город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2020 г. |
дело N А32-16885/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края: представитель Чувалджян Д.А., по доверенности от 09.01.2020, паспорт;
от публичного акционерного общества "Сбербанк России": представитель
Блашко Е.И., по доверенности от 20.02.2020, паспорт;
рассмотрев в онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Сити", публичного акционерного общества "Сбербанк России"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.07.2020 по делу N А32-16885/2020
по заявлению Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
(ИНН 2308113667, ОГРН 1052303716772)
к обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Сити" (ИНН 230815019,
ОГРН 1082308010685)
при участии третьего лица: публичного акционерного общества "Сбербанк России"
(ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195)
о приостановлении на 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Сити" (далее - заинтересованное лицо, общество) о приостановлении на 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2020 на 5 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу приостановлена деятельность ООО "Краснодар Сити" связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объектов недвижимости "Многоэтажная жилая застройка по ул. Шоссе Нефтяников в г. Краснодаре. Второй этап строительства. Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями Литер 2", расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников д. 18 на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0201006:236.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Сити", публичное акционерное общество "Сбербанк России" обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Сити" мотивирована тем, что Департамент не представил бесспорных доказательств в обоснование необходимости применения к обществу такой меры воздействия, как приостановление осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в целях восстановления прав участников. Общество представило в материалы дела достаточно доказательств принятия всех зависящих от него мер по выявлению и недопущению нарушении и наличия обстоятельств, объективно препятствовавших обществу в надлежащем исполнении установленных законом требований. На протяжении более чем двух месяцев у общества отсутствовал легитимный единоличный орган (генеральный директор). Кроме того, общество находится в трудном финансовом положении.
Апелляционная жалоба ПАО "Сбербанк России" мотивирована тем, что приостановление деятельности по заключению договоров долевого участия не направлено на защиту интересов прав дольщиков. В данном случае строительство литера 2 фактически завершено, застройщиком предпринимаются меры, направленные на ввод объекта в эксплуатацию, что следует из представленных в суд первой инстанции Ответчиком документов. В настоящее время должностные лица, чьи действия могли стать причиной задержки строительства отстранены от исполнения обязанностей, а в их отношении возбуждены уголовные дела, потерпевшим по которым признано ООО "Краснодар Сити". Общество указывает, что удовлетворение требований заявителя повлечет для ответчика существенные экономические потерн, а также иные негативные последствия, связанные с приостановлением хозяйственной деятельности в отношении объекта строительства.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
В судебном заседании представитель ПАО "Сбербанк России" доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
ООО "Краснодар Сити", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 N 1245 "О департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края" полномочия по осуществлению в установленном порядке функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края возложены на департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - Департамент).
Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 214-ФЗ действие закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу закона, действующего с 01.04.2005.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик -юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с вышеуказанным Законом о долевом строительстве для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) ООО "Краснодар Сити" является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства.
ООО "Краснодар Сити" осуществляет деятельность в области долевого строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0201006:236 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Шоссе Нефтяников, 18, согласно разрешению на строительство от 14.01.2016 N Ru 23306000-4376-р-2016, строительство объекта долевого строительства "Многоэтажная жилая застройка по ул. Шоссе Нефтяников, в г. Краснодар. Второй этап строительства. Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями. Литер 2".
Первый договор участия в долевом строительстве зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 11.03.2016.
Согласно представленной ООО "Краснодар Сити" отчетности застройщика за 2 квартал 2018 года и 3 квартал 2019 года срок передачи вышеуказанного объекта долевого строительства участникам долевого строительства предусмотренный условиям договоров участия в долевом строительстве, заключенных ООО "Краснодар Сити" с участниками долевого строительства, устанавливался 29.08.2019 и 31.12.2019, что подтверждается указанной отчетностью.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона N 214-ФЗ в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Информация о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта в департамент не поступала.
Таким образом, ООО "Краснодар Сити" обязанность по передаче объекта долевого строительства в срок, задержало более чем на три месяца.
Департаментом неоднократно к ООО "Краснодар Сити" применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом N 214-ФЗ, а именно по факту нарушений действующего законодательства в области долевого строительства, ООО "Краснодар Сити" привлекалось к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ и ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ согласно постановлениям о назначении административного наказания от 28.11.2019 N 1008/2019, N 1009/2019 и от 19.12.2019 N 1350/2019, указанные постановления вступили в законную силу.
Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о грубом и систематическом нарушении со стороны ООО "Краснодар Сити" норм действующего законодательства, регулирующих отношения в области долевого строительства, ставящим под угрозу права и законные интересы участников долевого строительства, граждан и юридических лиц, вкладывающих средства в строительство жилья и иных объектов недвижимости.
В соответствии с п. 3 и 4 ч. 15 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщик не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности, а также, если застройщиком не исполнялись положения настоящего Федерального закона и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные Федеральным законом меры воздействия.
Исследовав и оценив, в соответствии с требованиями, содержащимися в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным нарушения, допущенные ООО "Краснодар Сити" при ведении деятельности в качестве застройщика, в связи с чем пришел к выводу о том, что приостановление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, является законной, разумной и адекватной мерой, направленной на защиту интересов потенциальных дольщиков.
Апелляционная коллегия полагает, что приостановление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, не ограничивает общество в осуществлении иной хозяйственной деятельности, не препятствует в извлечении доходов от продолжения иной деятельности.
Заявленная департаментом мера воздействия является инструментом установления баланса интересов участников долевого строительства многоквартирных домов и инструментом государственного воздействия на нарушителей для защиты слабой стороны данных отношений, пользующихся особой защитой государства; данная мера воздействия является необходимой в целях недопущения увеличения количества лиц, перед которыми общество не исполнит обязательства в порядке, установленном Законом N 214-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.04.2018 по делу N А32-39877/2017, от 06.08.2018 по делу N А32-39879/2017.
Апелляционной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что наличие формальных признаков нарушения не может служит достаточным основанием для принятия судом решения о приостановлении указанной деятельности застройщика.
Данная мера воздействия на общество направлена и на защиту государственных интересов Российской Федерации и интересов потенциальных участников долевого строительства. Деятельность застройщика приостанавливается не в части строительства, а в части привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства спорного объекта; права участников долевого строительства на завершение застройщиком строительства объекта, а также иные права, гарантированные Законом N 214-ФЗ, в связи с принятием судом такой меры не могут быть нарушены.
Также апелляционной коллегией не принимается довод апелляционной жалобы о том, что в отношении руководства ООО "Краснодар Сити" возбуждены уголовные дела, поскольку Федеральным законом N 214-ФЗ не устанавливается взаимосвязь между возбуждением уголовного дела в отношении руководителя и приостановлением деятельности застройщика по привлечению денежных средств граждан, так как ч. 15 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для приостановления деятельности застройщика по привлечению денежных средств граждан.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что требования Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию апеллянтов с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2020 по делу N А32-16885/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16885/2020
Истец: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодара, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, ПАО "Сбербанк России"
Ответчик: ООО "Краснодар Сити", ООО "Краснодар Сити" в лице представителя Лагновой З.Р.
Третье лицо: ПАО "Сбербанк России" в лице Краснодарского отделения N8619