город Воронеж |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А35-664/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Монолит": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонное): представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Монолит" на решение Арбитражного суда Курской области от 03.08.2020 по делу N А35-664/2020 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонное) (ОГРН 1124613000038, ИНН 4634011338) к обществу с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Монолит" (ОГРН 1164632062726, ИНН 4634012469) о взыскании задолженности по штрафу в размере 12 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонное) (далее - заявитель, УПФР, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Монолит" (далее - ответчик, ООО Частная охранная организация "Монолит", страхователь) штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2, п.2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за январь, февраль, март, апрель, ноябрь, декабрь 2018 г., отчетный 2018 год в размере 12 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.08.2020 по делу N А35-664/2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО Частная охранная организация "Монолит" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО Частная охранная организация "Монолит" ссылается на отсутствие оснований для взыскания финансовых санкций ввиду пропуска пресекательных сроков для их взыскания в судебном порядке. Началом течения срока для взыскания с ООО "ЧОО "Монолит" штрафов следует считать истечение сроков, установленных законодателем для представления сведений по форме СЗВ-М за спорные периоды времени.
Также общество ссылается на отсутствие оснований для привлечения к ответственности ввиду самостоятельного устранения допущенных ранее нарушений и представление дополняющих сведений в отношении застрахованных лиц. Кроме того, при вынесении оспариваемого решения судом не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность заинтересованного лица.
В возражениях на апелляционную жалобу Пенсионный фонд указывает на то, что несоответствия между формами СЗВ-М за отчетные периоды 2018 года и СЗВ-СТАЖ за 2018 г. были выявлены в результате проведения специалистом ПФР сверки представленных форм отчетности. До 06.03.2019 Управление не имело возможности проверить правильность представленных страхователем сведений в отношении ряда застрахованных лиц, не указанных в формах СЗВ-М, но включенных в форму СЗВ-СТАЖ, поскольку не было осведомлено о наличии данных застрахованных лиц. Оснований для снижении размера штрафных санкций не имеется, поскольку страхователем существенно нарушен срок представления отчетности по форме СЗВ-М.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
Через канцелярию суда от ГУ - УПФ РФ в городе Курчатове Курской области (межрайонное) поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Посредством электронного сервиса "Мой арбитр" от ООО частная охранная организация "Монолит" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО Частная охранная организация "Монолит" в Пенсионный фонд представлены отчеты по форме СЗВ-М: за январь 2018 года - 20.02.2018; за февраль 2018 года - 15.03.2018; за март 2018 года - 17.04.2018; за май 2018 года - 15.06.2018; за июнь 2018 года - 16.07.2018; за июль 2018 года - 15.08.2018; за август 2018 года - 17.09.2018; за сентябрь 2018 года - 15.10.2018; за октябрь 2018 года - 15.11.2018; за ноябрь 2018 года - 14.01.2019; за декабрь 2018 года - 15.01.2019.
06.03.2019 ООО Частная охранная организация "Монолит" представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-СТАЖ на 18 застрахованных лиц. Пенсионным фондом в отношении ООО Частная охранная организация "Монолит" были проведены контрольные мероприятия и в результате проверки (сверки) форм СЗВ-М за отчетные периоды 2018 года и СЗВ-СТАЖ за 2018 год выявлены ошибки и (или) несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда. Так, выявлено не представление им сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М в отношении трех застрахованных лиц за январь 2018 года; пяти застрахованных лиц за февраль 2018 года; трех застрахованных лиц за март 2018 года; семи застрахованных лиц за апрель 2018 года; двух застрахованных лиц за ноябрь 2018 года; одного застрахованного лица за декабрь 2018 года.
Кроме того, Пенсионным фондом выявлено представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ в отношении одного застрахованного лица; непредставление страхователем в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ в отношении двух застрахованных лиц.
Итоги контрольных мероприятий отражены в актах о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.08.2019 N 056S18190006578, N 056S18190006579, N 056S18190006580, N 056S18190006581, N 056S18190006582, N 056S18190006583, N 056S18190006584, N056S18190006585.
По результатам рассмотрения актов Фондом приняты решения от 12.09.2019 N 056S19190005448, N 056S19190005447, N 056S19190005446, N 056S19190005445, N 056S19190005444, N 056S19190005443, N 056S19190005442, N 056S19190005441 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", которым ООО Частная охранная организация "Монолит" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в общей сумме 12 000 руб.
08.10.2019 УПФР в адрес общества выставлены требования N 056S01190005285, N 056S01190005284, N 056S01190005283, N 056S01190005282, N 056S01190005281, N 056S01190005280, N 056S01190005279, N 056S01190005286 об уплате финансовых санкций, которыми страхователю в добровольном порядке предлагалось уплатить в срок до 31.10.2019 штраф в общей сумме 12 000 руб.
В связи с неисполнением ООО Частная охранная организация "Монолит" направленных ему требований Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций в сумме 12 000 руб.
06.12.2019 Арбитражным судом Курской области вынесен судебный приказ по делу N А35-11785/2019 о взыскании финансовых санкций в общей сумме 12000 руб.
Определением Арбитражного суда Курской области от 23.12.2019 судебный приказ, вынесенный Арбитражным судом Курской области 06.12.2019 по делу N А35-11785/2019, отменен в связи с представлением ООО Частная охранная организация "Монолит" возражений относительно его исполнения.
Поскольку судебный приказ от 06.12.2019 был отменен, до настоящего времени ответчик не исполнил требования об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании и не уплатил в добровольном порядке начисленную сумму финансовой санкции, 27.01.2020 УПФР обратилось в арбитражный суд с заявлением в общем порядке.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, соблюдения Фондом пресекательных сроков для взыскания финансовых санкций.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) указанные в данном пункте сведения.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) указанные в данном пункте сведения.
Формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М) был утвержден в целях обеспечения представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведений в форме электронного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 8 и пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Постановление Правления ПФ РФ от 07.12.2016 N 1077п "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)").
Указанные сведения подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" - форме СЗВ-М.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Согласно п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105, при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении ООО Частная охранная организация "Монолит" в ходе анализа представленных страхователем отчетов по форме СЗВ-М за январь-декабрь 2018 года и отчета по форме СЗВ-СТАЖ были выявлены несоответствия сведений, указанных в формах СЗВ-М, сведениям, указанных в форме СЗВ-СТАЖ, а именно:
- форма СЗВ-М за январь 2018 г., содержащая сведения на Фентисову Любовь Васильевну (СНИЛС 036-460-919 57), Лабушева Юрия Владимировича (СНИЛС 106-920-776-55), Бажину Анну Васильевну (СНИЛС047-144-562-51), не была представлена, тогда как в форме СЗВ-СТАЖ в отношении данных застрахованных лиц данный период был заявлен;
- форма СЗВ-М за февраль 2018 г., содержащая сведения на Фентисову Любовь Васильевну (СНИЛС 036-460-919 57), Лабушева Юрия Владимировича(СНИЛС 106-920-776-55), Бажину Анну Васильевну (СНИЛС047-144-562-51), Стефашина Сергея Викторовича (СНИЛС 112-856-157 47), Веслополова Сергея Михайловича (СНИЛС 112-931-244 21), не была представлена, тогда как в форме СЗВ-СТАЖ в отношении данных застрахованных лиц данный период был заявлен;
- форма СЗВ-М за март 2018 г. (сведения на Лабушева Юрия Владимировича (СНИЛС 106-920-776-55), Назарову Елену Ивановну (СНИЛС 138-709-062-80), Веслополова Сергея Михайловича (СНИЛС 112-931-244 21)), не была представлена, тогда как в форме СЗВ-СТАЖ, в отношении данных застрахованных лиц, данный период был заявлен;
- форма СЗВ-М за апрель 2018 г., содержащая сведения на Фентисову Любовь Васильевну (СНИЛС 036-460-919 57), Лабушева Юрия Владимировича (СНИЛС 106-920-776-55), Бажину Анну Васильевну (СНИЛС 047-144-562-51), Стефашина Сергея Викторовича (СНИЛС 112-856-157 47), Чумичева Александра Николаевича (СНИЛС 036-456-783-78), Шурхаленко Александра Вячеславовича (СНИЛС 070-943-264-63),Черенкова Татьяна Павловна (СНИЛС 039-905-239 81)), не была представлена, тогда как в форме СЗВ-СТАЖ в отношении данных застрахованных лиц, данный период был заявлен;
- форма СЗВ-М за ноябрь 2018 г., содержащая сведения на Чумичева Александра Николаевича (СНИЛС 036-456-783-78), Шурхаленко Александра Вячеславовича (СНИЛС 070-943-264-63)), не была представлена, тогда как в форме СЗВ-СТАЖ в отношении данных застрахованных лиц, данный период был заявлен;
- форма СЗВ-М за декабрь 2018 г., содержащая сведения на Чумичева Александра Николаевича (СНИЛС 036-456-783-78)), не была представлена, тогда как в форме СЗВ-СТАЖ в отношении данного застрахованного лица данный период был заявлен;
- на Ефремова Владимира Николаевича страхователем были представлены формы СЗВ-М с типом "исходная" за май - июнь 2018 г., тогда как в форме СЗВ-СТАЖ страхователем стажевый период в отношении Ефремова В.Н. указан 01.05.2018 - 31.05.2018 г.;
- в форме СЗВ-М с типом "исходная" за январь, февраль 2018 г. были указаны сведения на застрахованное лицо НОВИКОВУ ЛЕЙЛУ НЕХРУЛОВНУ СНИЛС 123-311-741 02, тогда как форма СЗВ-СТАЖ на данное застрахованное лицо страхователем не представлена;
- в форме СЗВ-М с типом "исходная" за март 2018 г. были указаны сведения на застрахованное лицо ОСТАПЕНКО АНТОНИНУ НИКОЛАЕВНУ СНИЛС 142-033-403 97, тогда как форма СЗВ-СТАЖ на данное застрахованное лицо страхователем не представлена.
Решениями от 12.09.2019 УПФР на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ привлекло страхователя к ответственности за непредставление сведений о застрахованных лицах с применением к страхователю финансовой санкции в общем размере 12 000 руб.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о самостоятельном устранении страхователем выявленных Фондом нарушений и предоставлении дополняющих сведений в отношении всех спорных периодов.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В пункте 37 Инструкции N 766н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 39 Инструкции N 766н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений действующего законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете), Инструкции N 766н, определяющей порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета, в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либо самостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленном органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлении соответствующих исправлений (дополнений).
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Между тем, как следует из материалов дела, дополняющие сведения были представлены страхователем в УПФР только 21.10.2019 и 22.10.2019, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела копии протоколов контроля сведений ПФР, то есть после составления 01.08.2019 и направления в адрес ответчика 02.08.2019 (список почтовых отправлений от 02.08.2019 - т. 1 л.д. 112) актов о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.08.2019 N 056S18190006578, N 056S18190006579, N 056S18190006580, N 056S18190006581, N 056S18190006582, N 056S18190006583, N 056S18190006584, N 056S18190006585, и принятия соответствующих решений.
Таким образом, дополняющие сведения были представлены страхователем уже после обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской, в связи с чем, доводы ответчика о самостоятельном устранении ошибок отклоняются как необоснованные.
Доводы общества о неполучении уведомлений Фонда о необходимости устранении выявленных противоречий не имеют правового значения ввиду того, что дополняющие сведения были представлены ответчиком уже после выставления УПФР требований об уплате финансовых санкций (08.10.2019).
Таким образом, факты несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, представления неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд области пришел к верному выводу о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Судебной коллегией отклоняются доводы жалобы о нарушении заявителем сроков проведения камеральной проверки, что повлекло смещение сроков на принятие мер по взысканию финансовых санкций.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не урегулирован срок, в течение которого проводится проверка, и срок составления акта.
С учетом положений части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение норм НК РФ по аналогии права возможно в случае отсутствия специального правового регулирования.
Пунктом 2 статьи 88 НК РФ предусмотрен трехмесячный срок для проведения проверки со дня представления декларации, пунктом 1 статьи 100 НК РФ предусмотрено составление акта в течение 10 дней после окончания проверки.
В рассматриваемом случае, нарушения, связанные с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, были выявлены в ходе анализа представленных страхователем отчетов по форме СЗВ-М за январь-декабрь 2018 года и отчета по форме СЗВ-СТАЖ, в результате которого было выявлено несоответствие сведений, указанных в формах СЗВ-М, сведениям, указанных в форме СЗВ-СТАЖ.
При этом, поскольку отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год был представлен в Пенсионный фонд 06.03.2019, то срок на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке подлежит исчислению с указанной даты (06.03.2019).
Оснований исчислять срок взыскания с дат истечения установленного законом срока на представление сведений по форме СЗВ-М за соответствующие месяцы 2018 года, как это предложено ответчиком не имеется.
До 06.03.2019 УПФР не имело возможности проверить правильность представленных страхователем сведений в отношении ряда застрахованных лиц, не указанных в формах СЗВ-М, но включенных в форму СЗВ-СТАЖ, поскольку не было осведомлено о наличии данных застрахованных лиц.
При этом доводы о наделении заявителя при проведении камеральной проверки многообразием возможностей механизмов, способов по получению информации и сведений, отклоняются как несостоятельные.
Судом первой инстанции сделан верный вывод, что иной подход, предложенный ответчиком, предоставил бы страхователям в течение года представлять сведения с нарушением установленного Законом N 27-ФЗ срока, не неся ответственности за данные правонарушения, что не соответствует установленному законодательством принципу неотвратимости наказания.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При таких обстоятельствах, с учетом даты представления формы СЗВ-СТАЖ (06.03.2019), дат составления актов (01.08.2019), вынесения решений (12.09.2019) выставления требований (08.10.2019), отмены судебного приказа (23.12.2019), шестимесячный срок для обращения с соответствующим заявлением в суд (27.01.2020) Пенсионным фондом не пропущен.
Также судебной коллегией при рассмотрении настоящего дела не установлены основания для снижения размера санкций, ввиду значительного нарушения срока предоставления сведений, неоднократности нарушения страхователем требований ст. 17 Закона N 27-ФЗ (дело NА35-7533/2018, А35-7700/2018, А35-4245/2019, А35-8881/2019, А35-8885/2019).
Содержание апелляционной жалобы по существу сводится к повторению доводов, которые в свою очередь уже были предметом оценки суда первой инстанции. Поскольку в материалах апелляционной жалобы заявитель не приводит доводов, которые могли бы подвергнуть сомнению правильность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения Арбитражного суда Курской области от 03.08.2020 по делу N А35-664/2020 по настоящему делу не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 03.08.2020 по делу N А35-664/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Монолит" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-664/2020
Истец: УПФР в г. Курчатове Курской области (межрайонное)
Ответчик: ООО Частная охранная организация "Монолит"
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, УПФР в Курской области (межрайонное)