г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А42-3188/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новосёловой В.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22663/2020) общества с ограниченной ответственностью "Квартал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.07.2020 по делу N А42-3188/2020 (судья Кушниренко В. Н.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квартал"
к Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области
об оспаривании предписания от 21.02.2020 N 176
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Квартал" (ОГРН 1175190007420, ИНН 5190072578; далее - ООО "Квартал", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании предписания Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области (ОГРН 1025100587720, ИНН 5105020660; далее - Администрация, ответчик) от 21.02.2020 N 176 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 09.07.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Квартал" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе ОО "Квартал" ссылается на отсутствие у Общества как управляющей компании обязанности осуществлять уборку территории детской площадки, поскольку указанный объект благоустройства и оборудование, размещённое на нём, в эксплуатацию в установленном порядке не вводилось; ответственное лицо, выступающее заказчиком по муниципальному контракту на выполнение работ в рамках программы муниципального образования городское поселение Мурмаши "Формирование современной городской среды", в адрес конечного выгодоприобретателя с предложением о приёмке работ не обращалось, сопроводительные документы о порядке эксплуатации игровых форм не передавало; собственники в установленном порядке решение о включении объекта благоустройства придомовой территории в состав общего имущества не принимали. При этом, как указывает податель жалобы, при заключении договора управления 01.12.2017 уборка детской площадки не была включена состав работ по уборке придомовой территории, при этом тариф на содержание общего имущества с учётом включения дополнительных затрат по уборке детской площадки не корректировался.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Администрацией представлен отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы Общества отклонены, а также дополнения к отзыву.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 13.02.2020 N 24 специалистом по муниципальному жилищному контролю Администрации проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства муниципального образования городское поселение Мурмаши" по факту невыполнения управляющей организацией работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 9 по ул.Комсомольская в г.п. Мурмаши.
В ходе проверки установлено ненадлежащее содержание детской игровой площадки, а именно: скопление большого количества снега на детской игровой площадке, что зафиксировано в акте проверки от 21.02.2020 N 176 с фотоматериалами.
По результатам проверки Администрация пришла к выводу о том, что ООО "Квартал" нарушены часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункты "а", "б", "в", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункты 3.6.1, 3.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункт 9.2.42 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования городское поселение Мурмаши, утвержденных Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши 26.10.2017 N 352, в связи с чем Администрацией было выдано предписание от 21.02.2020 N 176, которым Обществу предписано в срок до 13.03.2020 устранить указанные нарушения и произвести уборку от снега детской игровой площадки, расположенной на придомовой территории многоквартирного жилого дома N 9 по ул.Комсомольская г.п. Мурмаши.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 09.07.2020 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с пунктом 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
Места, недопустимые для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы машин, с труднодоступных мест допускается подавать снег на полосу, убираемую машинами (пункт (3.6.2 Правил N 170).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в пункте 24 которого поименованы работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года:
очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;
сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);
очистка придомовой территории от наледи и льда;
очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления расходов на его содержание.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства
В силу подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Решением Совета депутатов муниципального образования г. Кола Мурманской области от 26.10.2017 N 352 утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования г.п. Мурмаши (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению требования, определяют порядок уборки и содержания территории, объектов благоустройства на территории поселения.
Пунктом 9.2.42 Правил благоустройства определено, что физические и юридические лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества обязаны осуществлять, в том числе уборку придомовых территорий.
Как следует из материалов дела, ООО "Квартал" осуществляет управление многоквартирным домом N 9 по ул. Комсомольская в п.г.т. Мурмаши в соответствии с договором управления от 01.12.2017.
Приложением N 2.2 к Договору управления от 01.12.2017 определен перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества спорного МКД с 01.01.2020 с указанием стоимости работ. Раздел 2 Перечня включает в себя работы по уборке земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД, в том числе работы по уборке от снега и очистке площадок, расположенных в границах земельного участка.
Согласно пункту 24 Акта состояния общего имущества МКД (Приложение N 4 к Договору управления от 01.12.2017) площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД, составляет 5280 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.05.2020 N КУВИ-002/2020-942476 земельный участок с кадастровым номером 51:01:0207005:3, на котором расположен многоквартирный дом N 9 по ул.Комсомольская в п.г.т. Мурмаши, входит в состав общего имущества данного МКД.
При этом, из материалов дела усматривается, что детская игровая площадка, проведение уборки которой вменено в обязанности Общества оспариваемым предписанием, находится на территории земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений, а также договора управления от 01.12.2017 Общество как управляющая организация обязано осуществлять уборку придомовой территории (земельного участка на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства) в том числе в зимний период с соблюдением требований пунктов 3.6.1, 3.6.2 Правил N 170 и пункта 9.2.42 Правил благоустройства, а соответственно, именно Общество обязано осуществлять уборку от снега детской игровой площадки, входящей в состав общего имущества спорного МКД (расположенной на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД).
Апелляционный суд также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что управляющая организация, осуществляющая управление спорным МКД с 2017 года, не могла не знать о том, что на придомовой территории в результате работ по ее благоустройству появится объект благоустройства, который необходимо будет содержать в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации; акт сдачи приемки работ по муниципальному контракту от 21.11.2019 подписан с участием представителя Общества.
Довод подателя жалобы о том, что тариф на содержание общего имущества с учетом дополнительных затрат не корректировался, не свидетельствует о незаконности выданного Администрацией предписания от 21.02.2020 N 176. Управляющая организация вправе инициировать общее собрание собственников помещений МКД по данному вопросу, кроме того согласно Приложению N 2.2 к Договору управления от 01.12.2017 произведено увеличение стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Факт нарушения Обществом вышеприведенных требований пунктов 3.6.1, 3.6.2 Правил N 170, подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 10 Правил N 491, пункта 9.2.42 Правил благоустройства установлен Администрацией и судом, подтверждается материалами дела, а именно: обращением МКУ "УГХ п. Мурмаши", актом проверки от 21.02.2020 N 176 с приложением материалов фотофиксации, из которых усматривается скопление большого количества снега на детской игровой площадке. Таким образом, Администрация обоснованно посчитала, что Общество, осуществляя деятельность по управлению указанным многоквартирным домом, не обеспечило надлежащее состояние детской игровой площадки, уборку данной площадки от снега.
При таких обстоятельствах Администрация правомерно выдала Обществу предписание от 21.02.2020 N 176 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
По мнению апелляционной коллегии, предписание от 21.02.2020 N 176 отвечает критериям определенности и исполнимости; содержание оспариваемого предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных нарушений Правил N 170 и Правил N 491 со стороны Общества. Само по себе несогласие заявителя с выявленными нарушениями не является основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание Администрации от 21.02.2020 N 176 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 21.02.2020 недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Квартал" требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 09.07.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Квартал" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 20.07.2020 N 2763) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 июля 2020 года по делу N А42-3188/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квартал" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Квартал" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 20.07.2020 N 2763.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3188/2020
Истец: ООО "КВАРТАЛ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МУРМАШИ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ