г. Чита |
|
23 октября 2020 г. |
дело N А19-30711/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Кириченко С.И. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Черепановой И.И. апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июля 2020 года по делу N А19-30711/2019 по заявлению акционерного общества "Иркутский релейный завод" (ОГРН 1023801537792, ИНН 3811016215; 664075, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Байкальская 239) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980; 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17) о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки в части содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны с 19.09.2019 по 20.09.2019 во исполнение поручения Росимущества от 14.08.2019 N ВЯ-06/26915 и её результатов, изложенных в акте проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. N И/54-38 РНФИ П12400005120 от 20.09.2019 и акте проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. NИ/93-38 РНФИ П1240000519 от 20.09.2019,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Иркутский релейный завод" (далее - заявитель, общество или АО "Иркутский релейный завод") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Территориальный орган или Управление) о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки в части содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны с 19.09.2019 по 20.09.2019 во исполнение поручения Росимущества от 14.08.2019 N ВЯ06/26915 и её результатов, изложенных в акте проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. N И/54-38 РНФИ П12400005120 от 20.09.2019 и акте проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. N И/93-38 РНФИ П1240000519 от 20.09.2019.
Определением суда от 05.02.2020 произведена замена Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае его правопреемником - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее также - ТУ Росимущества в Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 июля 2020 года оспариваемые действия Управления и результаты проверки признаны незаконными как несоответствующие действующему законодательству.
На ТУ Росимущества в Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая свое несогласие с ним.
Общество в представленных возражениях на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между АО "Иркутский релейный завод" и Территориальным управлением Минимущества России по Иркутской области, правопреемником которого является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 25.1.2002 N 6, согласно которому АО "Иркутский релейный завод" переданы в безвозмездное пользование два защитных сооружения под инвентарными номерами: И/54-38 ВУ N1 (РНФИ П12400005120) и И/93-38 ОСУ N 2 (РНФИ Ш2400005119), находящихся по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 239.
Управление уведомило общество о проведении осмотра указанных сооружений гражданской обороны с 19.09.2019 по 20.09.2019 с участием представителей Главного управления МЧС России по Иркутской области и МКУ г. Иркутска "Безопасный город" во исполнение поручения Росимущества от 14.08.2019 N ВЯ-06/26915.
Выезд на предприятие специалистов состоялся 20.09.2019. На основании результатов выезда составлены акты проверки содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны от 20.09.2019.
Согласно выводу, содержащемуся в акте проверки, защитное сооружение И/93-38 ОСУ N 2 (РНФИ П12400005119) не готово к приему укрываемых. В связи с чем предложено провести ряд мероприятий, в том числе по замене фильтров, а также в примечании указано на недопущение заключения договора аренды с ООО "Лазурный берег" без согласия Территориального управления.
Не согласившись с проведением проверки, считая данные действия не соответствующими закону и нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этими действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 года N 454 было утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - Положение о МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае).
Пунктом 1 Положения о МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае установлено, что Территориальный орган осуществляет функции, том числе по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с пунктом 4 Положения о МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Территориальный орган в установленной сфере деятельности самостоятельно:
осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункт 4.1.2);
проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества (пункт 4.1.3).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 598 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - Административный регламент).
В настоящем Административном регламенте под проверкой понимается совокупность проводимых работниками Росимущества и территориальных органов Росимущества мероприятий по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам (пункт 1.2).
Исполнение государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется Росимуществом и его территориальными органами (пункт 1.3).
Пунктом 1.8 Административного регламента установлено, что результатом исполнения государственной функции является установление наличия (либо отсутствия) нарушений в управлении, распоряжении, использовании по назначению и сохранности, в том числе федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам.
Внеплановые проверки проводятся по поручению, в том числе руководителя Росимущества или заместителя руководителя Росимущества в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя Росимущества (подпункт 2 пункта 3.11).
Одновременно с принятием решения о проведении проверки территориальным органом Росимущества в проекте приказа (распоряжения) о проведении проверки указываются уполномоченные лица, осуществляющие проверку, в составе не менее 3 человек (пункт 3.19).
Ответственное за подготовку проекта приказа (распоряжения) о проведении проверки подразделение Росимущества, территориального органа Росимущества подготавливает проект приказа (распоряжения) в течение 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки (пункт 3.20).
Результатом совершения настоящей административной процедуры является приказ (распоряжение) Росимущества о проведении соответствующей проверки. Проверяемый правообладатель подлежит уведомлению о проведении проверки в соответствии с настоящим Административным регламентом (пункт 3.21).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Территориальный орган уведомил общество письмом от 10.09.2019 N 38-СН/17625 о проведении осмотра сооружений гражданской обороны с 19.09.2019 по 20.09.2019 с участием представителей Главного управления МЧС России по Иркутской области и МКУ г. Иркутска "Безопасный город" во исполнение поручения Росимущества от 14.08.2019 N ВЯ-06/26915.
По результатам осмотра составлены акты проверки содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны от 20.09.2019, которые поступили в АО "ИРркутский релейный завод" 10.10.2019 для ознакомления и подписания.
Согласно акту проверки защитное сооружение И/93-38 ОСУ N 2 (РНФИ П12400005119) не готово к приему укрываемых.
Территориальным органом предложено провести ряд мероприятий, в том числе по замене фильтров, а также в примечании указано на недопущение заключения договора аренды с ООО "Лазурный берег" без согласия Территориального управления.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в перечисленных выше нормативных актах такие мероприятия по контролю, как осмотры имущества, не предусмотрены.
Кроме того, данные мероприятия проведены без принятия решения о проведении проверки и без издания приказа (распоряжения) о проведении проверки, то есть в отсутствие на то законных оснований.
Как следует из материалов дела, мероприятия по контролю - осмотр защитных сооружений под инвентарными номерами: И/54-38 ВУ N 1 (РНФИ П12400005120) и И/93-38 ОСУ N 2 (РНФИ Ш2400005119), находящихся по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 239 проводился во исполнение поручения Росимущества от 14.08.2019 N ВЯ-06/26915.
Однако данное поручение Управлением не представлено и в материалах дела отсутствует.
Кроме того, из материалов дела, в том числе актов проверки содержания и использования защитных сооружения гражданской обороны инв. N И/54-38 РНФИ П12400005120 и инв. N И/93-38 РНФИ П1240000519 от 20.09.2019, следует, что Территориальным органом фактически проведена внеплановая проверка соблюдения обществом требований, предъявляемых к защитным сооружениям, то есть требований в области гражданской обороны, а не их содержания и использования.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" функции по надзору и контролю в области гражданской обороны осуществляются федеральным органом исполнительной власти - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 июня 2012 года N 358, предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия в области гражданской обороны - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 данного Регламента установлено, что исполнение государственной функции осуществляется в соответствии, в том числе с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей настоящим Федеральным законом устанавливается, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля).
Из содержания приведенных норм следует, что ни МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Территориальный орган, ни его преемник - МТУ Росимущества в Иркутской области не являются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны и проведение проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области гражданской обороны.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что проверка проведена Территориальным органом с нарушением положений Административного регламента и Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем такие действия и результаты проверки, отраженные в акте проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. N И/54-38 РНФИ П12400005120 от 20.09.2019 и акте проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. N И/93-38 РНФИ П1240000519 от 20.09.2019, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что оспариваемые действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области по проведению внеплановой выездной проверки в части содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны с 19.09.2019 по 20.09.2019 во исполнение поручения Росимущества от 14.08.2019 N ВЯ06/26915 и её результаты, изложенные в акте проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. N И/54-38 РНФИ П12400005120 от 20.09.2019 и акте проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. N И/93-38 РНФИ П1240000519 от 20.09.2019, не соответствует действующему законодательству, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и вследствие этого подлежат признанию незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июля 2020 года по делу N А19-30711/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-30711/2019
Истец: АО "Иркутский релейный завод"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае