г. Красноярск |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А33-15135/2020 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Парфентьева О.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Мой уютный дом" (ИНН 2455037181, ОГРН 1162468076968)
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 июля 2020 года по делу N А33-15135/2020, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Мой уютный дом" (далее - ответчик) о взыскании 37 791 рубля 15 копеек долга за теплоснабжение и горячее водоснабжение за период с сентября 2019 года по февраль 2020 года по договору от 11.02.2019 N 10983.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда первой инстанции о наличии у ответчика обязанности осуществлять оплату потерь, возникших на участке тепловой сети, проходящей от границы балансовой принадлежности, установленной по стене дома до места установки прибора учета внутри дома, то есть потери, возникающие на внутридомовых сетях. Кроме того, ответчик указывает, что между сторонами не заключался договор теплоснабжения, а многоквартирные дома. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, от 19.08.2020, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон, без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
Третий арбитражный апелляционный суд, проверив законность решения в порядке статей 229, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.02.2019 между истцом и ответчиком был заключен договор поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества N 10983 (в редакции соглашения от 30.05.2019 N 79).
Предметом договора от 11.02.2019 N 10983 является поставка "потребителю" (ответчику) ресурса - горячей воды (теплоэнергия и теплоноситель), потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах; ответчик обязуется принять и оплатить принятый ресурс.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора от 11.02.2019 N 10983 истец обязан поставлять ресурс на объекты ответчика, указанные в приложении N 3 к договору.
Согласно пункту 3.1.1 от 11.02.2019 N 10983 ответчик обязан принять и оплатить ресурс на условиях, определенных договором.
Расчетный период для оплаты ресурса устанавливается равным календарному месяцу (пункт 5.2 договора). Платежи осуществляются ответчиком до 15 числа месяца, следующего за расчетным за потребление ресурса в сумме, указанной в счете-фактуре, путем перечисления денежных средств по реквизитам истца. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет истца п. 5.4 и п. 5.5 договора).
Согласно постановлению Администрации города Минусинска от 24.01.2014 N АГ-96-п "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования г. Минусинск и установлении зоны деятельности", а также Постановления от 24.03.2014 N АГ-521-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Минусинска от 24.01.2014 N АГ-96-п" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" признана единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования город Минусинск.
Истцом в период с сентября 2019 года по февраль 2020 года поставлена на объекты ответчика тепловая энергия, теплоноситель и горячая вода для содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Ответчик произвел оплату за поставленную тепловую энергию частично в размере 90 829 рублей 68 копеек. Таким образом, задолженность ответчика, с учетом частичной оплаты, составила 45 880 рублей 28 копеек.
Вышеуказанная задолженность образовалась в результате отсутствия оплаты полученного ресурса МКД, находящихся в зоне обслуживания ответчика, расположенных в г. Минусинске следующим по адресам (оборудованные приборами учета тепловой энергии): ул. Ботаническая, д. 26, ул. Мартьянова, д. 16, ул. Кретова, д. 11в, ул. Ботаническая, д. 43а, ул. Трегубенко, д. 62, ул. Профсоюзов, д. 48, ул. Советская, д. 35а.
25.03.2020 истец направил ответчику претензию от 19.03.2020 за N 5-3/01-25426/20-0-0 об оплате образовавшейся задолженности за период с сентября 2019 года по февраль 2020 года.
Вышеуказанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку задолженность до настоящего времени ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с ответчика 37 791 рубль 15 копеек долга за теплоснабжение и горячее водоснабжение за период с сентября 2019 года по февраль 2020 года по договору от 11.02.2019 N 10983.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 12, 307, 307.1, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами. При этом к правоотношениям, связанным с расчетом объема и стоимости коммунального ресурса, поставленного для нужд населения, применяются нормы жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается ПО тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Количество фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя в домах, оборудованных приборами учета, определяется расчетным путем на основании показаний этих приборов учета и в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2012 N 124.
В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии и теплоносителя, расчет палаты определяется по нормативам потребления в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2012 N 124.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 N 355-п "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" установлены тарифы на тепловую энергию в г. Минусинске на 2019 год.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 N 357-п "Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" с использованием открытых систем теплоснабжения", установлены двухкомплектные тарифы на 2019 год.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2019 N 416-п "О внесении изменений в приказ МТП Красноярского края от 06.06.2019 N 46-п "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" установлены тарифы на тепловую энергию в г. Минусинске - одноставочный (на 2020 год).
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2019 N 418-п "О внесении изменений в приказ МТП Красноярского края от 19.12.2018 N 357-п "Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" установлены двухкомпонентные тарифы в г. Минусинске на 2020 год.
Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения, установлены Постановлением Правительства Красноярского края от 19.07.2016 N 355-П.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов, используемых на общедомовые нужды, установлены Постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 271-п.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статьям 15 и 15.1 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2009 потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения, при этом потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Теплоносителем в силу пункта 4.1 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" является пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно статье 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 19 Федерального закона "О теплоснабжении" предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету, Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.
Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона. Потребители, которым поставка горячей воды осуществляется с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона (пункты 2, 2.1 статьи 13 ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
С учетом пункта 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставленный на содержание общедомового имущества и подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения. либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: VД = Vодн 1, где Vодн определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
Представленный истцом расчет долга за поставленную тепловую энергию на объекты ответчика за период с сентября 2019 года по февраль 2020 года произведен последним исходя из объема оказанных услуг, нормативов и утвержденных тарифов в соответствии с действующим законодательством.
При этом количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определено по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
При расчете истцом учтена правовая позиция Верховного суда Российской Федерации (определение Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912, решение Верховного Суда Российской Федерации N АКПИ-18-386 в соответствии с которым подготовлен расчёт с учетом отрицательных значений ОДН.
Доказательства, опровергающие достоверность данных, используемых истцом при расчете оказанных услуг, ответчиком в материалы дела не представлены.
Повторно проверив расчет задолженности, апелляционный суд признает его арифметически верным.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы жалобы, соглашается с выводами суда первой инстанции силу следующего.
Довод ответчика о том, что между сторонами не заключался договор теплоснабжения, а многоквартирные дома, находящиеся у ответчика в управлении, не являются его объектами, отклоняется апелляционным судом, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Согласно пункту 31 Правил N 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.
Следовательно, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из пункта 13 Правил N 354 и пунктов 10, 11 Правил N 124 следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Таким образом, наличие договорных отношений между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.
Признание ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальной услуги (услуг) должно быть связано с объективными обстоятельствами, в связи с которыми управляющая организация не может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.
На основании пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. В случаях, предусмотренных законом. Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пунктов 3, 16 и 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации. Правилами N 124, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В договоре ресурсоснабжения должно предусматриваться условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам.
В пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В силу пункта 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении и пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), к договору теплоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В пункте 2 Правил N 808 закреплено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что внешней границей, в том числе тепловых сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома. При этом границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве обшей долевой собственности общее имущество в данном доме, приведенное в названной норме.
В состав общего имущества включаются инженерные системы горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления (пункты 5 и 6 Правил N 491).
Граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Таким образом, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином - по границе балансовой принадлежности.
В пункте 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
В рассматриваемой ситуации граница балансовой принадлежности, не совпадает с местом расположения прибора учета.
Согласно актам, составленным РСО и подписанных представителем ответчика приборы учета тепловой энергии в МКД ул. Кретова. 11В, ул. Ботаническая. 26, ул. Мартьянова. 16. Профсоюзов. 48а. Советская, 35а установлены в подвалах домов не на границе балансовой принадлежности: ул. Ботаническая. 43а - 40 м от наружной стены дома до узла управления (акт от 20.03.2018 N 412), ул. Советская, 35а - 3 м от наружной стены дома до узла управления (акт от 10.01.2020 N 167), ул. Профсоюзов. 48а - 0,2 м от наружной стены дома до узла управления (акт от 26.07.2019), ул. Мартьянова. 16 - 2.5 м от наружной стены дома до узла управления (акт от 05.02.2019 N 19), ул. Кретова, 11 в 5 м от наружной стены дома до узла управления (акт от 05.02.2019 N 18), ул. Ботаническая. 26 - 4 м от наружной стены дома до узла управления (акт от 24.04.2017 N 125).
Согласно пункту 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
Материалами дела подтверждается, что в данном случае приборы учета тепловой энергии установлены не на границе балансовой принадлежности сетей, т.е. не на внешней стене домов, а смещены в сторону участка сети, проходящего внутри многоквартирных домов, входящего в состав общего имущества.
С учетом фактического размещения приборов учета в подвальных помещениях спорных многоквартирных домов не на границе балансовой принадлежности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отнесении тепловых потерь во внутридомовых тепловых сетях, не являющихся транзитными, и предназначенными исключительно для теплоснабжения данных многоквартирных домов до места установки прибора учета на ответчика.
Исходя из изложенного, договор от 11.02.2019 N 10983 заключенный между истцом и ответчиком, является договором ресурсоснабжения, который соответствует действующему законодательству Российской Федерации в сфере энергоснабжения и теплоснабжения.
Таким образом, порядок расчета объема поставленного ресурса в случае размещения узла учета не на границе балансовой принадлежности определяется в соответствии с вышеприведенными положениями нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения.
Кроме того, решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.08.2020 по делу N А33-28598/2019 по иску ответчика к истцу об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 11.02.2019 N 10983, в части расчета и возмещения тепловых потерь на участке сети от границы балансовой принадлежности сторон до места установки прибора учета на сетях (п. 4.2, 4.3 договора), разногласия урегулированы, пункты 4.2 и 4.3 включены в договор от 11.02.2019 N 10983 в редакции истца".
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
По смыслу части 6.2 статьи 155, частей 1, 2, 2.3, 9 статьи 161, частей 1 - 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 40, 63, 64 Правил N 354, правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310 по делу N А53-7640/2014, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей.
Пунктом 25 Правила N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Внутридомовые тепловые сети принадлежат собственникам помещений в многоквартирных жилых домах и находятся на обслуживании компании как общее имущество многоквартирных домов. Следовательно, потери тепловой энергии на участке трубопровода от внешней стены многоквартирных жилых домов до общедомовых приборов учета должны оплачиваться управляющей компанией, осуществляющей содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В домах, находящихся на обслуживании Ответчика, по которым предъявляются к оплате потери тепловой энергии на участке внутридомовой сети от стены дома до ОДПУ. открытая система теплоснабжения и горячая вода состоит из двух компонентов (теплоноситель и тепловая энергия) и при приобретении горячего водоснабжения на содержание общего имущества многоквартирного дома, ответчик помимо теплоносителя, также приобретает тепловую энергию, которая на указанных участках трубопровода является технологическими тепловыми потерями (Определение Верховного суда Российской Федерации от 29.10.2018 N 307-ЭС 18-16502 по делу N А13-1724/2018, Постановление Арбитражного суда Волго-вятского округа от 03.05.2018 по делу N А82-16088/2016).
Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил, что они дублирую доводы, приведенные в суде первой инстанции, в жалобе отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 июля 2020 года по делу N А33-15135/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15135/2020
Истец: АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "МОЙ УЮТНЫЙ ДОМ"