г. Владимир |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А79-5844/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 11.04.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.02.2024 по делу N А79-5844/2023,
принятое по заявлению бюджетного учреждения Чувашской Республики "Канашский межтерриториальный медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (ОГРН 1132134000052, ИНН 2123012970) о признании частично незаконными акта и требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики от 30.06.2023 и от 07.07.2023 N 23,
при участии в деле третьего лица - Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - Стародубцева Е.И. по доверенности от 09.01.2024 N 1 сроком действия до 31.12.2024;
бюджетного учреждения Чувашской Республики "Канашский межтерриториальный медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - Васильева А.С. по доверенности от 09.01.2024 сроком действия до 31.12.2024.
Министерство здравоохранения Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, бюджетного учреждения Чувашской Республики "Канашский межтерриториальный медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Комиссией Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - Фонд) на основании приказа от 30.05.2023 N 176-од проведена выездная комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в бюджетном учреждении Чувашской Республики "Канашский межтерриториальный медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Учреждение) за период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
В ходе проверки выписок из лицевого счета медицинской организации за проверяемый период установлено, что медицинской организацией в 2022 году направлены средства обязательного медицинского страхования на приобретение продуктов питания для пациентов, получающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара, в сумме 929 752 руб. 35 коп., что соответствует отчетным данным статистической формы N 14Ф (ОМС) и данным журнала операций с безналичными денежными средствами N 2.
Посчитав, что данные расходы произведены в нарушение пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию в Чувашской Республике на 2022 год, письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2019 N 11-7/и/2-5293, комиссия Фонда признала расходы в сумме 929 752 руб. 35 коп. нецелевым использованием средств ОМС.
По результатам проведенной проверки Фондом составлен акт от 30.06.2023.
Фондом 07.07.2023 вынесено требование N 23 об устранении выявленных нарушений, возврате средств и уплате штрафа, согласно которому в срок до 14.07.2023 в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ Учреждению необходимо:
- восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в бюджет Территориального фонда в сумме, в том числе, 929 752 руб. 35 коп. путем перечисления по указанным в требовании реквизитам,
- уплатить штраф за использование средств не по целевому назначению в размере, в том числе, 92 975 руб. по указанным в требовании реквизитам.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными акта Фонда от 30.06.2023 в части признания нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования оплаты расходов на продукты питания для лечебного питания пациентов в условиях дневного стационара в размере 929 752 руб. 35 коп. и требования Фонда от 07.07.2023 N 23 о перечислении в бюджет Фонда средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 929 752 руб. 35 коп., штрафа в сумме 92 975 руб. 23 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Чувашской Республики (далее - Министерство).
Решением от 01.02.2024 Арбитражный суд Чувашской Республики -Чувашии удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Как указывает Фонд, с учетом разделения медицинской помощи по условиям ее оказания на дневной стационар и стационар из положений статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ следует, что федеральным законодательством лечебное питание гарантировано только пациентам, получающим медицинскую помощь в стационарных условиях.
Фонд ссылается на письмо Минздрава России от 18.06.2019 N 11-7/и/2-5293, в котором разъяснено, что оплата организации питания в условиях дневного стационара для пациентов не осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и может обеспечиваться за счет иных источников, в том числе за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 3 и 4 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ.
Фонд обращает внимание суда на то, что дополнительные денежные средства из республиканского бюджета на финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2021 и 2022 годы не выделялись, в связи с чем оплата лечебного питания в дневных стационарах за счет средств обязательного медицинского страхования не может быть произведена. Оплата лечебного питания в дневных стационарах может производиться за счет средств федерального бюджета либо республиканского бюджета Чувашской Республики.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что Тарифные соглашения по ОМС в Чувашской Республике предусматривают различные приложения по оплате медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара, которые отличаются по размерам тарифа на оплату оказанной медицинской помощи.
Как объясняет Фонд, Приложением 21 к Тарифному соглашению по ОМС в Чувашской Республике предусмотрен Справочник клинико-статистических групп по случаям медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара в системе ОМС, в котором указана доля заработной платы и прочих расходов в структуре стоимости КСГ. При этом отражено, что по коду профиля 2 "акушерство и гинекология", по кодам профиля 7-11 "детская: кардиология, онкология, урология, хирургия, эндокринология" доля прочих расходов в структуре стоимости отсутствует (в том числе и расходы на лечебное питание).
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство в возражениях на апелляционную жалобу высказало свою позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Из положений статьей 10, 13 БК РФ следует, что бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом N 326-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (часть 2).
Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункты 2, 12 части 7).
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями" (далее - Положение о контроле за использованием средств ОМС).
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федерального закона N 326-ФЗ (пункт 47 Положения о контроле за использованием средств ОМС).
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования и уплате штрафа является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Следовательно, направление средств обязательного медицинского страхования на расходы, не соответствующие программам обязательного медицинского страхования, является нецелевым использованием.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона N 323-ФЗ, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ).
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н.
В силу пункта 185 указанных Правил тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС рассчитываются в соответствии с главой XII Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
В силу частей 1 и 2 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Частью 3 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в случаях, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
В силу статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Частью 3 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации; 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ пациент имеет право, в том числе, на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
В 2022 году на территории Чувашской Республики действовало Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию от 30.12.2021 (далее - Тарифное соглашение), заключенное между Минздравом Чувашии, Территориальным фондом, Ассоциацией "Союз медицинских работников Чувашской Республики", АО "СК "Чувашия-Мед", АО "Чувашская МСК", Чувашской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пункту 3.16 Тарифного соглашения в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС включены следующие расходы медицинских организаций: на заработную плату; начисления на оплату труда, прочие выплаты; на приобретение лекарственных средств; на приобретение расходных материалов; на приобретение продуктов питания; на приобретение мягкого инвентаря; на приобретение медицинского инструментария, реактивов и химикатов; на приобретение прочих материальных запасов; расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования); расходы на оплату стоимости организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации); расходы на оплату услуг связи; расходы на оплату транспортных услуг; расходы на оплату коммунальных услуг; расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества; расходы на арендную плату за пользование имуществом; расходы на оплату программного обеспечения и прочих услуг; расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации; прочие расходы; расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
В рассматриваемом случае расходы на приобретение продуктов питания для пациентов, получающих лечение в условиях дневного стационара, организованного на базе круглосуточного стационара (в частности, при гинекологическом и педиатрическом отделениях стационара), Учреждение относило за счет средств ОМС.
Как следует из представленных Учреждением медицинских карт стационарных больных, направлений на госпитализацию в дневной стационар при стационаре, листов назначений, врачами Учреждения больные направлялись в стационар дневного пребывания при стационаре на время пребывания, исходя из назначенных лечебных мероприятий, более 6 часов, при этом каждому из них наряду с лекарственными препаратами и лечебными манипуляциями назначался и вариант диеты.
Фонд, ссылаясь на разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенные в письме от 18.06.2019 N 11-7/и/2-5293, указывая на отсутствие поступления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет Территориального фонда в 2022 году, утверждает, что при расчете тарифов на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в условиях дневного стационара расходы на оплату лечебного питания не включены.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал ошибочной позицию Фонда по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 6 статьи 34 Федерального закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В силу частей 1 и 2 статьи 34 Федерального закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
В условиях дневных стационаров, организованных на базе круглосуточных стационаров, пациентам оказывается специализированная медицинская помощь. В данной части разногласий между лицами, участвующими в деле, не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Программа).
Разделом II Программы предусмотрено, что специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в письме от 19.12.2019 N 16899/30-4/7546 разъяснил, что при включении в стандарты медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, лечебного питания, данные расходы осуществляются за счет средств ОМС по заболеваниям и состояниям, входящим в территориальную программу обязательного медицинского страхования. Включение в структуру тарифов расходов на организацию питания пациентов в дневном стационаре за счет средств ОМС должно быть предусмотрено тарифным соглашением субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.1999 N 438 утверждено Положение об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях. В соответствии с данным Положением дневной стационар является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, в том числе амбулаторно-поликлинических, больничных учреждений, клиник медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждений и предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.
Функциями дневного стационара являются, в том числе: проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий лицам из групп риска повышенной заболеваемости; проведение сложных и комплексных диагностических исследований и лечебных процедур; подбор адекватной терапии больным с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении степени тяжести заболевания; проведение комплексного курсового лечения с применением современных медицинских технологий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения; осуществление реабилитационного и оздоровительного комплексного курсового лечения больных и инвалидов, беременных женщин.
В соответствии с профилем, койки дневного пребывания являются структурной частью коечного фонда отделения (палаты). Мощность стационара определяется числом коек круглосуточного и дневного пребывания.
Согласно пункту 1.8 указанного Положения вопрос по обеспечению питанием больных в дневном стационаре решается органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации самостоятельно.
В ответ на запрос суда Министерство здравоохранения Российской Федерации пояснило, что позиция Министерства, отраженная в вышеизложенном письме от 18.06.2019 N 11-7/И/2-5293 в части вопроса возможности обеспечения пациентов в условиях дневного стационара лечебным питанием, актуальна. При этом дополнительно сообщило, что в субъектах Российской Федерации могут быть установлены тарифы для оплаты медицинской помощи в условиях дневного стационара, включающие расходы на питание, в случае соответствующих медицинских показаний, предусматривающих длительное пребывание пациента в лечебном учреждении при оказании ему медицинской помощи в дневном стационаре.
Исследовав материалы дела, условия Тарифного соглашения на 2022 год, суд первой инстанции установил, что пунктом 3.16 Тарифного соглашения на 2022 год предусмотрено, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включаются расходы на продукты питания, на организацию питания. При этом не указано, что пациенты дневных стационаров при стационарных (больничных) учреждениях питанием не обеспечиваются.
Из содержания данного Тарифного соглашения, а также приложений к нему, однозначно не следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказанной пациентам круглосуточных стационаров больничных учреждений и пациентам стационаров дневного пребывания больничных учреждений, различается.
Анализ программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, а также Тарифного соглашения на 2022 год в совокупности свидетельствует о том, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС включаются расходы на продукты питания, на организацию питания в дневных стационаров при стационарных (больничных) учреждениях.
Следовательно, у Фонда отсутствовали основания для вывода о допущенном Учреждением нецелевом расходовании бюджетных средств в сумме 929 752 руб. 35 коп., а также для выдачи требования восстановить средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 929 752 руб. 35 коп., уплатить соответствующий штраф в сумме 92 975 руб. 23 коп.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что акт о результатах комплексной проверки от 30.06.2023 и требование об устранении выявленных нарушений, возврате средств и уплате штрафа от 07.07.2023 в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права Учреждения в сфере осуществления экономической деятельности.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Ссылка суда первой инстанции на приказ Минздрава Чувашии от 30.09.2019 N 1431 относительно примерного положения о приемнодиагностическом отделении медицинской организации применительно к обстоятельствам настоящего дела несостоятельна, что не привело к принятию неправильного судебного акта.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.02.2024 по делу N А79-5844/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5844/2023
Истец: Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Канашский межтерриториальный медицинский центр "Министерства здравоохранения Чувашской Республики"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики
Третье лицо: Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Министерство Здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования