г. Хабаровск |
|
23 октября 2020 г. |
А37-3673/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
от общества с ограниченной ответственностью "Алекон": представитель не явился;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алекон"
на решение от 21.08.2020
по делу N А37-3673/2019
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алекон"
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алекон" (ОГРН 1024900954540, ИНН 4909067930) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области об отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 18.12.2019 N 3-15ВК и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.08.2020 по делу N А37-3673/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
На основании поручения от 13.05.2019 N 491020190006001 на проведение проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 (т. 1 л.д. 147) налоговым органом проведена проверка ООО "Алекон". В результате проверки установлено, что общество в 2018 году для работы привлекло иностранного работника - гражданина Узбекистана Рузиева Азаматбека Илхомжон угли, 25.11.1995 года рождения, паспорт серия АА N0461845, выдан 30.11.2012, Узбекистан. С данным лицом 11.12.2017 был заключен трудовой договор б/н (т. 1 л.д. 127-131). В соответствии с условиями трудового договора, Рузиев А.И.у. принят на работу продавцом продовольственных товаров в супермаркет "Идея". В соответствии с дополнительным соглашением от 12.12.2017 б/н к трудовому договору от 11.12.2017 (т. 1 л.д. 132) в раздел 4 трудового договора были внесены изменения: "Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации путём перечисления денежных средств на расчётный счёт работника". Вместе с тем, за выполненную работу в расчётном периоде с 01.01.2018 по 31.01.2018, согласно платёжной ведомости от 25.01.2018 N 00000000014 на выдачу заработной платы, заработная плата гражданину Узбекистана Рузиеву А.И.у. в сумме 6 300,00 руб. была выплачена наличными денежными средствами через кассу ООО "Алекон" (т. 1 л.д. 125, 126).
О составлении протокола законный представитель ООО "Алекон" был уведомлён надлежащим образом, посредством электронной почты 02.12.2019 (т. 1 л.д. 118, 121). 10.12.2019 начальником отдела оперативного контроля административного органа в присутствии защитника общества, действующей на основании доверенности от 27.03.2018 49 АА N 0250146 (т. 1 л.д. 111), в отношении ООО "Алекон" составлен протокол N 3-15ВК об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Определением от 10.12.2019 ООО "Алекон" уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 109). 18.12.2019 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии защитника общества по доверенности от 27.03.2018 серии 49 АА N 0250146, начальником МИФНС России N 1 по Магаданской области вынесено постановление N 3-15ВК, которым ООО "Алекон" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 725,00 руб. (т. 1 л.д. 87-102).
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ, действующего на момент совершения административного правонарушения), осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон N 173-ФЗ) резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 2 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится приобретение нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с частью 2 указанной статьи если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений по статье 14 Закона N 173-ФЗ такая выплата не входит.
Материалами дела подтверждается осуществление обществом валютной операции в виде выплаты заработной платы нерезиденту не через банковский счет в уполномоченном банке, а в наличной валюте Российской Федерации.
Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
У общества имелась возможность для соблюдения установленных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Исключительных обстоятельств, препятствующих соблюдению обществом вышеуказанных норм действующего законодательства, не установлено. В рассматриваемом случае нарушение обществом требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за соблюдением исполнения публично-правовых обязанностей, характеризует его пренебрежительное отношение к установленным обязательным правовым требованиям.
Состав административного правонарушения общества, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Отклоняется довод жалобы о соблюдении обществом трудового законодательства с учетом права работника на открытие счета в банке. На основании статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами. Реализация норм трудового права осуществляется с соблюдением специальных норм Закона N 173-ФЗ и внутренние документы общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного закона.
Устранение обществом последствий правонарушения путем совершения действий, направленных на выполнение обязанности соблюдения норм трудового законодательства, а также побуждение своего иностранного работника на открытие в установленном порядке банковского счета, признание лицом своей обязанности по выплате заработной платы иностранным рабочим с учетом требований законодательства о валютных операциях, не являются безусловным основанием для освобождения его от административной ответственности за уже выявленное управлением правонарушение.
С учетом взаимосвязи части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, совокупности указанных в них условий, статус общества как субъекта малого и среднего предпринимательства не достаточен для изменения ответственности. Отсутствует соблюдение условия о впервые совершенном обществом правонарушении согласно информации системы "Картотека арбитражных дел". А также согласно Указу Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации" важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности государства является валютное регулирование и контроль. Цель валютного регулирования и валютного контроля - обеспечение реализации единой государственной валютной политики. Невыполнение рассматриваемых по настоящему делу императивных предписаний Закона N 173-ФЗ признается как создающее угрозу охраняемым отношениям по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, что исключает применение статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Постановление от 18.12.2019 принято МИФНС России N 1 по Магаданской области в пределах полномочий административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и не резидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ.
По данному делу отсутствуют исключительные обстоятельства для применения статей 2.9, 4.1 КоАП РФ.
Иное понимание подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 21.08.2020 по делу N А37-3673/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-3673/2019
Истец: ООО "Алекон"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области
Третье лицо: Ляшенко Ольга Петровна