г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А26-1479/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещено.
от ответчика: Строганова Н.А. (доверенность от 23.04.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24232/2020) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.07.2020 по делу N А26-1479/2020 (судья Богданова О.В.), принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" о взыскании задолженности по арендной плате, пеней,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ответчик, Компания, МРСК) о взыскании 23 руб. 10 коп., из них: 21 руб. 75 коп. задолженности по арендной плате по сроку уплаты на 15.01.2020 по договору аренды лесного участка N 31 от 16.05.2017, 1 руб. 35 коп. пеней за период с 16.01.2020 по 10.02.2020.
Решением от 27.07.2020 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что лесной участок МРСК не освободило и продолжает использовать в целях эксплуатации линий электропередач.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, сторонами заключен договор аренды лесного участка N 31 от 16.05.2017, в соответствии с которым Министерство предоставило ПАО "МРСК Северо-Запада" в аренду лесной участок площадью 0,139 га (1390 кв.м.), расположенный на территории Яккимского участкового лесничества Лахденпохского лесничества в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта (реконструкция и эксплуатация ВЛ-0,4 кВ от ТП-965 Л-1 с устройством линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ) в районе п.Сикопохья Лахденпохского муниципального района (пункты 1, 2, 4).
Согласно пункту 5 договора арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением 4 к договору. В первый и последний год действия договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году (пункт 7).
В день окончания срока действия договора арендодатель обязался принять от арендатора лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договора (подпункт "е" пункта 9).
В соответствии с пунктом 18 договора его действие прекращается в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. В соответствии с подпунктами "с", "у" пункта 11 договора в день окончания срока действия договора арендатор обязан передать арендодателю лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками, установленными проектом освоения лесов; освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно пункту 22 договора срок его действия составляет 11 месяцев с момента подписания. Договор считается возобновленным на неопределенный срок, но не более предельного срока, установленного лесным законодательством, если арендатором не исполнены обязанности, установленные подпунктами "с" и "у" пункта 11 договора, и последний продолжает использовать лесной участок в порядке пункта 4.
Указывая на то, что лесной участок по истечении срока действия договора не освобожден Обществом от расположенных на нем опор ЛЭП, Министерство считая договор аренды возобновленным в порядке пункта 22 договора, определило годовой размер арендной платы на 2020 год в размере 646 руб., начислило арендную плату за январь 2020 года в размере 52 руб. и обратилось в суд с иском о взыскании неоплаченной задолженности в размере 21,75 руб.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Актом N 240-3/6 от 31.03.2018 объект ВЛ-0,4 кВ от ТП-965 введен в эксплуатацию. Согласно акту разрешение на строительство объекта не требовалось.
15.10.2019 года Общество заявило об одностороннем отказе от исполнения договора, возобновленного на неопределенный срок, пояснило, что объекты недвижимого имущества на лесном участке отсутствуют, участок освобожден от строительной техники и готов к передаче, просило подписать акт приемки-передачи.
Акт приемки-передачи Министерство не подписало, считая договор действующим.
В настоящее время Министерство ссылается на наличие на земельном участке опор ЛЭП.
Договор аренды имеет временный характер (ст. 606 ГК РФ), таким образом, при наличии договора, заключенного/возобновленного на неопределенный срок, любая из сторон получает право на расторжение такого договора в одностороннем порядке, при этом данное право ничем не обусловлено (ст. 610, 450.1 ГК РФ).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, признав договор аренды лесного участка N 31 от 16.05.2017 прекращенным 16.01.2020.
Согласно статье 622 ГК РФ наличие недостатков у арендованного имущества, которые не были устранены арендатором, не является безусловным основанием для отказа в приеме имущества. Действующим законодательством не предусмотрено право арендодателя отказаться от приемки имущества при прекращении договора аренды и возврате его арендатором, права собственника могут быть защищены предъявлением иска о взыскании убытков, возникших в связи с ненадлежащим состоянием лесного участка. Наличие обстоятельств, препятствующих Министерству принять лесной участок после расторжения договора, материалами дела не подтверждено.
При оценке доводов Министерства о платности лесопользования в форме эксплуатации линейных объектов, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 24, частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов, а использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда в целях использования линий электропередач и других линейных объектов допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
С момента ввода в эксплуатацию линейного объекта лесной участок является его охранной зоной в силу Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018)).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила).
В силу пункта 8 Правил в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Пунктом 9 Правил установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (пункт 11 Правил).
Как предусмотрено пунктом 21 Правил, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Рубка деревьев в случаях, предусмотренных в указанном пункте Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков (пункт 24 Правил).
Из системного толкования пункта 1 статьи 21, статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что возможность строительства и эксплуатации энергетических объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, является исключительным обстоятельством, обусловленным отсутствием иной возможности обеспечить эксплуатацию таких объектов, имеющих публичный либо социальный характер.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20.12.2011 N 9908/11 указал, что действующее лесное, земельное и гражданское законодательство не содержат норм, понуждающих электросетевые компании к заключению договоров аренды лесных участков, где расположены принадлежащие последним линии электропередач с охранной зоной, для целей их эксплуатации, а также обеспечения безопасности граждан.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств использования Обществом лесного участка в иных целях, правовых оснований для взимания с него платы за лесопользование не имеется.
Суд пришел к выводу, что поскольку на участке лесного фонда находятся опоры, размер платы за пользование им после прекращения договора аренды подлежит определению исходя из площади, занятой опорами линии электропередачи, в границах, установленных в соответствии с Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее - Правила N 486).
Согласно пункту 3 Правил N 486 минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.
Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации (пункт 5 ПравилN 486).
По расчёту МРСК, не оспоренному Министерством, совокупный размер участков под опорами составляет 2,59 кв.м. Арендная плата до 17 января 2020 года уплачена арендатором, что не оспаривается Министерством. Плата за пользование земельными участками под опорами за период с 18 по 31 января 2020 года, определяемая по регулируемой цене, составляет 0,045 руб.
Приняв во внимание, что плата внесена в полном объеме, суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.07.2020 по делу N А26-1479/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1479/2020
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Лахденпохское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"