г. Челябинск |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А07-38188/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Уфа" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.07.2020 по делу N А07-38188/2019,
В судебном заседании принял участие представитель ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Уфа" - Чаркин Е.Н. (паспорт, доверенность N 17/75 от 02.12.2019, диплом)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - истец, ГУ УПФР в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением в обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Уфа" (далее - ответчик, ООО "Газпром Трансгаз Уфа", общество) о взыскании ущерба в сумме 27 078 руб. 71 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных дел привлечены Мозговая Татьяна Павловна, Мустаев Ринат Зуфарович, Нурисламов Флюр Шайхисламович, Осорина Татьяна Владимировна.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 16.07.2020) заявленные требования удовлетворены частично.
С ООО "Газпром Трансгаз Уфа" в доход Пенсионного фонда Российской Федерации взысканы убытки в сумме 14 185,26 руб.
Взыскана с ООО "Газпром Трансгаз Уфа" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Газпром Трансгаз Уфа" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в части взыскания убытков, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что основания для взыскания ущерба отсутствуют, поскольку в действиях ответчика нет какой-либо противоправности, принятие решений об индексации пенсий третьих лиц и ее выплата производились истцом в период, когда он располагал сведениями, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности третьих лиц.
Ссылается на то, что выплаты индексаций к пенсиям производились не ежемесячно с января по апрель 2019 года, а осуществлены разово 03 апреля 2019 года каждому третьему лицу одной суммой. Указывает, что на момент принятия Истцом решений об индексации пенсий и на момент их выплаты Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - ПФР) были приняты от ответчика сведения за отчетный период "февраль" 2019 года (представлены 14.03.2019), а также корректирующие сведения о застрахованных лицах за отчетный период "январь" 2019 года (представлены 19.03.2019).
Также ссылается на то, что в действиях ответчика отсутствует какая-либо противоправность, поскольку в соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 76бн, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Представители от заявителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан, третьих лиц Нурисламова Ф. Ш., Осориной Т. В., Мустаева Р. З., Мозговой Т. П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте.
С учетом мнения представителя ответчика в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц участвующих в деле.
В судебном заседании заслушаны мнения представителя ответчика относительно доводов апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Уфа" в установленный законодательством срок не представил в Фонд сведения за январь 2019 года по форме СЗВ-М, что повлекло выплату пенсионерам Мустаеву Р.З., Мозговой Т.П., Осориной Т.В., Нурисламову Ф.Ш. пенсии в завышенном размере с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не может быть установлена работающим пенсионерам.
В связи с этим излишне выплаченная сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионеру - работнику ОО "Газпром трансгаз Уфа" за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 составила в общей сумме 27 078,71 руб.
Полагая, что указанная сумма является убытками, подлежащими возмещению ответчиком, Управление направило в адрес ответчика претензию (требование) от 28.06.2019 N 37-2379/ц об уплате образовавшейся суммы в добровольном порядке в десятидневный срок.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях общества усматривается нарушение в предоставлении сведений за январь, февраль 2019 года.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика - застрахованного лица).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Фонда от 01.02.2016 N 83 п.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 названной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанной правовой нормы истец, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, а также наличие и размер понесенных убытков.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что требование фонда о взыскании убытков с ООО "Газпром Трансгаз Уфа" основано на противоправном, виновном несвоевременном представлении страхователем за отчетный период январь, февраль 2019 года сведений по форме СЗВ-М, сведения представлены 19.03.2019.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что на момент принятия решения Фондом о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с марта 2019 г. по апрель 2019 г. (в период с 19.03.2020 по 30.04.2019) сведения о занятости пенсионеров были в распоряжении истца, и он не был лишен возможности учесть их при назначении фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
После получения от ответчика сведений за ранние периоды в которых содержалась информация о продолжении работы в ООО "Газпром Трансгаз Уфа" пенсионеров Мустаева Р.З., Мозговой Т.П., Осориной Т.В., Нурисламова Ф.Ш., истец не предпринял никаких мер для уточнения ранее полученных сведений индивидуального (персонифицированного учета).
С 19.03.2019 фонд, имея достаточные основания считать, что трудовая деятельность застрахованных лиц - пенсионеров в 2019 году являлась непрерывной, не обладал основаниями для индексации получаемой пенсии с марта 2019 года. Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года, принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, что не противоречит положениям части 6 и 10 статьи 26.1, статье 28 Закона N 400-ФЗ.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования истца в части, подлежит отклонению.
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Поскольку страхователем обществом за отчетный период январь 2019 года сведения по форме СЗВ-М представлены с нарушением установленного срока, то это обстоятельство послужило основанием для выплаты страховой пенсии с учетом индексации.
Таким образом, согласно материалам дела, по вине ответчика истцом произведена излишняя выплата пенсии указанным лицам за период январь - февраль 2019 года в сумме 14 185,26 руб.
При таких обстоятельствах, следует считать установленной причинную связь между противоправным и виновном непредставлении ответчиком сведений за январь, февраль 2019 года в установленный срок по форме СЗВ-М и ущербом Пенсионного фонда по выплате гражданам пенсии в излишнем размере 14185,26 руб.
Следовательно, требования Пенсионного фонда о взыскании с ответчика убытков в виде переплаты пенсии в сумме 14 185,26 руб. подлежат удовлетворению.
Довод апеллянта о том, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц, судебной коллегией отклоняются на основании следующего.
Действительно, в соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с апеллянтом в том, что общество имело право на уточнение сведений.
Вместе с тем, признавая данное обстоятельство не свидетельствующим о виновности общества в необоснованной выплате спорных денежных средств, апелляционный суд отмечает, что на момент принятия решения об индексации пенсии фонд не располагал сведениями о застрахованных лицах - пенсионерах фактически не прекративших осуществление трудовой деятельности за период январь-февраль 2019.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Факт наличия убытков у пенсионного фонда в виде излишне начисленной пенсии третьим лицам подтвержден материалами дела.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.07.2020 по делу N А07-38188/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Уфа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-38188/2019
Истец: ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Уфы РБ
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УФА"
Третье лицо: Мозговая Т. П., Мустаев Р. З., Нурисламов Ф. Ш., Осорина Т. В.
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5420/2021
10.03.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-38188/19
21.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7942/20
20.10.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10142/20
20.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-38188/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-38188/19