город Москва |
|
19 октября 2020 г. |
дело N А40-34107/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Попов В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-34107/20
по заявлению ЗАО "Экономист" (ОГРН 1027700092034)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
третье лицо: ООО "Профит"
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Ляпунов Р.И. по доверенности от 18.06.2020;
от заинтересованного лица - Проничкина Ю.В. по доверенности от 25.12.2019;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы 23.07.2020 признано незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, оформленное в письме от 29.01.2020 N 33-5-315/20-(0)-1, отказано и на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Экономист" в установленном законом порядке в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Профит", представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Департамента и заявителя в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что между ЗАО "Экономист" и Департаментом городского имущества г. Москвы заключен договор аренды участка земель г. Москвы N М-06-000148 от 27.05.1993 в отношении земельного участка площадью 9.184 кв.м., расположенного по адресу: Москва, улица Наметкина, вл. 3 (кадастровый номер 77:06:0003012:2) сроком на 25 лет (до 27.05.2018).
ЗАО "Экономист" является собственником нежилых помещений общей площадью 8.487, 9 кв.м. в здании с кадастровым номером 77:06:0003012:1057, расположенном на арендуемом земельном участке по адресу: Москва, улица Наметкина, дом 3.
По истечении срока договора аренды, 09.01.2020 ЗАО "Экономист" обратилось в Департамент с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги "предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: Москва, улица Наметкина, вл. 3, с кадастровым номером 77:06:0003012:2 (вх. от 09.01.2020 N 33-5-315/20-(0)-0).
29.01.2020 от Департамента в адрес ЗАО "Экономист" поступил ответ (исх. N 33-5-315/20-(0)-1), согласно которому в предоставлении запрашиваемой услуги отказано.
Полагая, что вынесенное решение является незаконным, нарушающим права заявителя, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения действующему законодательству.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В силу ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия с учетом документов и материалов, которые были положены в основу оспариваемого акта.
Из материалов дела следует, что права ЗАО "Экономист" на нежилые помещения подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права 77-АН 625952, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве 28.03.2012, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.09.2011 сделана запись регистрации N 77-77-06/028/2011-442 и свидетельством о государственной регистрации права 77-АН 340688, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве 16.09.2011, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.09.2011 сделана запись регистрации N 77-77-06/028/2011-440. Кроме этого, еще одним собственником нежилых помещений площадью 1.095, 9 кв.м. в указанном здании является ООО "Профит" (ИНН 7728602356).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные
услуги в соответствии с Административными регламентами.
На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о
Департаменте городского имущества г. Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим, предоставление государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений.
В целях соблюдения требований указанного Федерального закона, реализации возложенных на Департамент полномочий постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утверждены Административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг.
Департамент, осуществляя свои функции и возложенные полномочия, при предоставлении государственных услуг должен применять нормы Административного регламента так, как они изложены не допуская их самовольного толкования и нарушения.
Предоставление государственной услуги "предоставление земельного участка в
аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном
участке" регламентировано приложением 15 Административного регламента.
Из материалов дела следует, что 09.01.2020 ЗАО "Экономист" в установленном порядке обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги "предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: Москва, улица Наметкина, вл. 3, с кадастровым номером 77:06:0003012:2 (вх. от 09.01.2020 N 33-5-315/20-(0)-0).
29.01.2020 Департаментом отказано (письмо исх. N 33-5-315/20-(0)-1) в предоставлении запрашиваемой услуги, по мотиву того, что установленные п. 2.10.1.3. Административного регламента, утвержденного п. 1.15 постановления Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы".
Включение объекта недвижимого имущества, расположенного в границах земельного участка по адресу: Москва, улица Наметкина, вл. 3 в Перечнь объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденном постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (п. 1249 Приложения 2).
Наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимого имущества (подп. 14 п. 5 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве".
Согласно п. 2.10.1.3. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении запрашиваемой ЗАО "Экономист" государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований из числа предусмотренных Законом г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" (п. 5 ст. 4.1 Закона).
Основания отказа, указанные Департаментом в решении об отказе в заключении договора аренды от 29.01.2020 N 33-5-315/20-(0)-1 предусмотрены подп. 4, 14 п. 5 ст. 4.1 Закона.
В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки могут быть предоставлены в аренду согласно гражданскому законодательству и Земельному кодексу Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 39.6 названного Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Порядок приобретения заявителями права аренды на земельный участок, в том числе, перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок установлен ст. ст. 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы".
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч. 2 ст. 39.20 названного Кодекса в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам - неделимый земельный участок) или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно ч. 6 ст. 39.20 Кодекса, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов (в том числе в долгосрочную аренду) установлен ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень является исчерпывающим.
Департаментом городского имущества г. Москвы указано на основания отказа, не предусмотренные ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Наличие обеспечительных мер (запрещений на совершение регистрационных действий), наложенных в отношении отдельных помещений в здании, расположенном на испрашиваемом земельном участке, также не входит в перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, установленный ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, Департамент в порядке, установленном п. 2.2. постановления Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, обращался с заявлением к ЗАО "Экономист" в Арбитражный суд г. Москвы о признании построек (помещений) площадью 524, 6 кв.м., расположенных по адресу: Москва, улица Наметкина, дом 3 самовольными и их сносе.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы 10.06.2019 по делу N А40-124141/2012 в удовлетворении требований Префектуре ЮЗАО г. Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы отказано.
Таким образом, решение Департамента городского имущества г. Москвы, оформленное письмом от 29.01.2020 N 33-5-315/20-(0)-1 нарушает законные права и интересы ЗАО "Экономист" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленные сроки и порядке.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-34107/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34107/2020
Истец: ЗАО "ЭКОНОМИСТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО "ПРОФИТ"