г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А56-28619/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Соловьев А.С. по доверенности от 09.01.2020
от заинтересованного лица: Куртенков Б.И. по доверенности от 23.03.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22492/2020) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2020 по делу N А56-28619/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО Управляющая компания "Космосервис вторая"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОСМОСЕРВИС ВТОРАЯ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 05.03.2020 N 667-рл.
Решением суда от 10.07.2020 оспариваемое распоряжение Инспекции признано незаконным.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы указывает, что реестр собственников, представленный Обществом как неотъемлемое приложение к протоколу общего собрания от 26.12.2019 N 1 не содержит никаких реквизитов правоустанавливающих документов дольщиков, в том числе, сведений о реквизитах договора долевого участия, даты подписания акта приема-передачи помещения, из данного реестра не представляется возможным установить, на основании каких договоров долевого участия (номер договора, дата заключения) возникла обязанность у застройщика по передаче жилых помещений гражданам по актам приема - передачи. Ссылается на то, что копия договора управления многоквартирным домом не приложена.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.02.2020 в Инспекцию от Общества поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург (вх. N 08-11-3889/20-0-0 от 20.02.2020) в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 173, корп. 7, стр. 1.
Также к заявлению были приложены протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, реестр договоров управления многоквартирным домом и сведения о размещенной заявке на сайте ГИС ЖКХ.
По итогам рассмотрения поступившего заявления Инспекцией было вынесено распоряжение N 667-рл от 05.03.2020 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
Основанием для принятия распоряжения N 667-рл от 05.03.2020 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург послужило несоответствие заявления и документов требованиям Порядка, а именно:
- подпункту "а" пункта 3 Порядка, в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, являющимся обязательным приложением к протоколу общего собрания собственников помещений, отсутствуют реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
- подпункту "в" пункта 3 Порядка, к заявлению не приложена копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.12.2020 N 1.
Не согласившись с указанным распоряжением ГЖИ, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения, в связи с чем удовлетворил требования Общества.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1). Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии.
Основание и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ, в силу части 1 которой сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (в редакции от 02.03.2018 N 134/пр) (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе прочего следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления МКД либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД (Пункт 3 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 5 и 7 Порядка N 938/пр органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, на основании которой принимается одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Отказывая во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург Инспекция пришла к выводу о несоответствии представленных Обществом заявления и документов требованиям Порядка.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что реестр собственников, представленный Обществом как неотъемлемое приложение к протоколу общего собрания от 26.12.2019 N 1 не содержит никаких реквизитов правоустанавливающих документов дольщиков, в том числе сведений о реквизитах договора долевого участия, даты подписания акта приема-передачи помещения, из данного реестра не представляется возможным установить, на основании каких договоров долевого участия (номер договора, дата заключения) возникла обязанность у застройщика по передаче жилых помещений гражданам по актам приема - передачи.
Согласно пункту 1 статьи 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Из пункта 5 статьи 46 ЖК РФ следует, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (часть 2 статьи 16 Закона N 214- ФЗ).
В силу части 1 статьи 12 Закона N 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Согласно статье 8 Закона N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее, чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.
В соответствии с частью 1.1 статьи 44 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что согласно протоколу общего собрания, все решения были приняты в соответствии с повесткой собрания большинством голосов.
Решение общего собрания принято владельцами помещений многоквартирного дома, заключившими договоры долевого участия и принявшими на момент голосования помещения от застройщика по актам приема-передачи, таким образом, являясь будущими собственниками, хотя и не зарегистрировавшими свои права собственности, фактически владели, пользовались построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляли права собственников, соответственно могли участвовать в голосовании, в том числе выбирать способ управления своим имуществом.
Решения общего собрания, оформленные в протоколе от 26.12.2019 г. общего собрания собственников помещений многоквартирного дома: г. Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, д. 173, корп. 7, стр. 1, не обжалованы в установленном законом порядке, не признаны недействительными.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом в ГЖИ направлены следующие документы: подлинник протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 26.12.2019; подлинники решений собственников помещений в МКД (сопроводительное письмо вх. от 14.01.2020); реестр собственников помещений (оригинал); сообщение о проведении общего собрания; сведения о направлении сообщений; реестр принявших участие в голосовании (оригинал); утвержденные условия (форма) договора управления (оригинал); утвержденные тарифы и цены на услуги (оригинал); положения о Совете МКД (сопроводительное письмо вх. от 13.02.2020).
Таким образом, следует признать, что Обществом приложены все необходимые документы, установленные Порядком N 938/пр, в связи с чем основания для отказа Обществу во внесении изменений в Реестр лицензий Санкт-Петербурга в отношении многоквартирного дома у Инспекции отсутствовали.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Инспекции нарушает законные интересы Общества и является незаконным, в связи с чем, требования заявителя о признании оспариваемого распоряжения недействительным обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
В связи с вышеизложенным основания для отмены решения суд и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июля 2020 года по делу N А56-28619/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28619/2020
Истец: ООО Управляющая компания "Космосервис вторая"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА