город Москва |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А40-300482/19-154-2429 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГУП "ВНИИФТРИ": Хитровой А.С. (дов. N 01-14/6847 от 02.09.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Росимущества: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: не явились, извещены;
рассмотрев 11 февраля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Росимущества
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 г.
по делу N А40-300482/19-154-2429
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным решения от 21 августа 2019 г. N СА-07/27897,
третьи лица: Администрация городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,
УСТАНОВИЛ: Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" (далее - ФГУП "ВНИИФТРИ", заявитель, предприятие) владеет на праве хозяйственного ведения 32 объектами жилищно-коммунального хозяйства, которые обеспечивают более 9 тысяч жителей рабочего поселка Менделеево, Солнечногорского района, Московской области коммунальными услугами, а именно: "Водозаборный узел" РНФИ В12510004637; "Водопровод к ХВО и участок, перенесенный с площади пристройки к старой котельной" РНФИ В12510018782; "Водопроводная сеть в поселке Менделеево" РНФИ В12510010221; "Насосная станция N 1, артскважина N 1" РНФИ В12510004629; "Насосная станция N 2, артскважина N 2" РНФИ В12510004628; "Насосная станция N 3, артскважина N 3" РНФИ В12510004622; "Насосная станция N 4, артскважина N 4" РНФИ В12510004626; "Насосная станция N 5, артскважина N 5" РНФИ В12510004625; "Насосная станция N 6, артскважина N 6" РНФИ В12510004624; "Насосная станция вторичного подъема" РНФИ П12510004640; "Насосная станция вторичного подъема" РНФИ П12510004635; "Резервуар (300 куб.м)" РНФИ В12510004604; "Резервуар (500 куб.м)" РНФИ В12510004598; "Пусковой комплекс канализационного коллектора с насосной станцией" РНФИ В12510004616; "Насосная канализационная станция у газовой котельной" РНФИ В12510018805; "Канализационная насосная станция" РНФИ П12510004638; "Канализационная насосная станция" РНФИ В12510004641; "Сети бытовой канализации в рабочем поселке Менделеево" РНФИ П12510008968; "Канализация к зданию ЦЭЗИС" РНФИ В12510004657; "Канализация фекальная от к. 44 до ст. перекачки" РНФИ В12510017204; "Участок канализации, перенесенный с площади пристройки к старой котельной" РНФИВ12510017217; "Наружные сети дренажа канализации у теплосети" РНФИ В12510004660; "Дренаж на территории котельной" РНФИ В12510004672; "Трансформаторная подстанция 7 (на территории котельной)" РНФИ В12510004623; "Мазутохранилище" РНФИ В12510004605; "Трансформаторная подстанция 14 на территории котельной" РНФИ В12510004636; "Здание котельной" РНФИ П12510001801; "Здание химической водной очистки" РНФИ В12510004631; "Наружная тепловая сеть в поселке Менделеево" РНФИ В12510008969; "Теплосеть от котельной до здания ХВО" РНФИ В12510017272; "Теплосеть объекта Сигнал" РНФИ В12510017284; "Теплосеть от ТК-16 до к. 44 Пождепо" РНФИ В12510017274.
Решением Совета депутатов городского поселения Менделеево от 31 мая 2017 г. N 4/1-17 было принято решение об осуществлении передачи объектов ЖКХ ФГУП "ВНИИФТРИ" в муниципальную собственность после окончания осенне-зимнего отопительного сезона 2018-2019 гг.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, в ведении которого находится ФГУП "ВНИИФТРИ", письмом от 08 мая 2018 г. исх. N СГ-7088/11 согласовало передачу вышеуказанных объектов в муниципальную собственность городского поселения Менделеево.
31 мая 2018 г. Администрация городского поселения Менделеево направила соответствующие обращения с комплектами документов в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), осуществляющее ведение Реестра федерального имущества в отношении объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ВНИИФТРИ".
30 января 2019 г. ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с просьбой дать соответствующее поручение (исх. N АК/09-537).
20 февраля 2019 г. ТУ Росимущества в Московской области со ссылкой на письмо Росимущества от 08 февраля 2019 г. исх. N 07/3970 вернуло представленные комплекты документов на доработку (исх. N АН/09-1027).
Основанием для возврата документов послужило то обстоятельство, что на момент рассмотрения Росимуществом обращений по некоторым объектам отсутствовали актуальные выписки из ЕГРН и РФИ (выданные не ранее чем за 1 месяц до их направления).
Причиной отсутствия актуальных выписок явился длительный период нахождения документов в ТУ Росимущества в Московской области (с 31 мая 2018 г. по 30 января 2019 г.).
28 февраля 2019 г. (исх. N 17 от 27 февраля 2019 г.) Администрация городского поселения Менделеево вновь направила в ТУ Росимущества в Московской области соответствующие обращения с комплектами документов, с приложением актуальных выписок по всем подлежащим передаче объектам, так как в письме от 08 февраля 2019 г. исх. N 07/3970 отсутствовала информация по конкретным объектам.
04 марта 2019 г. ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Росимущество с просьбой дать соответствующее поручение (исх. N АК/09-1327).
25 марта 2019 г. Росимущество поручило (поручение СА-07/9472) ТУ Росимущества в Московской области провести проверку планируемых к передаче 32 объектов жилищно-коммунального хозяйства.
05 апреля 2019 г. ТУ Росимущества в Московской области издало распоряжение N 112-Р о проведении внеплановой проверки.
09 апреля 2019 г. ТУ Росимущества в Московской области уведомило предприятие о дате выезда комиссии - 11 апреля 2019 г.
В указанный период комиссия ТУ Росимущества в Московской области посетила ФГУП "ВНИИФТРИ", произвела осмотр объектов, ознакомилась с документацией, получила запрошенную информацию.
22 июля 2019 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, в ведении которого находится ФГУП "ВНИИФТРИ", направило обращение в Росимущество с просьбой сообщить о результатах рассмотрения и принятом решении (письмо исх. N АА-330/11).
09 августа 2019 г. ТУ Росимущества в Московской области был утвержден Акт проверки, согласно которому планируемые к передаче объекты находятся в удовлетворительном состоянии, являются объектами ЖКХ.
21 августа 2019 г. Росимуществом принято решение об отказе в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской области объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "ВНИИФТРИ", оформленное письмом N СА-07/27897 от 21 августа 2019 г.
В обоснование отказа указано на то, что в отношении котельной с кадастровым номером 50:09:0000000:633 Росимуществом выявлено, что предприятие ранее письмом от 13 декабря 2018 г. N 01-14/10892 направило обращение в адрес Территориального управления по вопросу согласования размещения и монтирования теплоэнергетического оборудования ООО "Иск "Гринвич" в здании котельной на основании договора возмездного хранения до заключения договора аренды. Монтаж технологического оборудования котельной относится к техническому перевооружению опасного производственного объекта, которое не допускается без положительного заключению экспертизы промышленной безопасности. Технические условия на размещение технологического оборудования в здании котельной были получены предприятием в 2015 году. Однако до настоящего времени закупка и монтаж оборудования котельной не осуществлены. В связи с этим Территориальным управлением письмом от 04 апреля 2019 г. N АЧ/10-2087 в адрес предприятия запрошены дополнительные сведения и документация по данному вопросу. Ответ на данный запрос не поступал.
Считая свои права нарушенными, ФГУП "ВНИИФТРИ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росимуществу о признании незаконным решения N СА-07/27897 от 21 августа 2019 г. об отказе в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской области объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "ВНИИФТРИ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Росимущество просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что спорные объекты недвижимости в совокупности представляют систему коммунальной инфраструктуры, в связи с чем наличие недостатков в перечне документации в отношении одного из представленных объектов недвижимости влечет невозможность представления всех в совокупности объектов ввиду их технологической и целевой связанности.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "ВНИИФТРИ" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГУП "ВНИИФТРИ" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 утверждены перечни документов, необходимые для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Исходя из Административного регламента, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 270 (далее - Административный регламент), выполнение государственной функции по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, выполняется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Пунктом 2.5 Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в передаче имущества на иной уровень собственности:
- такая передача не относится к правоотношениям, урегулированным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ;
- имущество не может находиться в собственности того публичного образования, к передаче которому оно предложено;
- перечень представленных заявителем документов не соответствует перечню, указанному в пунктах 2.4.1 или 2.4.2.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку на него возлагается обязанность продолжать осуществлять в границах городского поселения Менделеево тепло- и водоснабжение населения, водоотведение, т.е. осуществлять деятельность, относимую к вопросам местного значения городского поселения.
При этом судами установлено, что предприятием были предоставлены все необходимые документы для принятия Росимуществом решения о передачи имущества в муниципальную собственность.
Росимущество в обжалуемом решении не указало, по каким конкретно объектам и какие документы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374, отсутствуют.
Иные основания для отказа в передаче имущества, указанные в пункте 2.5 Административного регламента, отсутствуют.
Основанием для принятия обжалуемого решения является непредставление дополнительных сведений и документации на запрос ТУ Росимущества в Московской области от 04 апреля 2019 г. исх. N АЧ/10-2087.
Между тем, указанный запрос является ответом на обращение ФГУП "ВНИИФТРИ" от 11 февраля 2019 г. исх. N 01-14/1181 по вопросу врезки теплоэнергетического оборудования ООО "ИСК "Гринвич" в трубопровод рамках выполнения технических условий и проведения испытаний.
При этом данная переписка не связана с вопросом перераспределения имущества и не может являться причиной принятия обжалуемого решения.
Судами также принято во внимание, что запрошенная информация была предоставлена предприятием при проведении выездной проверки в апреле 2019 г.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Росимущества оснований для отказа в передачи имущества.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 г. по делу N А40-300482/19-154-2429 оставить без изменения, кассационную жалобу Росимущества - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф05-25574/20 по делу N А40-300482/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25574/20
20.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35982/20
05.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-300482/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-300482/19