г. Москва |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А40-300482/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2020 по делу N А40-300482/19
по заявлению ФГУП "ВНИИ Физикотехнических и радиотехнических измерений"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
Третьи лица: 1)Администрация городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской области, 2) ТУ Росимущества в Московской области; 3) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Куракин А.А. по довер.от 21.01.20; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ И РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ" (далее - заявитель, Предприятие, ФГУП "ВНИИФТРИ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее также - ответчик, Росимущество) N СА-07/27897 от 21 августа 2019 г. об отказе в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской области объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "ВНИИФТРИ", возложении на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязанности устранить нарушение прав ФГУП "ВНИИФТРИ" в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в отсутствии указанных лиц в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, Предприятие владеет на праве хозяйственного ведения 32 объектами жилищно-коммунального хозяйства, которые обеспечивают более 9 тысяч жителей рабочего поселка Менделеево, Солнечногорского района, Московской области коммунальными услугами, а именно: "Водозаборный узел" РНФИ В12510004637; "Водопровод к ХВО и участок, перенесенный с площади пристройки к старой котельной" РНФИ В12510018782; "Водопроводная сеть в поселке Менделеево" РНФИ В12510010221; "Насосная станция N 1, артскважина N 1" РНФИ В12510004629; "Насосная станция N 2, артскважина N 2" РНФИ В12510004628; "Насосная станция N 3, артскважина N 3 " РНФИ В12510004622; "Насосная станция N 4, артскважина N 4" РНФИ В12510004626; "Насосная станция N 5, артскважина N 5" РНФИ В12510004625; "Насосная станция N 6, артскважина N 6" РНФИ В12510004624; "Насосная станция вторичного подъема" РНФИ П12510004640; "Насосная станция вторичного подъема" РНФИ П12510004635; "Резервуар (300 куб.м.)" РНФИ В12510004604; "Резервуар (500 куб.м.)" РНФИ В12510004598; "Пусковой комплекс канализационного коллектора с насосной станцией" РНФИ В12510004616; "Насосная канализационная станция у газовой котельной" РНФИ В12510018805; "Канализационная насосная станция" РНФИ П12510004638; "Канализационная насосная станция" РНФИ В12510004641; "Сети бытовой канализации в рабочем поселке Менделеево" РНФИ П12510008968; "Канализация к зданию ЦЭЗИС" РНФИ В12510004657; "Канализация фекальная от к. 44 до ст. перекачки" РНФИ В12510017204; "Участок канализации, перенесенный с площади пристройки к старой котельной" РНФИВ12510017217; "Наружные сети дренажа канализации у теплосети" РНФИ В12510004660; "Дренаж на территории котельной" РНФИ В12510004672; "Трансформаторная подстанция 7 (на территории котельной)" РНФИ В12510004623; "Мазутохранилище" РНФИ В12510004605; "Трансформаторная подстанция 14 на территории котельной" РНФИ В12510004636; "Здание котельной" РНФИ П12510001801; "Здание химической водной очистки" РНФИ В12510004631; "Наружная тепловая сеть в поселке Менделеево" РНФИ В12510008969; "Теплосеть от котельной до здания ХВО" РНФИ В12510017272; "Теплосеть объекта Сигнал" РНФИ В12510017284; "Теплосеть от ТК-16 до к. 44 Пождепо" РНФИ В12510017274.
Решением Совета депутатов городского поселения Менделеево от 31 мая 2017 г. N 4/1-17 было принято решение об осуществлении передачи объектов ЖКХ ФГУП "ВНИИФТРИ" в муниципальную собственность после окончания осенне-зимнего отопительного сезона 2018-2019 гг.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, в ведении которого находится ФГУП "ВНИИФТРИ", письмом от 08 мая 2018 г. исх. N СГ-7088/11 согласовало передачу вышеуказанных объектов в муниципальную собственность городского поселения Менделеево.
31 мая 2018 г. Администрация городского поселения Менделеево направила соответствующие обращения с комплектами документов, отвечающих требованиям постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374, в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, осуществляющее ведение Реестра федерального имущества в отношении объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ВНИИФТРИ".
30 января 2019 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с просьбой дать соответствующее поручение (исх. N АК/09-537).
20 февраля 2019 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области со ссылкой на письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08 февраля 2019 г. исх. N 07/3970 вернуло представленные комплекты документов на доработку (исх. N АН/09-1027).
Основанием для возврата документов послужило то обстоятельство, что на момент рассмотрения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом обращений по некоторым объектам отсутствовали актуальные выписки из ЕГРН и РФИ (выданные не ранее чем за 1 месяц до их направления).
Причиной отсутствия актуальных выписок явился длительный период нахождения документов в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (с 31 мая 2018 г. по 30 января 2019 г.).
28 февраля 2019 г. (исх. N 17 от 27.02.2019 г.) Администрация городского поселения Менделеево вновь направила в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области соответствующие обращения с комплектами документов, отвечающих требованиям постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374, с приложением актуальных выписок по всем подлежащим передаче объектам, так как в письме от 08 февраля 2019 г. исх. N 07/3970 отсутствовала информация по конкретным объектам.
04 марта 2019 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с просьбой дать соответствующее поручение (исх. N АК/09-1327).
25 марта 2019 г. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручило (поручение СА-07/9472) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области провести проверку планируемых к передаче 32 объектов жилищно-коммунального хозяйства.
05 апреля 2019 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области издает распоряжение N 112-Р о проведении внеплановой проверки.
09 апреля 2019 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области уведомляет ФГУП "ВНИИФТРИ" о дате выезда комиссии - 11 апреля 2019 г.
В указанный период комиссия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области посетила ФГУП "ВНИИФТРИ": произвела осмотр объектов, ознакомилась с документацией, получила запрошенную информацию.
22 июля 2019 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, в ведении которого находится ФГУП "ВНИИФТРИ", в связи с длительным рассмотрением обращений о передаче объектов, запросило Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщить о результатах рассмотрения и принятом решении письмом исх. N АА-330/11.
05 августа 2019 г. ФГУП "ВНИИФТРИ" письмом исх. N 01-14/7008 также запросило Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщить о результатах рассмотрения и принятом решении.
09 августа 2019 г. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области был утвержден Акт проверки, согласно которому планируемые к передаче объекты находятся в удовлетворительном состоянии, являются объектами ЖКХ.
Росимуществом были рассмотрены обращения Госстандарта от 22.07.2019 N АА-330/11, ФГУП "ВНИИФТРИ" от 05.08.2019 N 01-14/7008, Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 15.03.2019 N исх-863/2019 по вопросам: передачи 32 объектов жилищно-коммунального хозяйства, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ВНИИФТРИ", из федеральной собственности в собственность муниципального образования городское поселение Менделеево Солнечногорского района Московской области; уточнения границ земельных участков, используемых предприятием, постановки их на государственный кадастровый учет с последующим оформлением прав собственности РФ и прав аренды на них.
По результатам рассмотрения указанных выше вопросов Росимуществом было вынесено решение об отказе в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской области объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "ВНИИФТРИ", оформленное письмом N СА-07/27897 от 21 августа 2019 г.
Причиной отказа послужило следующее обстоятельство.
В отношении котельной с кадастровым номером 50:09:0000000:633 Росимуществом выявлено, что Предприятие ранее письмом от 13.12.2018 N 01-14/10892 направило обращение в адрес Территориального управления по вопросу согласования размещения и монтирования теплоэнергетического оборудования ООО "Иск "Гринвич" в здании котельной на основании договора возмездного хранения до заключения договора аренды.
Монтаж технологического оборудования котельной относится к техническому перевооружению опасного производственного объекта, которое не допускается без положительного заключению экспертизы промышленной безопасности.
Технические условия на размещение технологического оборудования в здании котельной были получены Предприятием в 2015 году. Однако до настоящего времени закупка и монтаж оборудования котельной не осуществлены.
В связи с этим Территориальным управлением письмом от 04.04.2019 N АЧ/10-2087 в адрес Предприятия запрошены дополнительные сведения и документация по данному вопросу. Ответ на данный запрос не поступал.
В связи с изложенным Росимущество отказало в передаче 32 объектов ЖКХ из федеральной собственности в собственность муниципального образования городское поселение Менделеево Солнечногорского района Московской области.
Полагая, что отказ ответчика нарушает законные права и интересы Предприятия, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Росимущества является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с Административным регламентом, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 13 июля 2009 г. N 270, выполнение государственной функции по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, выполняется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
В п. 2.5 Административного регламента утвержден перечень оснований для отказа в передаче имущества на иной уровень собственности:
- такая передача не относится к правоотношениям, урегулированным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ;
- имущество не может находиться в собственности того публичного образования, к передаче которому оно предложено;
- перечень представленных заявителем документов не соответствует перечню, указанному в пунктах 2.4.1 или 2.4.2.
Функция осуществляется непрерывно, основания для приостановления отсутствуют.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 утверждены перечни документов, необходимые для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Предприятием были предоставлены все необходимые документы для принятия Росимуществом решения о передачи имущества в муниципальную собственность.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в обжалуемом решении не указало, по каким конкретно объектам и какие документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374, отсутствуют.
Иные основания для отказа в передаче имущества на иной уровень собственности, указанные в п.2.5 Административного регламента, в рассматриваемом деле отсутствуют.
Основанием для принятия обжалуемого решения является непредставление дополнительных сведений и документации на запрос Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области от 04.04.2019 г. исх. N АЧ/10-2087.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, запрос от 04.04.2019 г. исх. N АЧ/10-2087 является ответом на обращение ФГУП "ВНИИФТРИ" от 11.02.2019 г. исх. N 01-14/1181 по вопросу врезки теплоэнергетического оборудования ООО "ИСК "Гринвич" в трубопровод рамках выполнения технических условий и проведения испытаний.
Данная переписка не связана с вопросом перераспределения имущества и не может являться причиной принятия обжалуемого решения.
Кроме того, запрошенная информация была предоставлена Предприятием при проведении выездной проверки в апреле 2019 г.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и свободы заявителя.
Как верно указал суд первой инстанции, отказывая заявителю в передаче 32 объектов жилищно-коммунального хозяйства, Росимущество возлагает на ФГУП "ВНИИФТРИ" обязанность продолжать осуществлять в границах городского поселения Менделеево тепло- и водоснабжение населения, водоотведение, то есть осуществлять деятельность, относимую к вопросам местного значения городского поселения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2020 по делу N А40-300482/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-300482/2019
Истец: ФГУП "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ И РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ"
Ответчик: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Администрация муниципального образования городское поселение Менделеево Солнечногорского муниципального р-на МО, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по МО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25574/20
20.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35982/20
05.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-300482/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-300482/19