г. Вологда |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А13-1034/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
при участии от государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области Павловой Ю.В. по доверенности от 16.01.2020, от бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Череповецкая детская городская поликлиника N 3" Осиповой Н.Н. по доверенности от 01.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области и бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Череповецкая детская городская поликлиника N 3" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 июля 2020 года по делу N А13-1034/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области (адрес: 160017, Вологодская область, город Вологда, Тепличный микрорайон, дом 8а; ОГРН 1023500870161; ИНН 3525001916; далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Череповецкая детская городская поликлиника N 3" (адрес: 162616, Вологодская область, город Череповец, улица Космонавта Беляева, дом 20; ОГРН 1193525009809; ИНН: 3528300897; далее - Учреждение) о взыскании денежных средств в сумме 298 857 руб. 50 коп., использованных не по целевому назначению, штрафа в сумме 29 885 руб. коп., пеней в сумме 34 278 руб. 96 коп., а также пеней, подлежащих начислению на сумму задолженности с 17.07.2020 в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) по день фактического исполнения денежного обязательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.07.2020 исковые требования удовлетворены частично в сумме 327 501 руб. 82 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Учреждение с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не дана должная оценка факту восстановления денежных средств на счете обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) до проведения внеплановой проверки Фондом, а также признания Фондом расходов в сумме 49 999 руб. по хранению материалов кредиторской задолженностью за 2017 год. Указывает, что согласно письму Департамента здравоохранения Вологодской области аллерген туберкулезный рекомбинантный входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и может быть закуплен за счет средств ОМС. Также ссылается на тяжелое финансовое положение Учреждения, в связи с чем просит суд снизить размер пеней.
Фонд с решением также не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части взыскания пеней, принять новый акт об удовлетворении требований Фонда в части взыскания пеней в размере 34 278 руб. 96 коп., исходя из ставки 7, 75 %, действовавшей на день предъявления требования в акте проверки, а не по ставке на день предъявления иска.
Учреждение в отзыве на жалобу Фонда и его представитель судебном заседании доводы жалобы истца отклонили, поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, пояснив, что в части взыскания расходов в сумме 10 000 руб. решение суда не обжалуется.
Фонд в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил доводы жалобы Учреждения, просил в ее удовлетворении отказать. Доводы своей жалобы поддержали.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Фонда на основании приказа Врио директора Фонда от 12.03.2019 N 01-05/169 "О проведении внеплановой комплексной проверки БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 4" и в связи с реорганизацией в форме слияния медицинских организаций БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 2" и БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 4" в создаваемое БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 3" проведена внеплановая тематическая проверка БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 4" по теме: использование средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за 2018 год, за январь - март 2019 года, по результатам которой составлен акт от 29.03.2019.
Согласно акту проверки Фондом установлено, что в нарушение пунктов 6, 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), разделов IV, V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2018 год, утвержденной постановлением Правительства области от 29.12.2017 N 1201, средства ОМС в сумме 298 857 руб. 50 коп. использованы не по целевому назначению, а именно: в размере 140 197 руб. 50 коп. на приобретение диаскинтеста (аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении), в размере 148 660 руб. на оплату услуг по хранению медицинских иммунобиологических препаратов, в размере 10 000 руб. на выполнение кадастровых работ (изготовление технического плана для регистрации договора аренды части здания).
В связи с этим в пункте 1 акта от 29.03.2019 Фонд потребовал на основании пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ возвратить средства в сумме 298 857 руб. 50 коп. и уплатить штраф в размере 29 885 руб. 75 коп. в бюджет Фонда в течение 10 рабочих дней после подписания акта. Указав при этом, что за нарушение сроков возврата средств предусмотрены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
В связи с неисполнением Учреждением указанного требования Фонд обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными частично.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
По смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 289 БК РФ не целевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с положениями статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ, согласно которой, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа ОМС - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Судом первой инстанции не целевыми расходами средств ОМС признаны расходы на приобретение диаскинтеста, расходы на оплату услуг по хранению иммунобиологических препаратов и расходы в размере 10 000 руб. на оплату услуг по изготовлению технического плана по договору подряда от 26.07.2018 N 104/01-32, заключенному с бюджетным учреждением в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области "Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации" филиал г. Череповец.
Как следует из материалов дела, ответчиком заключен контракт от 29.05.2018 N Ф.2018.229186 с акционерным обществом "Мединторг" на поставку лекарственного препарата для медицинского применения аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении.
В рамках указанного контракта в адрес Учреждения поставлены диаскинтест, Учреждением произведена оплата в размере 148 660 руб. по платежным поручениям от 24.08.2018 N 911, от 15.11.2018 N 1292.
На основании Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 08.12.2017 N 1492, финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе при туберкулезе, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 29.12.2017 N 1201, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Программы, а также мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара; аудиологическому скринингу; применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 части 3 раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов регламентировано, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе обязательного медицинского страхования.
Расходы на приобретение диаскинтеста за счет средств ОМС могут осуществляться только при условии включения их в Территориальную программу ОМС в соответствии с действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что приобретение диаскинтеста, используемого в ходе массового обследования детского населения на туберкулез, осуществляется за счет иных источников финансирования, но не за счет средств ОМС.
Утверждение Учреждения об обратном основано на неправильном толковании норм материального права, является субъективным мнением ответчика, не основанным на относимых и допустимых доказательствах.
В части расходов на оплату услуг по хранению иммунобиологических препаратов, Фондом правомерно указано, что согласно постановлению Правительства Вологодской области от 28.10.2013 N 1112 "Об утверждении Государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области на 2014-2020 годы" (Подпрограмма 1) обеспечение медицинских организаций области медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также организация получения, хранения и отпуска иммунобиологических препаратов предусмотрены за счет бюджетных ассигнований (раздел 3 приложения 1 указанного постановления Правительства Вологодской области). Ответственным исполнителем подпрограммы 1 является Департамент здравоохранения Вологодской области.
Во исполнение указанной государственной программы Учреждение (Заказчик) заключило контракты с муниципальным территориальным производственным предприятием "Фармация" (Исполнитель) от 24.03.2017 N 0060701700003/2 и 26.07.2018 N 104/01-32.
Предметом данного контракта являлось оказание в 2017 году услуг по хранению медицинских иммунобиологических препаратов, поступающих по государственной программе "Развитие здравоохранения Вологодской области" на 2014-2020 годы, подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", основное мероприятие 1.2 "Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику" за счет средств федерального и областного бюджетов. Срок оказания услуг: с момента заключения контракта до 31.12.2017 по заявке заказчика.
Оплата за оказанные услуги по хранению вакцины в рамках контракта N 0060701700003/2 на основании подписанного акта от 29.12.2017 N 3058 и выставленного счета-фактуры от 29.12.2017 N 4639 произведена в 2018 году платежным поручением от 16.01.2018 N 60.
Предметом контракта N 104/01-32 являлось оказание исполнителем услуг по приемке, хранению и отпуску иммунобиологических препаратов на условиях и в сроки, предусмотренные контрактом. Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 31.12.2018.
Оплата за оказанные услуги по хранению вакцины в рамках контракта N 104/01-32 на основании подписанных актов и выставленных счетов-фактур произведена платежными поручениями от 21.06.2018 N 677 и от 13.12.2018 N 1420.
В контрактах, заключенных Учреждением, указано, что хранение препаратов, а также их расходование осуществляются в рамках национального календаря прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям.
Территориальная программа ОМС не предусматривает финансирование этих мероприятий в 2018 годах за счет средств ОМС.
Доказательств изменения порядка финансирования контрактов и мероприятий в материалы дела заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, требование Фонда возвратить в бюджет Фонда средства, использованные Учреждением на эти цели в сумме 148 660 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Таким образом является обоснованным и правильным вывод суда первой инстанции, что в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ ответчиком допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (осуществление расходов, не включенных в территориальную программу ОМС) на общую сумму 298 857 руб. 50 коп.
Довод ответчика о том, что денежные средства восстановлены на счете обязательного медицинского страхования до проведения внеплановой проверки Фондом правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный, так как согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального Фонда, а не восстанавливает на своем счете.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию Фонд начислил пени за период с 30.04.2019 по 16.07.2020 в сумме 34 278 руб. 96 коп. и штраф в сумме 29 885 руб. 75 коп.
Признав расчет истца пеней неверным, суд первой инстанции самостоятельно произвел перерасчет с учетом ставки ЦБ РФ в размере 6,25 % годовых, действующей на дату предъявления иска в суд.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом суда первой инстанции.
При этом суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об уменьшении размера неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 июля 2020 года по делу N А13-1034/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области и бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Череповецкая детская городская поликлиника N 3" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1034/2020
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области
Ответчик: БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N3"
Третье лицо: Департамент здравоохранения Вологодской области