город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2020 г. |
дело N А32-56104/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от АО "Краснодаргоргаз": представитель Гришина В.С., по доверенности от 30.07.2020, паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: представитель Москаленко Г.В., по доверенности от 18.05.2020, паспорт;
рассмотрев в онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.08.2020 по делу N А32-56104/2019
по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ИНН 2309029802,
ОГРН 1022301172156)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: Ширинян Олега Мнацакановича
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности; о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - заявитель, АО "Краснодаргоргаз", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) об оспаривании постановления от 12.11.2019 N 28803/6 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-1081/2019; об оспаривании представления от 12.11.2019 N 28804/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленного постановлением по делу N 023/04/9.21-1081/2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2020 признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-1081/2019. Суд признал недействительным представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленного постановлением по делу N 023/04/9.21-1081/2019.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не дана надлежащая оценка тому, что Заявитель не мог своевременно вызвать АО "Краснодаргоргаз" на мониторинг выполненных заявителем работ. Ширинян О.М. обращался в адрес АО "Краснодаргоргаз" с претензиями о неисполнении обязательств по договору о подключении и по договору N 102332-СМР. Ширинян О.М. не мог обеспечить готовность Объекта к подключению в срок, предусмотренный договором о подключении в виду неисполнения АО "Краснодаргоргаз" обязательств по договору N 102332-СМР внутри земельного участка заявителя. Однако, неисполнение обязательств одной из сторон договора не влечет для другой стороны право не исполнять свои обязательства.
В отзыве на апелляционную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель акционерного общества "Краснодаргоргаз" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Ширинян Олег Мнацаканович, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение Шириняна О.М. на действия АО "Краснодаргоргаз", связанные с неисполнением договора от 20.10.2017 N 102332-Т.П.(с) о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
12.11.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-1081/2019, которым АО "Краснодаргоргаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации, выразившегося в не осуществлении мероприятий по подключению объекта Шириняна О.М. в срок согласно п. 3 Договора от 20.10.2017 N 102332-Т.П.(с), а также в соответствии с требованиями подп. "в" п. 98 Правил N 1314; указанным постановлением АО "Краснодаргоргаз" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
12.11.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым обществу указано на необходимость осуществить фактические действия по подключению объекта Шириняна О.М. к сети газораспределения в рамках заключенного Договора от 20.10.2017 N 102332-Т.П.(с); о принятых мерах сообщить письменно в Краснодарское УФАС России в течение одного месяца со дня получения настоящего представления, с приложением соответствующих документов.
Не согласившись с указанным постановлением, представлением, считая их незаконными, заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-1081/2019, об оспаривании представления от 12.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленного постановлением по делу N 023/04/9.21-1081/2019.
В силу положений ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует и установлено судом, что протокол об административном правонарушении от 30.09.2019 по делу N 023/04/9.21-1081/2019 соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что, с учётом положений ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу об административном правонарушении; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется, суду представлено не было.
Общество надлежащим образом было извещено о месте и времени составления указанного протокола об административном правонарушении, посредством направления заказным письмом соответствующего определения от 02.09.2019 о необходимости явки, получено обществом 16.09.2019; протокол составлен в отсутствие общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что названный протокол соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как явствует из материалов дела, общество извещалось о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении посредством направления определения от 14.10.2019 по делу N 023/04/9.21-1081/2019 о необходимости явки, получено обществом 21.10.2019; доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, суду представлено не было; суд также исходит и из того, что данное обстоятельство - факт того, что обществу было известно о месте и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении - заявителем фактически под сомнение не ставится и не оспаривается; иных выводов существо и содержание поступившего в суд заявления общества, сделать не позволяют.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что материалы дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-1081/2019 рассмотрены в отсутствии надлежащим образом уведомленного АО "Краснодаргоргаз".
Учитывая изложенное, доказательств, свидетельствующих о нарушении административным органом порядка применения административного наказания, в материалах дела не имеется; при принятии оспариваемого постановления административным органом не допущено существенных нарушений порядка применения административного наказания, являющихся безусловными основаниями для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Как следует из материалов дела, между Ширинян О.М. (абонент) и АО "Краснодаргоргаз" (исполнитель) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 102332-Т.П.(с) от 20.10.2017 (далее - Договор).
Предметом Договора является обязанность общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Аграрная, 10 (далее - Объект), в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а абонент обязуется оплатить услуги Исполнителя.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.20 13 N 1314 (далее - Правила N 1314).
В соответствии с п. 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с п. 60 Правил N 1314, по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно п. 81 Правил N 1314 договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
В соответствии с п. 98 Правил N 1314 исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Согласно подп. "в" п. 85 Правил N 1314 срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на подключение (п. 83 Правил N 1314).
Таким образом, общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами N 1314 сроки.
В соответствии с п. 3 Договора срок выполнения мероприятий по подключению объекта и пуску газа составляет 545 дней со дня заключения настоящего договора.
Пунктом 102 Правил N 1314 определена возможность изменения условий договора о подключении, которая осуществляется при согласии сторон договора о подключении и оформляется дополнительным соглашением.
Антимонопольный орган указал, что Ширинян О.М. и АО "Краснодаргоргаз" не представлены сведения, свидетельствующие о внесении изменений сторонами по договору, в том числе в части изменения срока исполнения мероприятий по Договору.
Таким образом, с учётом Правил N 1314 и п. 3 Договора, а также отсутствия подписанного сторонами дополнительного соглашения к Договору в части продления сроков исполнения мероприятий по технологическому присоединению, срок исполнения мероприятий по технологическому подключению к сетям газораспределения Объекта заявителя истёк 18.04.2019.
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении АО "Краснодаргоргаз" письмом от 02.09.2019 б/н представлены в антимонопольный орган пояснения, из которых следует, что мероприятия по подключению Объекта, в рамках Договора N 102332-Т.П.(с), не осуществлены АО "Краснодаргоргаз" ввиду не исполнения абонентом - Ширинян О.М. обязательств, предусмотренных Договором по готовности объекта к подключению, а также ввиду не уведомления абонентом о выполнении мероприятий по Договору и ТУ. В свою очередь, АО "Краснодаргоргаз" выполнило строительство газопровода низкого давления от подземного полиэтиленового газопровода низкого давления Де 315 мм, проходящего по ул. Аграрной, напротив земельного участка по ул. Аграрной, 10 до границы земельного участка по ул. Аграрной, 10.
Указанные доводы рассмотрены антимонопольным органом и отклонены в виду следующего.
В ходе рассмотрения дела со стороны АО "Краснодаргоргаз" не представлены сведения и документы, подтверждающие исполнение мероприятий по строительству вышеуказанных газопроводов; между Ширинян О.М. и АО "Краснодаргоргаз" заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ N 102332 от 29.03.2018, согласно которому АО "Краснодаргоргаз" обязуется выполнить устройство газовых сетей и обвязку газопроводами газового оборудования и узлов учета на Объекте в соответствии с проектной документацией. К обращению Ширинян О.М. приобщена переписка с обществом, касающаяся предоставления сведений о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в соответствии с условиями Договора: письмо Ширинян О.М. от 27.03.2019 N 05.1/3050; ответ АО "Краснодаргоргаз" от 12.04.2018 N 101/2100. В ходе рассмотрения дела со стороны АО "Краснодаргоргаз" не представлены сведения и документы, подтверждающие наличие объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению принятых на себя обязательств в соответствии с условиями заключенного договора и Правилами N 1314 при соблюдении баланса интересов абонента (Шириняна О.М.) и газораспределительной организации (АО "Краснодаргоргаз").
На основании вышеизложенного, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что АО "Краснодаргоргаз" не соблюден срок, установленный п. 3 Договора N 102332-Т.П.(с) от 20.10.2017, а также нарушен подп. "в" п. 98 Правил N 1314; нарушение указанного срока применительно к п. 3. Договора и подп. "в" п. 98 Правил.
АО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
В соответствии со ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Антимонопольный орган в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении установил, что ранее АО "Краснодаргоргаз" было привлечено к административной ответственности статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2018 по делу N А32-35328/2018 установлена законность привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; на момент совершения нового правонарушения, не истёк период, когда общество считалось подвергнутым административному наказанию; доказательств иного, обратного материалы дела не содержат.
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, с учётом того, что ранее АО "Краснодаргоргаз" было подвергнуто административному наказанию по ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд правомерно пришел к выводу о правильности квалификации антимонопольным органом рассматриваемого правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; документальных доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
По мнению антимонопольного органа, в действиях АО "Краснодаргоргаз", выразившихся в неосуществлении мероприятий по подключению Объекта Шириняна О.М. в срок применительно к п. 3 Договора N 102332-Т.П.(с) от 20.10.2017, подп. "в" п. 98 Правил N 1314 имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; датой совершения правонарушения является 18.04.2019 - дата неисполнения АО "Краснодаргоргаз" мероприятий по подключению технологическому присоединению) Объекта Шириняна О.М. к сетям газораспределения в рамках заключенного Договора.
АО "Краснодаргоргаз" с названными выводами антимонопольного органа не согласно, в обоснование заявленных требований указывает, что АО "Краснодаргоргаз" исполнило обязанность по созданию сети газораспределения до границы земельного участка Шириняна О.М. по состоянию на 18.04.2019, то есть в срок, установленный указанным договором; в свою очередь, Ширинян О.М., как сторона указанного Договора, своевременно не исполнил свою обязанность по подготовке объекта капитального строительства к подключению и созданию сети газопотребления на принадлежащем заявителю земельном участке от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования.
Таким образом, согласно позиции и доводам АО "Краснодаргоргаз", не реализация мероприятий по подключению Объекта Шириняна О.М. в срок применительно к п. 3 Договора N 102332-Т.П.(с) от 20.10.2017, к требованиям подп. "в" п. 98 Правил N 1314, произошло по независящим от общества причинам; общество не имело возможности осуществить действия по подключению Объекта Шириняна О.М.; указанное, согласно позиции заявителя, исключает наличие в его деяниях состав названного административного правонарушения, исключает законность и обоснованность оспариваемого представления антимонопольного органа.
При оценке указанных доводов заявителя, оценке законности и обоснованности оспариваемого постановления применительно к правомерности указанного вывода антимонопольного органа - не реализация сетевой организацией мероприятий по подключению Объекта Шириняна О.М. в срок применительно к п. 3 Договора N 102332-Т.П.(с) от 20.10.2017, к требованиям подп. "в" п. 98 Правил N 1314 - суд первой инстанции исходил из того, что технологическое присоединение является последовательным и поэтапным процессом, который может быть окончен исполнителем только после надлежащего исполнения встречных обязательств самого заявителя.
При этом ссылки общества на неисполнение обязательств со стороны абонента (третьего лица) не исключают обязанности общества по подтверждению принятия всех необходимых мер для исполнения своих публично-правовых обязанностей и обязанностей по заключенному с потребителем договору.
В силу пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
б) выдача технических условий;
в) заключение договора о подключении;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
При этом фактическое присоединение представляет собой комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
В силу п. 88 Правил N 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.
В соответствии с Договором о технологическом присоединении приняты обязательства по выполнению перечня мероприятий (в том числе технических) по подключению, а именно: выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газораспределения и газоиспользующего оборудования к подключению; представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации); в случае внесения изменений в проект газоснабжения, влекущих изменение указанной в договоре на подключение максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении; обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для проверки выполнения заявителем технических условий; внести плату за подключение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.
Кроме того, в соответствии с техническими условиями подключение возможно после выполнения абонентом мероприятий по проектированию и строительству газопроводов низкого давления от проектируемого газопровода низкого давления на границе земельного участка Заявителя до газоиспользующего оборудования газифицируемого жилого дома; на проектируемом газопроводе предусмотреть установку отключающего устройства на жилой дом; до предъявления приемочной комиссии газифицируемого объекта необходимо оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на жилой дом; до ввода в эксплуатацию, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 549 от 21.07.2008 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", заключить договор на техническое и аварийное обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.
Фактическое присоединение представляет собой комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
Общество указывает, что обязанности исполнителя, установленные в соответствии с п. 98 Правил 1314, исполнены обществом, в том числе:
- подп. "а" п. 98 Правил 1314 - осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения.
Во исполнение данной нормы п. 98 Правил 1314 АО "Краснодаргоргаз" осуществило действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения, предусмотренной договором о подключении до 18.04.2019 (дата совершения вменяемого административного правонарушения по неисполнению мероприятий по технологическому присоединению Объекта), что подтверждается договором подряда N 102332-Подр. от 19.02.2019 и актом о приемке выполненных работ за март 2019, который составлен 04.03.2019. При этом дата подписания акта - 04.03.2019 - находится в пределах установленного подп. "в" п. 85 Правил N 1314 срока осуществления мероприятий по подключению;
- подп. "б" п. 98 Правил 1314 - осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения".
Во исполнение данной нормы п. 98 Правил 1314 АО "Краснодаргоргаз" осуществило мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении, в результате чего был составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме от 17.12.2019. Заявление гр. Ширинян О.М. на осуществление мониторинга поступило в АО "Краснодаргоргаз" только 07.10.2019; отсутствие готовности объекта к подключению со стороны Ширинян О.М. по состоянию на дату вменяемого правонарушения подтверждается актом первичного обследования технического состояния дымовых и вентиляционных каналов от 01.11.2019; договором на сервисное обслуживание систем безопасности загазованности от 03.10.2019. Следовательно, ранее указанных календарных дат объект заявителя не был готов к проведению мониторинга. Документально готовность сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства заявителя к подключению (технологическому присоединению) подтверждена только 17.12.2019;
- подп. "в" п. 98 Правил 1314 - осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.
Во исполнение данной нормы п. 98 Правил 1314 АО "Краснодаргоргаз" на момент вынесения оспариваемого постановления не имело возможности осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) в установленный Правилами 1314 и договором срок, поскольку фактически не составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), который был подписан только 17.12.2019.
При рассмотрении указанных доводов АО "Краснодаргоргаз" об отсутствии в деяниях общества состава административного правонарушения, суд правомерно исходил из того, что Управление в постановлении о привлечении к ответственности указало, что общество не осуществило мероприятия по подключению объекта Шириняна О.М. в срок согласно пункту 3 договора от 20.10.2017 N 102332-Т.П.(с) в соответствиями с требованиями подпункта "в" пункта 98 Правил, согласно которому исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.
Согласно техническим условиям от 17.10.2017 на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства по адресу: г. Краснодар, ул. Аграрная, 10 (первичная газификация) предусмотрен перечень мероприятий по подключению, выполняемых исполнителем и абонентом. Так, абонент: выполняет проектирование и строительство газопровода низкого давления от проектируемого газопровода низкого давления на границе земельного участка по ул. Аграрная, 10, до газоиспользующего оборудования газифицируемого жилого дома; предусматривает установку вставки изолирующей (диэлектрической) на внутреннем газопроводе на сгоне после крана перед газовыми приборами, имеющими электрооборудование; до ввода в эксплуатацию заключает договор на техническое и аварийное обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.
Апелляционной коллегией не принимается довод антимонопольного органа о том, что Ширинян О. М. заключил договор на выполнение строительно-монтажных работ N 102332-СМР на объекте капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Аграрная, 10 с АО "Краснодаргоргаз", и, соответственно общество обязано было выполнить работы и подготовить сеть газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
На основании договора от 29.03.2018 на выполнение строительно - монтажных работ N 102332-СМР, который заключен обществом и Шириняном О.М., Подрядчик (общество) приступает к выполнению работ по настоящему договору в течение 5-ти месяцев, которые предшествуют дате окончания срока действия договора технологического присоединения N N 102332-Т.П.(с) от 20.10.2017, при условии исполнения заказчиком п. 4.1 настоящего договора, предоставления Подрядчику заявления Заказчика о выполнении п. 2.1.3 договора. В соответствии с п. 3.2 договора срок выполнения СМР автоматически продлевается пропорционально сроку неисполнения заказчиком п. 2.1.3 договора. В соответствии с п. 2.1.3 договора до начала выполнения Работы Заказчик обязан обеспечить полную строительную готовность Объекта, предусмотренную Проектом.
Вместе с тем, общество указало, что, несмотря на неоднократные уведомления Шириняна О.М. о невозможности осуществления работ по договору на выполнение строительно-монтажных работ N 102332-СМР в связи с отсутствием уведомления от Шириняна О.М. об исполнении п. 2.1.3 указанного договора, в связи с не обеспечением данным лицом доступа на объект, территорию земельного участка для выполнения работ по договору N 102332-СМР на выполнение строительно-монтажных работ от 29.03.2018, данные обязанности Заказчиком (абонентом) не исполнены, что лишило Исполнителя возможности исполнить договор; 10.06.2019 вышеуказанный договор на выполнение строительно-монтажных работ N 102332-СМР расторгнут.
Таким образом, общество ссылается на невыполнение Шириняном О.М. технических условий.
Из анализа существа и содержания постановления о привлечении общества к ответственности и представления от 12.11.2019 следует, что выявленное управлением правонарушение выразилось в неосуществлении мероприятий по фактическому технологическому присоединению объекта капитального строительства Шириняна О.М. к сетям газораспределения.
Вместе с тем, при указанных фактических обстоятельствах, установленных судом, установлено, что управление не указало, какие мероприятия не выполнило общество.
Апелляционной коллегией отклоняется довод Управления о наличии вины общества в неосуществлении мероприятий по подключению, поскольку документально не опровергло доводы общества о невыполнении абонентом технических условий, что лишает общество, как исполнителя, возможности предоставить объект на мониторинг и подключить объект Шириняна О.М.
В силу положения ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
С учётом совокупности указанных обстоятельств, исходя из их логического и системного анализа, суд правомерно пришел к выводу о том, что совокупностью доказательств, представленных в материалы дела и полученных судом, не подтверждены выводы антимонопольного органа о наличии вины общества в неосуществлении мероприятий по подключению объекта Шириняна О.М. в срок, согласно п. 3 Договора N 102332-Т.П.(с) от 20.10.2017, в соответствии с требованиями подп. "в" п. 98 Правил N1314.
Выводов, свидетельствующих об ином, представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и логической взаимосвязи, сделать не позволяют.
Названные выводы суда соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, сформированной в постановлении от 22.07.2020 по делу N А32-41444/2019, имеющему аналогичные правовые и фактические обстоятельства.
На основании изложенного апелляционная коллегия полагает, что у заинтересованного лица не имелось правовых и документальных оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, и суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое заявителем постановление по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 Кодекса представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 12.11.2019, установленного постановлением от 12.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-1081/2019, которое по своей сути является актом антимонопольного органа, принятым по итогам рассмотренной жалобы, установления состава административного правонарушения и направленным на устранение выявленных нарушений по состоянию на 12.11.2019, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2020 по делу N А32-56104/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56104/2019
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кранодарскому краю
Третье лицо: Ширинян О М