г. Хабаровск |
|
20 октября 2020 г. |
А73-9751/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Кузьмина Е.С. по доверенности от 09.01.2020 N 4-1.13-6,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение от 02.09.2020
по делу N А73-9751/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
третьи лица
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, административный орган) от 21.05.2019 N 18-ю, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 55 000 руб.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-9751/2019.
Решением суда от 02.09.2020 заявленное АО "ДГК" требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным ввиду повторности привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Комитет не согласился с судебным актом, обратился с Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт о признании постановления N 18-ю законным и обоснованным. Заявитель жалобы считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным в связи с тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неполном выяснении.
Доводы жалобы направлены на несогласие с выводом суда первой инстанции о повторности привлечения к административной ответственности за одно и то же противоправное деяние.
По мнению Комитета каждое платежное требование (квитанция), выставленное потребителям за один и тот же период с нарушением действия установленных тарифов, является самостоятельным административным правонарушением, а привлечение АО "ДГК" к административной ответственности по одному эпизоду выставления требования об оплате коммунального платежа с нарушением цен и тарифов не освобождает энергоснабжающую организацию от ответственности за выставление таких требований иным потребителям. Также Комитет ссылается на отсутствие идентичности в периодах начисления платы в сходных, но не идентичных по содержанию постановлениях о привлечении к административной ответственности.
Также судом неверно квалифицирован рассматриваемый случай в качестве длящегося правонарушения.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 21.09.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
АО "ДГК" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, в полном объеме.
АО "ДГК", извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не направило своего представителя в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в связи с поступившим обращением гражданки Поляковой Н.А. (вх. N П-33ж от 30.01.2019), проживающей по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Индустриальная, д. 1, кв. 216, по вопросу правомерности применения тарифа при формировании платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в отношении АО "ДГК" вынесено определение о возбуждении дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и проведении в порядке статьи 28.7 КоАП РФ административного расследования.
В ходе проверки было установлено, что АО "ДГК" предъявило Поляковой Н.А. размер платы за горячее водоснабжение, рассчитанный с учетом применения объемных показателей потребления горячей воды за ноябрь - декабрь 2018 года (переданных в АО "ДГК" в период с 20 по 25 декабря 2018 года), и тарифов на горячую воду, действие которых установлено на иной период времени - с 01.01.2019 года, тем самым, применив тарифы, установленные на иной период регулирования,
23.04.2019 должностным лицом Комитета в отношении АО "ДГК", при участии защитника Общества Гуменюк М.А. по доверенности от 07.03.2019 N 51/84, составлен протокол об административном правонарушении и 21.05.2019 вынесено постановление N 18-ю, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 55 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, АО "ДГК" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 21.05.2019 N 18-ю.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, вместе с тем отменил оспариваемый ненормативный акт в виду повторности привлечения АО "ДГК" к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно оспариваемому постановлению, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ (за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования).
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный порядок ценообразования, объективную сторону составляют действия (бездействие) виновного лица, нарушающие установленный действующим законодательством порядок ценообразования, в том числе в части порядка установления регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
В соответствии с Положением о комитете, утверждённым постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 N 142-пр, в полномочия комитета входит осуществление государственного регулирования цен (тарифов), в том числе на горячее водоснабжение и тепловую энергию, а также осуществление контроля за правильностью применения цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится установление тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила N 1075).
Согласно пункту 15 Основ ценообразования срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства РФ; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из не превышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
На регулируемый период с 01.07.2018 по 31.12.2018 постановлением Комитета от 18.12.2015 N 39/7 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "ДГК" (филиал "Хабаровская теплосетевая компания") на 2016 - 2018 годы" (в редакции постановления комитета от 19.12.2017 N 38/9) (далее - Постановление N 39/7), для группы потребителей "население" установлены тарифы (с НДС):
на компонент теплоноситель в размере 39,14 руб./куб.м.;
на компонент на тепловую энергию в размере 1705,32 руб./Гкал.
На регулируемый период с 01.01.2019 по 31.06.2019 постановлением Комитета от 14.12.2018 N 38/3 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую АО "ДГК" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" потребителям Хабаровского края в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) на долгосрочный период 2019 - 2023 годы" (далее - Постановление N 38/3) для группы потребителей "население" установлены тарифы (с НДС):
на компонент теплоноситель в размере 39,81 руб./куб.м.;
на компонент на тепловую энергию в размере 1734,22 руб./Гкал.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Подпунктом "ж" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги необходимо применять показания приборов учета за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Как следует из материалов дела, по обращению гражданки Поляковой Н.А. Комитетом проведена проверка, в ходе которой установлено что АО "ДГК" предъявило жильцам, проживающим по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Индустриальная, д. 1, кв. 216, размер платы за горячую воду, рассчитанный с учетом применения объемных показателей за ноябрь - декабрь 2018 года, и тарифа на горячую воду, действие которого установлено с 01.01.2019 года, а именно:
- компонента на теплоноситель в размере 39,81 руб./куб.м;
- компонента на тепловую энергию в размере 1 734,22 руб./Гкал, установленного на период времени с 01.01.2019 по 30.06.2019 постановлением Комитета от 14.12.2018 N 38/3 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую АО "ДГК" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" потребителям Хабаровского края в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) на долгосрочный период 2019 - 2023 годы".
При этом, в ноябре - декабре 2018 года действовали тарифы: на компонент теплоноситель в размере 39,14 руб./куб.м. и на компонент на тепловую энергию в размере 1705,32 руб./Гкал, установленные постановлением N 39/7 для группы потребителей "население" на период регулирования с 01.07.2018 по 31.12.2018.
Согласно информации, представленной АО "ДГК" в ходе административного расследования (вх. N 150-52/754 от 26.02.2019, N 150-52/1172 от 21.03.2019) следует, что 27.12.2018 АО "ДГК" были сформированы счета на оплату коммунальных услуг "за январь 2019 года". В счете за январь 2019 года, предъявленном Поляковой Н.А., размер платы за горячую воду, рассчитан с учетом применения объёмных показателей за ноябрь-декабрь 2018 (с 12.11.2018 по 22.12.2018), и тарифов, действие которых установлено постановлением N 38/3 с 01.01.2019, то есть установленных на иной период регулирования.
В целях предоставления коммунальных услуг по отеплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Индустриальная, д. 1, осуществляется централизованно.
На момент предоставления сведений от АО "ДГК" в Комитет (вх. N 150-52/754 от 26.02.2019, вх. N 150-52/1172 от 21.03.2019) договорные отношения между ресурсоснабжающей организацией АО "ДГК" и исполнителем коммунальных услуг товариществом собственников жилья "Победа", не урегулированы.
Также определением Комитета от 14.03.2019 у Поляковой Н.А. истребованы сведения, необходимые для разрешения дела.
Из представленных Поляковой Н.А. сведений (вх. N П-108ж от 21.03.2019) следует, что Поляковой Н.А. ежемесячно с 20 по 25 число следующего месяца в АО "ДГК" подаются показания прибора учета потребленной горячей воды. Поляковой Н.А. ведется самостоятельный учет потребления горячей воды, из которого следует:
- согласно квитанции за январь 2019 года - период потребления горячей воды с 24.12.2018 по 22.01.2019.
Правонарушение выразилось в том, что АО "ДГК" применены тарифы, установленные на иной период регулирования, что, по мнению административного органа, свидетельствует о совершении АО "ДГК" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Учитывая, что АО "ДГК" не представило доказательств, которые бы свидетельствовали о принятии Обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность или о невозможности их принятия, суд первой инстанции посчитал доказанным факт правонарушения, при том, что и сам заявитель по делу вышеизложенные обстоятельства не оспаривал.
Вместе с тем, суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, при этом руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
АО "ДГК" привлечено к ответственности в рамках административных дел N 6-ю, N 7-ю, N 9-ю, которые вытекают из идентичных фактов, а именно:
- в рамках дела N 6-ю - предъявление размера платы за горячее водоснабжение, рассчитанного с учетом применения объемных показателей за декабрь 2018 года и тарифов, действие которых установлено на иной период времени с 01.01.2019 года;
- в рамках дела N 7-ю - предъявление размера платы за горячее водоснабжение, рассчитанного с учетом применения объемных показателей за декабрь 2018 года и тарифов, действие которых установлено на иной период времени с 01.012019 года (постановление N 7-ю не обжаловано, вступило в законную силу);
- в рамках дела N 9-ю также предъявление размера платы за горячее водоснабжение, рассчитанного с учетом применения объемных показателей за декабрь 2018 года и тарифов, действие которых установлено на иной период времени с 01.01.2019 года.
В указанных делах такое предъявление потребителям, проживающим на территории г. Хабаровска, размера плат за горячее водоснабжение, обусловлено отсутствием возможности формирования платежного документа потребителям исходя из требований постановлений комитета N 38/1 и N 38/9 об утверждении тарифов на тепловую энергию и горячую воду.
Комитет в рамках настоящего дела привел доводы о том, что, поскольку постановления N 6-ю, 7-ю, 9-ю и 18-ю вынесены по итогам разных административных производств, возбуждённых в различное время на основании отдельных обращений разных граждан, то предъявление АО "ДГК" разным потребителям, проживающим в отдельных квартирах, по отдельным платежным документам, различного размера платы за горячее водоснабжение, рассчитанного с нарушением действующего законодательства, свидетельствует об отдельных составах правонарушений, объективная сторона которых выразилась в совершении отдельных противоправных действий.
Суд первой инстанции отклонил вышеизложенные доводы, правильно указал в обжалуемом решении: вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.06.2019 г. по делу N А73-7938/2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 N 06АП-4381/2019 установлено, что выставление документов произведено АО "ДГК" собственникам помещений на территории г. Хабаровска одномоментно за определенный период, в связи с отсутствием возможности формирования платежного документа потребителям исходя из требований постановлений комитета N 38/1 и N 38/9 об утверждении тарифов на тепловую энергию и горячую воду.
В случае установления необоснованного выставления ресурсоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию и горячую воду, в том числе в связи с техническими проблемами общества по формированию платежных документов, фактически совершаются одни и те же действия, вытекающие из идентичных фактов.
В данном случае административным органом АО "ДГК" оспариваемым постановлением N 18-ю привлечено к административной ответственности за то же самое нарушение, что и постановлением N 7-ю, которое не оспаривалось и вступило в законную силу.
Привлечение к ответственности по итогам разных административных производств, возбужденных в различное время на основании отдельных обращений разных граждан, по отдельным платежным документам, различного размера платы за горячее водоснабжение, в данном случае не имеют правового значения, не служит основанием для повторного привлечения к ответственности.
Субъектом всех вменяемых правонарушений является одно и то же лицо - АО "ДГК". Нарушение посягает на одни и те же общественные нарушения, связанные с ценообразованием при расчетах за ГВС.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ - никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Таким образом, названной нормой установлен запрет на привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение дважды.
Административный орган не доказал, что имело место не одно продолжаемое правонарушение, а несколько отдельных и независимых правонарушений.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Нарушение, указанное в постановлении от 21.05.2019 N 18-ю, полностью совпадает с событием ранее выявленного нарушения, за которое постановлением N 7-ю от 04.04.2019 АО "ДГК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа.
Арбитражным судом признан ошибочным довод Комитета о том, что направление конкретному потребителю платежного документа, содержащего неверный размер платы за горячее водоснабжение, предоставляет собой отдельное правонарушение. Такая позиция Комитета влечет за собой возможность неограниченного количества привлечения АО "ДГК" к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение.
Как правильно указал суд, правонарушения, выражающиеся в периодическом направлении потребителям платежных документов за определенный период, содержащих неверно определенный размер платы, по тарифу, не подлежащему применению, не являются отдельными и независимыми правонарушениями, у административного органа в случае установления события административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, отсутствуют основания для привлечения организации к административной ответственности по каждому факту направления квитанции за один период по каждому собственнику, подавшему жалобу.
Поскольку постановлением N 7-ю от 04.04.2019 АО "ДГК" уже привлекалось к административной ответственности за предъявление размера платы за горячее водоснабжение, рассчитанного с учетом применения объемных показателей за декабрь 2018 года и тарифов, действие которых установлено на иной период времени с 01.01.2019, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Комитета правовых оснований для привлечения АО "ДГК" к административной ответственности в рамках оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по настоящему делу, соответствующими пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановлению Европейского Суда по правам человека от 10.02.2009 по делу "Сергей Золотухин против Российской Федерации", сложившейся судебной практике.
В апелляционной жалобе Комитет указывает на отсутствие в постановлениях N 7-ю и оспариваемом постановлении N 18-ю идентичности периодов начисления платы (декабрь 2018 года, ноябрь-декабрь 2018 года соответственно), что, по мнению заявителя жалобы, исключает повторность привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение. Суд апелляционной инстанции такой довод отклоняет, поскольку в обоих приведенных выше постановлениях изложены одни и те же действия - объемные показатели за ноябрь-декабрь 2018 передавались одной датой (15.12.2018), расчет платы за объемный показатель ноябрь-декабрь 2018 года изложен в одной квитанции за январь 2019, что свидетельствует об однократности (одномоментности) действия энергоснабжающей организации (выставление квитанции в январе 2019 на всей территории г. Хабаровска с применением тарифа, утвержденного на иной период).
Доводы апелляционной жалобы Общества подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд по настоящему делу принял законное и обоснованное решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления. Оснований для изменения или отмены судебного акта, для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2020 по делу N А73-9751/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9751/2019
Истец: АО "ДГК"
Ответчик: Правительство Хабаровского края Комитет по ценам и тарифам