город Ростов-на-Дону |
|
22 октября 2020 г. |
дело N А32-49771/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ФТС: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Гуменюк В.П., паспорт, по доверенности от 15.01.2020 N 04-59/024, Дудорова О.В., паспорт, по доверенности от 15.01.2020 N 04-59/028,
от Новороссийской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Гаража Ю.Г., паспорт, по доверенности от 01.10.2020 N 04-53/114, Гуменюк В.П., паспорт, по доверенности от 14.01.2020 N 04-53/011, Дудорова О.В., паспорт, по доверенности от 11.11.2019 N 04-59/159,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД Грасс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.07.2020 по делу N А32-49771/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТД Грасс"
к Новороссийской таможне; Федеральной таможенной службе
о признании незаконным отказа в выпуске товара; о возмещении ущерба; о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТД Грасс" (далее - ООО "ТД Грасс") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне, Федеральной таможенной службе о признании незаконным решения от 28.09.2017 Новороссийской таможни об отказе в выпуске товара по ДТ N 10317100/180917/0019048; взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет средств казны Российской Федерации убытков ООО "ТД ГраСС" в связи с принятием таможенным органом оспариваемого решения в сумме 97 828 рубля 19 копеек в составе: сверхнормативное использование контейнера в порту - 67 253,19 рублей; перевозка товаров на склад СВХ - 10 000 рублей; хранение на складе СВХ - 15 400 рублей; оплата за отказное письмо ВНИИС - 5 175 рублей, взыскание с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет средств казны Российской Федерации убытков на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей и переводчика в размере 350 рублей (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 24.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2018, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.03.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 по делу N А32-49771/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Принятым по результатам нового рассмотрения дела решением от 06.07.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных по делу требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТД Грасс" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные по делу требования, ссылаясь на то, что ООО "ТД Грасс" при декларировании товара N 1 "салфетки нетканые из полиэфирных волокон, с поверхностной плотностью более 150г/м2..." были представлены документы, удостоверяющие отсутствие необходимости в получении на него разрешительного документа, подтверждающего соблюдение требований TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности". Продукция, ввозимая обществом в данной партии товара не подлежит обязательному сертифицированию/декларированию, т.к. не указана в номенклатурах, одна из которых определяет продукцию, подлежащую декларированию, а вторая - сертификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982. Несмотря на это, общество обратилось в аккредитованный сертификационный центр ООО "Современные исследования", правомочный выдавать сертификаты соответствия/декларации о соответствии с целью получения официального письма об опровержении принадлежности группы товаров, подлежащих проверке соответствия на обязательной основе и необходимости оформления сертификатов/деклараций на ввозимый товар. На основании данного запроса обществом было получено отказное письмо, которое и было приобщено к документам, поданным с ДТ N 10317100/180917/0019048.
В судебное заседание не явились представители ООО "ТД Грасс", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "ТД Грасс".
Представители Новороссийской таможни и ФТС в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 08.10.2020, продленный до 15 час. 10 мин. 13.10.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представители Новороссийской таможни и ФТС в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы с учетом представленных дополнительных пояснений.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей таможенной службы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 18.09.2017 на Новороссийский центральный таможенный пост ООО "ТД Грасс" подало ДТ N 10317100/180917/0019048 на товар N 1 "салфетки нетканые из полиэфирных волокон, с поверхностной плотностью более 150 г/м2, без покрытия, полученные путем разрезания нетканого полотна, с необработанными краями, армированное хлопчатобумажной нитью, волокнистый состав - 100% поливинилацетат", прибывший из Китая, изготовитель "HUBEILEARJA DAILY ARTICLE CORP LTD", код товара 5603149000 ТН ВЭД ТС.
В ходе проведения документального контроля таможенный орган пришел к выводу о том, что декларируемый товар попадает под действие требований Технического регламента Таможенного союза (далее по тексту - ТР ТС) 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности": пункт 6. Войлок, фетр и нетканые материалы (войлок, фетр и нетканые материалы) из 5602, из 5603. В связи с чем, у декларанта был запрошен разрешительный документ, подтверждающий соблюдение требований ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности".
19.09.2017 таможней принято решение о продлении срока выпуска товаров до 28.09.2017 на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до представления декларантом лицензий, сертификатов, разрешений или иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений либо обращения в письменной или электронной форме в соответствии с частью 1 статьи 219 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно служебной записке отделения торговых ограничений и экспортного контроля таможни от 02.10.2017 N 26-24/1267 (ответ на запрос ОТО и ТК Новороссийской таможни от 28.09.2017 N 42.1-35/9669), общество при подаче ДТ N 10317100/180917/0019048 на товар N 1 "салфетки нетканые из полиэфирных волокон", производитель "HUBEI LEARJA DAILY ARTICLE CORP., LTD", Китай, документы, подтверждающие прохождение товаром процедуры обязательного подтверждения соответствия, предоставлены не были.
Письмом от 28.09.2017 N 42.1-35/9677 таможней в отношении товара, заявленного в ДТ N 10317100/180917/0019048, принято решение об отказе в выпуске на основании пункта 1 статьи 201 ТК ТС, в связи с несоблюдением подпункта 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС (запреты и ограничения не соблюдены, не предоставлен разрешительный документ).
Считая, что вследствие незаконных действий таможни по отказу в выпуске товара, обществу были причинены убытки, ООО "ТД Грасс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу статьи 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 104 ТК ТС, при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Условиями наступления ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, являются наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.
Согласно статьям 15 и 1083 ГК РФ, части 1 статьи 65 АПК РФ, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, действующий в период таможенного декларирования, документ утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 - с 01 января 2018 года), любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой, в соответствии со статьей 181 ТК ТС, в том числе, указываются сведения о заявляемой таможенной процедуре, о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров, наименовании, описании и количестве товара в килограммах и в других единицах измерения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено названным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Подпунктом 1 части 1 статьи 195 ТК ТС установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами, если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений (подпункт 2 пункта 1 статьи 210 ТК ТС).
Статьей 179 ТК ТС определено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Исходя из пункта 1 статьи 181 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
При декларировании товаров представляются, в частности, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 201 ТК ТС, при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок заполнения декларации на товары, вывозимые с таможенной территории, установлен Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее по тексту - Инструкция N 257).
В соответствии с подпунктом 42 пункта 15 Инструкции N 257, в графе 44 "Дополнительная информация/Предоставленные документы", декларации на товары указываются сведения о каждом документе, на основании которого заполнена ДТ, с проставлением его кода в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании и подтверждающего представление либо непредставление документа при подаче ДТ. Для каждого (отдельного) документа с новой строки с проставлением его кода указываются: номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со статьей 201 ТК ТС, при несоблюдении условий выпуска товара, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товара определен Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 262 "Об инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров" (далее по тексту - Инструкция N 262).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции N 262, отказ в выпуске товаров оформляется должностным лицом путем проставления штампа "Отказано в выпуске" и (или) соответствующих записей (если требуется) под номером 2 в графе "С" основного листа ДТ и в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнительно прикладываемых листов к ДТ, если такие листы используются. Указанные отметки заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица. Сведения об отказе в выпуске товаров должностное лицо вносит электронную копию ДТ.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции N 262, причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, указываются должностным лицом на оборотной стороне основного листа ДТ, заявления либо перечня, заверяются подписью и оттиском личной номерной печати.
Принимая решение по делу, суд установил, что декларируемый по ДТ N 10317100/180917/0019048 товар включен в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011). Таким образом, запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) по товару N 1 по ДТ N10317100/180917/0019048 обществом не были соблюдены.
В апелляционной жалобе общество указало, что при декларировании товара N 1 "салфетки нетканые из полиэфирных волокон, с поверхностной плотностью более 150г/м2..." были представлены документы, удостоверяющие отсутствие необходимости в получении на него разрешительного документа, подтверждающего соблюдение требований TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности". Продукция, ввозимая обществом в данной партии товара не подлежит обязательному сертифицированию/декларированию, т.к. не указана в номенклатурах, одна из которых определяет продукцию, подлежащую декларированию, а вторая - сертификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982. Несмотря на это, общество обратилось в аккредитованный сертификационный центр ООО "Современные исследования", правомочный выдавать сертификаты соответствия/декларации о соответствии с целью получения официального письма об опровержении принадлежности группы товаров, подлежащих проверке соответствия на обязательной основе и необходимости оформления сертификатов/деклараций на ввозимый товар. На основании данного запроса обществом было получено отказное письмо, которое и было приобщено к документам, поданным с ТД N 10317100/180917/0019048.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" (принят Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, далее - Технический регламент) к продукции легкой промышленности, на которую распространяется действие Технического регламента, относятся, в том числе, войлок, фетр и нетканые материалы.
В связи с изложенным, должностными лицами Новороссийской таможни у декларанта были запрошены документы, подтверждающие соответствие ввозимой продукции требованиям Технического регламента.
В ответ на запрос таможенного органа ООО "ТД Грасс" предоставлено письмо ООО "Современные исследования" от 13.09.2017 N 194/О о том, что спорный товар не попадает под действие Технического регламента, а также пояснения декларанта от 18.09.2017 без номера.
Суд первой инстанции указал, что декларантом таможенному органу на момент декларирования товара не были представлены в полном объеме документы, подтверждающие наличие у ООО "Современные исследования" аккредитации на оказание соответствующих услуг.
В качестве документа, подтверждающего наличие у ООО "Современные исследования" аккредитации на оказание соответствующих услуг, декларантом предоставлен аттестат аккредитации от 10.08.2016 N RA.RU.11СИ02, согласно которому область аккредитации определена в приложении к аттестату и является его неотъемлемой частью. Однако соответствующее приложение в таможенный орган не представлялось.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что документ об отсутствии необходимости подтверждения соответствия ввозимого товара требованиям Технического регламента выдан юридическим лицом, полномочия которого надлежащим образом не подтверждены. Исходя из предоставленной ООО "ТД Грасс" переписки, у ООО "Современные исследования" отсутствовали какие-либо данные о ввезенном товаре, позволившие прийти к выводу, изложенному в письме от 13.09.2017 N 194/О.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что независимо от информации, указанной в письме ООО "Современные исследования", таможенный орган действовал законно, отказав в выпуске товара.
При декларировании товара по ДТ N 10317100/180917/0019048 обществом заявлены сведения о товаре: "салфетки нетканые из полиэфирных волокон".
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской Экономической комиссии от 15.10.2013 N 228 "Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (TP ТС 017/2011) декларируемый товар по коду и наименованию продукции подпадал под действие вышеуказанного технического регламента.
Пунктом 1 вышеуказанного решения утвержден перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (TP ТС 017/2011):
Наименование продукции - 6. Войлок, фетр и нетканые материалы (войлок, фетр и нетканые материалы) -код ТН ВЭД из 5602, 5603 - документ об оценке - декларация соответствия или сертификат соответствия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза N 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" к продукции легкой промышленности, на которую распространяется действие Технического регламента, по коду и наименованию продукции подпадал товар, заявленный по ДТ N 10317100/180917/0019048.
В соответствии со ст. 195 ТК ТС "Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: 1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании ст. 176 ТК ТС таможенным органом был запрошен разрешительный документ, в соответствии с требованиями TP ТС 017/2011.
Декларантом были представлены:
* описание технических характеристик товара в произвольной форме, незаверенные производителем товара либо ООО "ТД Грасс" фото товара;
* письмо от 13.09.2017 N 194/0, выданное ООО "Современные исследования" касательно сертификации данной продукции, носящее информационный характер;
- пояснения декларанта от 18.09.2017 б/н, от 21.09.2017 б/н об электронной переписке между ООО "ТД Грасс" и ООО "Современные Исследования".
При этом, официального обращения от ООО "ТД Грасс" в орган по сертификации в таможенный орган не было предоставлено.
19.09.2017 Новороссийской таможней принято решение о продлении срока выпуска товаров до 28.09.2017 на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - ФЗ о таможенном регулировании) до представления декларантом лицензий, сертификатов, разрешений или иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений либо обращения в письменной или электронной форме в соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В связи с непредставлением запрошенных документов Новороссийской таможней отказано в выпуске товаров.
Согласно пункту 1 статьи 201 ТК ТС, при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товара определен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 "Об инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров" (далее по тексту - Инструкция N 262).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции N 262 отказ в выпуске товаров оформляется должностным лицом путем проставления штампа "Отказано в выпуске" и (или) соответствующих записей (если требуется) под номером 2 в графе "С" основного листа ДТ и в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнительно прикладываемых листов к ДТ, если такие листы используются. Указанные отметки заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица. Сведения об отказе в выпуске товаров должностное лицо вносит в электронную копию ДТ.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции N 262, причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, указываются должностным лицом на оборотной стороне основного листа ДТ, заявления либо перечня, заверяются подписью и оттиском личной номерной печати.
При повторной подаче декларации (N 10317100/041017/0019877) в отношении спорного товара ООО "ТД Грасс" было предоставлено официальное письмо от 03.10.17 N 101-ТК/1311, выданное АО "ВНИИС". Согласно данному письму оно направлено в адрес: а) руководителя Управления ТО И ЭК ФТС России, б) руководителя ООО "ТД Грасс".
Письмом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.04.2011 N АЗ-101-26/3310 до сведения таможенных органов доведена информация о том, что рассмотрение вопросов обязательного подтверждения соответствия требует знания соответствующих классификаторов продукции, правил и процедур подтверждения соответствия, норм технических регламентов и национальных стандартов на продукцию и методы испытаний, по мнению Агентства, данная работа должна проводится организациями, находящимися в его ведении - ведущим институтам в области оценки соответствия ОАО "ВНИИС" совместно с ФГУП "ВНИИНМАШ", имеющими соответствующих квалифицированных специалистов и необходимые фонды технической документации.
Таким образом, предоставлением в повторном пакете документов письма АО "ВНИИС" от 03.10.2017 N 101-ТК/1311 полностью было подтверждено соблюдение Технического регламента в отношении декларируемой продукции.
Из приведенных обстоятельств следует, что отказывая в выпуске товара, продлевая сроки представления декларантом документов, таможня действовала в соответствии с Законом и не нарушала прав заявителя.
Таким образом, предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для признания недействительными решений и действий таможни, отсутствуют.
С учетом законности решений и действий таможни, обществом не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями таможни и отыскиваемыми убытками наличие вины таможни в их возникновении.
Согласно позиции общества, в результате неправомерного отказа в выпуске товара по ТД N 10317100/180917/0019048 произошла задержка в получении товара, чем был причинен материальный ущерб в сумме 97 828,19 рублей, в том числе: сверхнормативное использование контейнера в порту - 67 253,19 рублей (оплачено платежным поручением от 18.10.2017 N 19299 по счету от 02.10.2017 N 1002-0001); перевозка товаров на склад СВХ - 10 000 рублей (оплачено платежным поручением от 18.10.2017 N 19302 по счету от 03.10.2017 N 1003-0006); хранение на складе СВХ - 15 400 рублей (оплачено платежным поручением от 18.10.2017 N 19298 по счету от 06.10.2017 N 1006-000); отплата за отказное письмо ВНИИС - 5 175 рублей (оплачено платежным поручением от 29.09.2017 N 2489 по счету от 29.09.2017 N ЮО-Т/516).
Заявитель указывает, что в соответствии с отчетом ПАО "Новороссийский морской торговый порт" от 09.09.2017 N 0021665, выгрузка транспортного контейнера TRLU7211846 с салфетками была осуществлена 09.09.2017 и с этой даты начинается течение льготного периода (7 календарных дней) использования контейнера в порту со ставкой 0 USSD. Первый сверхнормативный простой контейнера в порту, был начислен за три дня за период с 16.09.2017 по 18.09.2017.
Декларация на товар была подана в Новороссийскую таможню и зарегистрирована таможенным органом 18.09.2017 с присвоением регистрационного номера 10317100/180917/0019048, то есть в день подачи декларации в установленном порядке; заявителем не представлено доказательств нарушения таможенным органом сроков осуществления регистрации ДТ.
При этом, ООО "ТД Грасс" в период с 09.09.2017 до дня подачи ДТ (18.09.2017) в таможенный орган в целях осуществления таможенного оформления ввезенного товара не обращалось.
Как указано, в ходе проведения документального контроля, было выявлено, что декларируемый товар попадает под действие требований Технического Регламента ТС/017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" (принят Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, далее - Технический регламент), в связи с чем у декларанта был запрошен разрешительный документ, подтверждающий соблюдение требований Технического регламента.
В ответ на запрос таможенного органа ООО "ТД Грасс" предоставлено письмо ООО "Современные исследования" от 13.09.2017 N 194/0, согласно которому спорный товар не подпадает под действие Технического регламента, а также пояснения декларанта от 18.09.2017.
19.09.2017 выпуск товара, задекларированного обществом по ДТ N 10317100/180917/0019048, продлен таможенным органом на основании пункта 4 статьи ТК ТС до 28.09.2017.
Продление срока выпуска товаров является одним из реализуемых на основании статьи 196 ТК ТС полномочий таможенных органов, следовательно, исчисление срока простоя контейнера с 20.09.2017 является необоснованным.
В период с 09.09.2017 по 15.09.2019 контейнер использовался им бесплатно с последующим увеличением суммы в зависимости от срока сверхнормативного простоя.
При этом ДТ N 10317100/180917/0019048 подана в таможенный орган 18.09.2017, решение об отказе в выпуске товаров принято Новороссийской таможней 28.09.2017.
Повторно товар был задекларирован по ДТ N 10317100/041017/0019877 04.10.2017.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, в случае своевременного обращения в таможенный орган с целью таможенного декларирования товаров, декларант мог избежать расходов, связанных с хранением товара в заявленном размере. Заявителем не предоставлено обоснование невозможности повторного декларирования товара в день принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске товара по ДТ N 10317100/180917/0019048, что позволило бы избежать расходов по хранению товара на складе временного хранения.
Также не установлено оснований для взыскании расходов в размере 10 000 руб., понесенных в связи с перевозкой товара с территории зоны таможенного контроля на территорию склада временного хранения.
Из анализа акта оказанных услуг от 03.10.2017 N 96 и отчета экспедитора от 03.10.2017 N 1003-006, представленных заявителем в обоснование понесенных расходов, следует, что данные документы не содержат даты осуществления перевозки, что не позволяет соотнести их с затратами, понесенными ввиду принятия таможенным органом оспариваемого решения об отказе в выпуске товара. Сопоставить сведения по предоставленным счетам и Отчету экспедитора от 06.10.2017 N 1006-0009 со спорным товаром возможно только путем сличения номера контейнера. Истцом указывается, что данный контейнер был освобожден 01.10.2017. Акт N 337 от 06.10.2017, выставлен непосредственно владельцем склада временного хранения - ЗАО "ТерминалКомплексЮг", ссылка на идентификационный номер контейнера в данном документе отсутствует. Кроме того, отсутствуют доказательства сдачи товара на хранение, его последующего получения, расчеты стоимости оказанных услуг по хранению товара.
При этом, счет за хранение товаров выставлен за период с 02.10.2017 по 06.10.2017, в то время как предметом обжалования в рамках настоящего дела является отказ в выпуске товара, датированный 28.09.2017.
К представленным в материалы дела счетам от 02.10.2017 N 1002-001, от 03.10.2017 N 1003-006, от 06.10.2017 N 1006-009 не приложены сведения о наименовании услуг, контейнерах, периодах простоя, цене за единицу измерения (день простоя), действующих ставках, не представлена информация относительно предоставленного льготного порядка.
Сопоставить счет от 29.09.2017 N 100-Т/516, в котором в графе "предмет спора" указано: "за подготовку заключения (абонемент 100-Т)", а также счет-фактуру от 03.10.2017 N 2122, в которой в графе наименование товара указано: "подготовка заключения о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия (абонемент 100-Т)" с фактическими обстоятельствами, рассматриваемыми в рамках настоящего дела, не представляется возможным. Представленные в Новороссийскую таможню тарифы за простой и задержку судна в ПАО "Новороссийский торговый морской порт", в соответствии с которыми проведен расчет, не подтверждают возникших у общества убытков.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, исполнены обязательные указания суда кассационной инстанции и принято законное решение об отказе в удовлетворении искового заявления ООО "ТД Грасс".
Решение суда от 06.07.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2020 по делу N А32-49771/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.