г. Москва |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А40-66700/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Попова И.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ХАБАРОВСКОЙ ТАМОЖНИ
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 13.08.2020 по делу N А40-66700/20
по заявлению Хабаровской таможни
к ООО "Техрегламент"
3-е лицо - Федеральная служба по аккредитации
о признании недействительной декларации о соответствии
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Хабаровская таможня обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ООО "Техрегламент" о признании недействительной декларации о соответствии N ЕАЭС N RU Д-ТН.ТР05.В.34438 от 03.08.2018.
Определением от 13.08.2020 суд прекратил производство по делу на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ, признав возникший спор неподведомственным суду, поскольку признание недействительными деклараций о соответствии, в судебном порядке не предусмотрено, законодателем определен административный порядок.
Не согласившись с указанным определением, таможня обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
От третьего лица в материалы дела поступил отзыв.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем, располагая доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ, в их отсутствие.
Законность и обоснованность оспариваемого определения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что в результате проверки декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-TH.ТР05.В.34438 от 03.08.2018 Заявителем были установлены признаки, указывающие на то, что декларация о соответствии зарегистрирована с нарушениями действующего законодательства. Подателем спорной декларации о соответствии являлась компания ООО "Ассет", а зарегистрирована она органом по сертификации ООО "Техрегламент".
Установив, что указанная декларация выдана в нарушение процедуры декларирования соответствия товара, заявитель обратился в суд с заявлением о признании её недействительной.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что данное дело не подлежит рассмотрению в суде, поскольку законодательством предусмотрен специальный административный порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов.
Такие выводы суда первой инстанции вопреки доводам, изложенным в жалобе, следует признать правильными. Кроме того, апелляционный суд считает, что оспариваемая декларация не являются ненормативными правовыми актами, обжалование которой допустимо в порядке, предусмотренном гл.24 АПК РФ.
Частью 1 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют административное судопроизводство посредством рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе создающих препятствия для ее осуществления.
По смыслу приведенных норм, в судебном порядке может быть обжалован акт уполномоченного органа, содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, незаконно возлагающий на юридическое лицо какие-либо обязанности и влекущий правовые последствия.
Оспариваемая по делу декларация соответствия признаками подобного ненормативного правового акта не обладает, обязательные для исполнения предписания не содержит, а лишь фиксируют факт соответствия либо несоответствия декларируемых товаров требованиям законодательства.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной судами Московского региона при рассмотрении дела N А40-226803/18, поддержанной Верховным Судом РФ, а также дела N А40-298505/19, в рамках рассмотрения которого, кассационный суд поддержал позицию нижестоящих судов о том, что возникший спор не подлежит рассмотрению в суде.
Кроме того, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под запретами и ограничениями понимается применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе, вводимые в одностороннем порядке, в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе, меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы государственного контроля за техническим регулированием и соблюдением обязательных требований в отношении продукции и связанных с ней процессов, является Федеральный Закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее- Закон о техническом регулировании).
В соответствии с абзацем шестым статьи 2 указанного Закона, декларация о соответствии- документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента (абзац первый пункта 1 статьи 24 Закона о техническом регулировании).
Пунктом 1 статьи 32 Закона о техническом регулировании осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 Закона о техническом регулировании).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 утвержден Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 19 Порядка, одним из оснований для прекращения действия декларации о соответствии является принятие органом государственного контроля (надзора) решения о признании декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части соответствующего государства-члена, недействительной.
Пунктом 22 Порядка установлено, что информация о выдаче заявителю органом государственного контроля (надзора) предписания о приостановлении, прекращении действия декларации о соответствии, принятии решения о прекращении (возобновлении) действия декларации о соответствии, действие которой было приостановлено по предписанию этого органа, либо решения о признании декларации о соответствии недействительной, направляется в орган соответствующего государства-члена, ответственный за формирование и ведение национальной части единого реестра, если это предусмотрено законодательством такого государства.
Орган государства-члена, ответственный за формирование и ведение национальной части единого реестра, в течение 3 рабочих дней со дня получения информации, указанной в пункте 22 настоящего Порядка, осуществляет внесение в единый реестр сведений о дате и регистрационном номере предписания (решения) (пункт 23 Порядка).
Согласно пункту 24 Порядка, действие декларации о соответствии считается приостановленным, возобновленным или прекращенным, с даты внесения в единый реестр соответствующих сведений.
Статьей 34 Закона о техническом регулировании установлены полномочия органов государственного контроля (надзора) в области технического регулирования. В частности, указанные органы вправе выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии.
Таким образом, прекращение действия декларации о соответствии должно осуществляться в административном порядке, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов, соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти.
В свою очередь, арбитражными судами осуществляется исключительно контроль за законностью административных процедур, в тех случаях, когда права и законные интересы граждан и их объединений могут быть нарушены в результате правоприменительной деятельности органов, наделенных публичными (властными) полномочиями.
Иное толкование норм материального и процессуального права таможенным органом, не свидетельствует о допущенной судом первой инстанции судебной ошибки.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в суде, в связи с чем, производство по нему было правомерно прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 13.08.2020 по делу N А40-66700/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66700/2020
Истец: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ТЕХРЕГЛАМЕНТ"
Третье лицо: ООО "АССЕТ", ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ