г. Москва |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А40-82555/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Компания ТрансТелеКом"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2020 г. по делу N А40-82555/20
по заявлению Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу
к АО "Компания ТрансТелеКом"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу (далее - Заявитель, Управление, Административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к акционерному обществу "Компания ТрансТелеКом" с (далее - Ответчик, АО "Компания ТрансТелеКом", Общество) о привлечении к административной ответственности по части по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N АП-27/08/738 от 07.05.2020 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.07.2020 г. АО "Компания ТрансТелеКом" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
АО "Компания ТрансТелеКом" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
АО "Компания ТрансТелеКом", Управление, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили. От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что в Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу поступила информация от Управления Федеральной службы безопасности России по Еврейской автономной области (далее - УФСБ России по ЕАО) от 23.01.2020 г. N 90/20-88 (вх. от 02.03.2020 г. N 3576/27) о невыполнении АО "Компания ТрансТелеКом" требований по внедрению технических средств оперативно - розыскных мероприятий (далее - ОРМ).
АО "Компания ТрансТелеКом" осуществляет деятельность в области оказания телематических услуг связи на территории Еврейской автономной области на основании лицензии N 180740, выданной Роскомнадзором со сроком действия лицензии с 27.08.2016 г. до 27.08.2021 г. и деятельность в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на территории Еврейской автономной области на основании лицензии N 180741, выданной Роскомнадзором со сроком действия лицензии с 27.08.2016 г. до 27.08.2021 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи") операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Пунктом 4 статьи 64 Закона "О связи" установлен Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 г. N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении УФСБ России по ЕАО о не выполнении требований по внедрению технических средств оперативно - розыскных мероприятий АО "Компания ТрансТелеКом" на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу от 05.03.2020 г. N 16-нд в период с 10.03.2020 г. по 06.04.2020 г. Управлением была проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проведения внеплановой документарной проверки выявлено, что АО "Компания ТрансТелеКом" совместно с УФСБ России по ЕАО разработан "План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи оператора АО "Компания ТрансТелеКом" при предоставлении телематических услуг и услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на территории Еврейской автономной области" от 22.09.2017 г. N 20/1695 (далее - План СОРМ). План СОРМ является перечнем необходимых мер, позволяющих АО "Компания ТрансТелеКом" во взаимодействии с УФСБ России по ЕАО обеспечить реализацию оперативно - розыскных мероприятий при оказании услуг связи на территории Еврейской автономной области.
АО "Компания ТрансТелеКом" совместно с УФСБ России по ЕАО в июле 2019 года были проведены испытания комплекса технических средств, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий при оказании услуг связи на сети АО "Компания ТрансТелеКом", по результатам проведенных испытаний были выявлены нарушения, которые зафиксированы в протоколе испытаний от 17.07.2019 г. N 90/20-1208.
В январе 2020 года повторно были проведены совместные испытания комплекса технических средств для проведения ОРМ на сети АО "Компания ТрансТелеКом", в результате испытаний выявлено, что замечания, препятствующие продлению опытной эксплуатации, не устранены, данные замечания зафиксированы протоколом испытаний комплекса СОРМ от 23.01.2020 г. N 90/20-87.
Тем самым, АО "Компания ТрансТелеКом" не устранив данные замечания, не исполнило План СОРМ от 22.09.2017 г. N 20/1695.
Перечнем наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечнями лицензионных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87, установлено, что оператор связи должен обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 9 лицензии N 180740 (телематические услуги связи); пунктом 10 лицензии N 180741 (услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации) лицензиат обязан реализовывать установленные Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении АО "Компания ТрансТелеКом" выявлены нарушения пункта 2 статьи 64 Закона "О связи", выразившееся в необеспечении оператором связи, требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ; пункта 4 "Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 г. N 538 (далее - Правила), выразившееся в несоответствии сетей и средств связи, используемым оператором связи, требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации; пункта 7 Правил, выразившееся в неисполнении Плана СОРМ; пунктов 6, 7, 8 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть 1. Общие требования, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 г. N 6; пункта 9 раздела XVI Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87; пункта 10 раздела XIV Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87; пункта 9 лицензионных требований в соответствии с лицензией N 180740 (телематические услуги связи); пункта 10 лицензионных требований в соответствии с лицензией N 180741 (услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации).
Не выполняя требования вышеуказанных нормативных правовых актов в сфере связи, оператор АО "Компания ТрансТелеКом" осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг связи с нарушением условий предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями) N N 180740, 180741, которыми предусмотрено их соблюдение.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Факт осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства зафиксирован Актом внеплановой документарной проверки от 06.04.2020 г. N А-27/08/16-нд/19.
Нарушения допущены юридическим лицом - АО "Компания ТрансТелеКом", так как в соответствии с частью 2 статьи 64 Закона "О связи" операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий, а в соответствии со статьей 2 Закона "О связи" оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, в данном случае - АО "Компания ТрансТелеКом" (лицензии на оказание услуг связи N 180740, 180741).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По факту выявленного нарушения на основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ главным специалистом-экспертом Биробиджанского территориального отдела Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу в отношении юридического лица АО "Компания ТрансТелеКом" 07.05.2020 г. был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией) N АП-27/08/738 в отсутствие законного представителя юридического лица (генерального директора АО "Компания ТрансТелеКом"), уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 20.04.2020 г. N 7147-08/27 АО "Компания ТрансТелеКом" по электронной почте получено 20.04.2020 г., что подтверждается карточкой исходящего письма системы электронного документооборота (СЭД) Управления, где зафиксирована отправка на официальный адрес электронной почты, указанный на официальном сайте АО "Компания ТрансТелеКом" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.company.ttk.ru/contacts/, по почте получено адресатом 28.04.2020 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67901646620827 с официального сайта ФГУП "Почта России", филиал АО "Компания ТрансТелеКом" "Макрорегион Дальний Восток" по электронной почте получил уведомление 20.04.2020 г., что подтверждается телефонограммой от 06.05.2020 г. N 7804-08/27. Ходатайств об отложении/переносе даты и времени составления протокола не поступало. При составлении протокола не имело места фактов нарушения Заявителем требований части 1 статьи 25.1, части 2 статьи 25.4, статьи 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о соблюдении Заявителем процессуальных требований и условий КоАП РФ.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Процессуальных нарушений, допущенных Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проведении проверки Административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленные статье 4.5 КоАП РФ, не истек.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Следовательно, в действиях Общества доказан состав административного правонарушения, установленный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
При назначении наказания судом учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.07.2020 по делу N А40-82555/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить АО "Компания Транстелеком" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82555/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "КОМПАНИЯ ТРАНСТЕЛЕКОМ"