта согласно годовым, квартальным и пономерным графикам подачи вагонов в ремонт и спуска из ремонта. При этом график является обязательным для сторон и составляет неотъемлемую часть договора (п.6.4.7. документа). Следовательно, срок выполнения АО "ВРМ" работ по ремонту вагона должен прежде всего соответствовать сроку, установленному в графике подачи вагона в ремонт и выпуска из ремонта, который является неотъемлемой частью договора, что соответствует ст. 708 ГК РФ, которой установлено, что в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. Как следует из п.7.1.8 документа, приемка прибывшего в ремонт вагона оформляется актом приемки. Акт приемки пассажирского вагона оформляется по форме ЗРУ-25, указанной в приложении к документу. Возможность оформления других документов для приемки вагона не предусмотрено ни документом, ни иными нормативными правовым актами. Исходя из п.7.1.11 документа, пассажирские вагоны, прибывшие к исполнителю (АО "ВРМ") ранее сроков, установленных пономерным графиком, исполнителем принимаются с оформлением акта, но по простою и в числе неисправных, до наступления срока прибытия на завод по графику, учитываются за вагонным депо (участком приписки). Следовательно, п. 7.1.11 документа устанавливает обязанность АО "ВРМ" принять вагон, прибывший на вагоноремонтный завод ранее срока, установленного в графике, с оформлением акта приемки. Такое же требование о приемке вагона в ремонт установлено п. 2.7 регламента "Передачи пассажирских вагонов собственности АО "ФПК" в ремонт на вагоноремонтные предприятия и возврата к месту приписки", утвержденного распоряжением АО "ФПК" от 31 декабря 2014 года N1576р. В соответствии с п. 4.2 договора, нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта формы ЗРУ-25. Так, истец считает нормы простоя вагонов непосредственно с даты подписания акта формы ЗРУ-25. Как следует из ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, а поэтому АО "ВРМ" был представлен расчет неустойки с учетом вышеуказанных фактов. Вместе с тем, согласно п. 7.1.12 документа, вагоны, прибывшие позднее срока, поставленного пономерным графиком, исполнителем принимаются с оформлением акта, а новый срок постановки вагона в ремонт письменно согласовывается сторонами. При этом один из вагонов, указанных в исковом заявлении, прибыл позднее срока, указанного в пономерных графиках, однако новых сроков выпуска вагонов из ремонта в письменной форме, как того требует п. 7.1.12 документа, сторонами согласовано не было. При этом согласование постановки вагона в ремонт требует также п.2.8. Регламента "Передачи пассажирских вагонов собственности АО "ФПК" в ремонт на вагоноремонтные предприятия и возврата к месту приписки", утвержденного распоряжением АО "ФПК" от 31 декабря 2014 года N 1576р.

Таким образом, истец передал вагоны для выполнения ремонтных работ ранее или позднее срока, согласованного графиком, без учета производственных мощностей ответчика (подрядчика-АО "ВРМ"), тем самым нарушил условия договора и нормы статей 708, 718 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, из 4-х вагонов, по которым была предъявлена штрафная неустойка, 4 вагона пришли в ремонт с нарушением графика подачи вагонов в ремонт: вагон N 062-12765 пришел в ремонт позднее срока, установленного в графике на 3 дня; вагон N 058-30088 пришел в ремонт позднее срока, установленного в графике на 1 день; вагон N 062-12625 пришел в ремонт ранее срока, установленного в графике на 22 дня; вагон N 061-169255 пришел в ремонт ранее срока, установленного в графике на 1 день."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2021 г. N Ф05-25763/20 по делу N А40-36796/2020