г. Челябинск |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А47-15266/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вишневая" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.07.2020 по делу N А47-15266/2019.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вишневая" - Барыкина И.В. (паспорт, доверенность от 23.07.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вишневая" (далее - заявитель, ООО "УК "Вишневая", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, Инспекция) о признании недействительным предписания от 11.07.2019 N ПР-2509.
Определением суда от 19.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Двуреченская Валентина Николаевна, Шиндина Анастасия Михайловна, Каширина Елена Равкатовна, Каширин Игорь Александрович, Басаров Ринат Гарипулович, Петров Михаил Алексеевич, Петров Федор Алексеевич, Петрова Ольга Викторовна, Петров Алексей Анатольевич (далее - третьи лица).
Определением суда от 23.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечен Андреев Алексей Валерьевич (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 15.07.2020) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Вишневая" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие вины в выявленном нарушении. Обращает внимание на то, что управляющая компания исполняет свои обязанности согласно жилищного законодательства, не допуская ненадлежащего содержания общего имущества, а обязанность по устранению строительных недостатков на управляющую компанию законодательством не возложена. Считает, что доказательств ненадлежащего содержания и нарушения норм жилищного законодательства не представлено.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Вишневая" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные третьи лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Вишневая" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 48 по ул. Салмышской г. Оренбурга на основании договора управления многоквартирным домом (далее - договор) и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015 N 00034.
В реестр многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатами осуществляется деятельность по управлению, 23.04.2015 внесены сведения об управлении ООО "УК "Вишневая" указанным многоквартирным домом.
На основании обращения жителя квартиры N 52 дома N 48 по ул. Салмышской г. Оренбурга, поступившего из аппарата Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а именно: разрушение кирпичной кладки экранов балконов (13, 14, 15 этажи), отсутствие надлежащего отведения дождевых и талых вод, протечки в квартирах верхнего этажа (вх. от 25.10.2018 N38/5639) в период с 9 по 13 ноября 2018 года Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества (по распоряжению от 07.11.2018 N3114).
В ходе проверки установлено, что ООО "УК "Вишневая" при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом допущены нарушения лицензионных требований, установленных пп. "а" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); п. 9 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), выразившееся в отслоении штукатурного слоя и разрушение кирпичной кладки экранов лоджий 14, 15 этажей по периметру дома N 48 по ул. Салмышской г. Оренбурга - составить и выполнить план мероприятий по устранению указанных нарушений.
В соответствии с актом весеннего осмотра 2018 года обществом выявлено неисправное состояние штукатурного слоя и разрушение кирпичной кладки экранов лоджий вышеуказанного многоквартирного дома.
Обществом представлено экспертное заключение от 20.07.2018 (peг. N ТП-ПЭЗС-39/07-18), выполненное специализированной организацией (АНО "Технопарк ОГУ") по обследованию кирпичной кладки ограждений лоджий вышеуказанного дома. Согласно заключению техническое состояние ограждений лоджий 14, 15 этажей указанного многоквартирного дома оценивается как аварийное.
Основными причинами разрушения кирпичной кладки ограждений лоджий следует считать:
- фактическое применение кирпича с параметрами морозостойкости, водонасыщенности и прочности, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации;
- дефекты проектирования и монтажа, связанные с отсутствием надлежащего отведения дождевых и талых вод с кровли от вертикальной плоскости ограждений лоджий и изначальном отсутствии подоконных отливов на верхней грани ограждений лоджий.
Согласно данному заключению обществу, в том числе необходимо выполнить ряд мероприятий для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан:
- запретить доступ граждан по периметру здания на расстояние ближе, чем 5 метров от стен;
- подвести под аварийные лоджии по их периметру настилы шириной не менее 500 мм с бортиком высотой 100 мм, улавливающие разрушающиеся фрагменты кирпича и штукатурного слоя.
Согласно письму общества от 09.11.2018 N 1-01-10/502 причиной разрушений кирпичной кладки ограждений лоджий явилось использование кирпича застройщиком с параметрами прочности, морозостойкости и водонасыщения, не соответствующим требованиям нормативно-технической документации. В связи с чем, в Ленинский районный суд города Оренбург обществом направлен иск в целях выполнения работ застройщиком по восстановлению кирпичной кладки ограждений лоджий вышеуказанного многоквартирного дома. Также общество обратилось в специализированную организацию (ООО "ДИОС") для полного обследования фасада указанного дома и разработкой проекта противоаварийных мероприятий. Согласно вышеуказанному письму обществом проведены работы по демонтажу отслоившегося слоя штукатурки и кирпича.
Обществом выполнены мероприятия по ограждению территории, находящейся в зоне опасности (5 метров от отмостки), также установлены предупреждающие об опасности таблички.
13.11.2018 заявителю выдано предписание N ПР-3114 об устранении нарушений лицензионных требований, допущенных в отношении вышеуказанного дома, со сроком исполнения - 1 июля 2019 года. В качестве основания выдачи предписаний указаны нормы Положения N 1110, ЖК РФ, Перечня N 290.
Инспекцией на основании распоряжения (приказа) от 08.07.2019 N 2509 проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК "Вишневая" с целью контроля за устранением нарушений лицензионных требований, срок устранения которых истек, содержащихся в предписании от 13.11.2018 N ПР-3114.
По итогам проверки составлен акт проверки от 11.07.2019 N А-2509, в котором выявлены факты невыполнения предписания от 13.11.2018 N ПР-3114, а именно не исполнены следующие требования: составить и выполнить план мероприятий по устранению нарушений - отслоение штукатурного слоя и разрушение кирпичной кладки экранов лоджий 14,15 этажей по периметру дома N 48 по ул. Салмышской г. Оренбурга и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций экранов лоджий указанного многоквартирного дома.
По итогам проверки Инспекция 11.07.2019 выдала обществу предписание N ПР-2509 на основании п.п. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 9 Перечня N 290, которым возложила на общество обязанность в срок до 01.12.2019 устранить нарушения.
В отношении ООО "УК "Вишневая" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Мирового судьи судебного участка N 11 г. Оренбурга от 06.09. 2019 ООО "УК "Вишневая" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Полагая, что оспариваемое предписание не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи ЖК РФ).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частями 6 и 7 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
ГЖИ по Оренбургской области является исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора на территории Оренбургской области (статья 2 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано ГЖИ по Оренбургской области в пределах предоставленных ей полномочий.
Как следует из части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания жилищного фонда.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (аналогичные положения содержат также пункты 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Перечень N290).
Пунктом 9 Перечня N 290 установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов:
- выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;
- при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Суд первой инстанции верно отметил, что данные обязанности возложены на управляющую организацию.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Вишневая" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 48 по ул. Салмышской г. Оренбурга на основании договора управления многоквартирным домом и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015 N 00034.
Управляющая компания, осуществляющая предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, обязана соблюдать лицензионные требования.
В свою очередь, лицензионными требованиями в силу пп. "а" п. 3 Положения N 1110 является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а именно: обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме путем оказания услуг и работ, качество которых должно соответствовать Правилам N 491, Перечню N 290.
Выявленные Инспекцией нарушения обязательных требований при проведении вышеуказанной проверки подтверждают, что общее имущество указанного дома содержится не в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, не обеспечивающим соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц.
Круг обязанностей обслуживающей организации не освобождает её от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, ООО "УК "Вишневая" должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Осуществляя управление многоквартирным домом, ООО "УК "Вишневая" могло (и должно было) предпринять все необходимые меры по систематическому, надлежащему и полному обследованию общего имущества в многоквартирном доме, выявлению дефектов, планированию работ по содержанию и ремонту общего имущества такого дома, своевременному проведению планово-предупредительных работ по ремонту общего имущества.
Обязанность по своевременному выявлению неисправностей, дефектов общего имущества многоквартирного дома и обеспечению его нормативного состояния возникла у ООО "УК "Вишневая" с момента заключения договора управления.
Однако, обществом не предпринимались достаточные и необходимые меры по устранению недостатков фасада вышеуказанного дома.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что оспариваемое в рамках настоящего дела предписание от 11.07.2019 N ПР-2509 является повторным и вынесено по результатам внеплановой проверки, проведенной с целью контроля ранее выданного предписания от 13.11.2018 N ПР-3114, срок исполнения которого был установлен до 01.07.2019.
При таких обстоятельствах, с учетом норм действующего законодательства, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выданное Инспекцией предписание являются законным и обоснованным.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.07.2020 по делу N А47-15266/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вишневая" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-15266/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Вишневая"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Андреев Алексей Валерьевич, Басаров Ринат Гарипуловича, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Двуреченская Валентина Николаевна, Каширин Игорь Александрович, Каширина Елена Равкатовна, Петров Алексей Анатольевич, Петров Михаил Алексеевич, Петров Федор Алексеевич, Петрова Ольга Викторовна, Шиндина Анастасия Михайовна
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8361/20
20.10.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10767/20
22.07.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-15266/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-15266/19