г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2020 г. |
Дело N А26-9744/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коршачек Е.О.
при участии:
от истца: не явились, извещены
от ответчика: не явились, извещены
от третьего лица: не явились, извещены
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.05.2020 по делу N А26-9744/2019 (судья Погосян А.А.), принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
третье лицо: акционерное общество "Нордград"
о понуждении провести работы
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751, место нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3 литер А, помещение 16Н, далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Компания, ответчик) о понуждении провести вытрелевку заготовленной древесины с места рубки, собрать в штабеля заготовленную древесину, произвести очистку мест рубок от порубочных остатков после проведенных работ по расширению просек ВЛ в квартале 35 выделах 5, 7, 9, 11-14, 17, 21 на площади 1, 9 га; в квартале 36 выделах 12, 14 на площади 0,4 га Ладожского участкового лесничества, а именно произвести укладку в кучи или валы шириной не более 3-х м на расстоянии не менее 10 м от прилегающих лесных насаждений.
Определением суда от 20.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования по данному спору, привлечено акционерное общество "Нордград" (далее - АО "Нордград").
Решением суда от 20.05.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, Компания обратилась с апелляционной жалобой, в которой в которой просит решение суда от 20.05.2020 изменить и установить срок для исполнения решения 60 дней с даты вступления решения в законную силу. Податель жалобы указывает на то, что в силу положений статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктов 21, 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, лицом, осуществляющим использование лесов в спорной ситуации, является АО "Нордград", выполняющее работы по расчистке охранной зоны Л-195 от лесных насаждений на основании договора от 20.11.2018 N 384, заключенного с ПАО "МРСК Северо-Запада". Податель жалобы также указывает на то, что выполнение решения суда силами ответчика в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу не представляется возможным, создает необоснованные препятствия хозяйственной деятельности Компании, осуществляющей передачу электрической энергии потребителям.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своего представителя не направил, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы; Министерством представлен отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы Компании отклонены.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "МРСК Северо-Запада" является сетевой организацией, владеющей на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, в том числе линией ВЛ-110 кВ Л-195 "ПС-97 Сортавальская (ФСК) - ПС-27 Сортавала" (указанное обстоятельство сторонами не оспаривается).
Между Министерством и Компанией заключено соглашение от 12.03.2018 N 1, предметом которого является проведение работ по рубке деревьев, угрожающих падением на линии электропередач и расширению охранных зон линий электропередач (ЛЭП).
После проведения работ по расчистке полосы отвода ВЛ-110 кВ Л-195 (получения от ответчика соответствующего извещения о расширении просеки со сроками проведения работ) государственными лесными инспекторами проведено патрулирование на территории лесного фонда (прилегающих к нему территорий), в том числе осмотр линии ВЛ-110 кВ Л-195 согласно письменному уведомлению от 16.11.2018 N МР 2/3-50/297-36/3364 об окончании рубки древесины.
05.07.2019 с участием представителя Компании произведен осмотр участков лесного фонда Ладожского участкового лесничества в квартале 35, выделах 5, 7, 9, 11-14, 17, 21, в квартале 36 выделах 12, 14, в квартале 33 выделах 6, 10, 11, на которых ПАО "МРСК Северо-Запада" производились работы по расширению охранных зон трассы ЛЭП и рубке деревьев, угрожающих падением на ЛЭП.
Согласно акту осмотра от 05.07.2019 в квартале 35 выделах 5, 7, 9, 11-14, 17, 21 Ладожского участкового лесничества на площади 1,9 га выявлено наличие стволов поваленных деревьев, хлыстов, брошенных у пня на месте рубки вдоль трассы ЛЭП, очистка мест рубок от порубочных остатков не произведена. В квартале 36 выделах 12, 14 Ладожского участкового лесничества на площади 0,4 га выявлено наличие спиленных деревьев в виде хлыстов поваленных деревьев, брошенных у пня вдоль трасс ЛЭП, очистка мест рубок от порубочных остатков не произведена. В квартале 33 выделах 6, 10, 11, ладожского участкового лесничества 5 А26-9744/2019 на площади 1 га выявлено наличие 7 спиленных деревьев в виде хлыстов, 1-го ствола ели, лежащих у штабеля заготовленной, 1-го хлыста древесины, брошенного у пня на месте рубки, очистка мест рубок от порубочных остатков произведена не в полном объеме.
Данный факт зафиксирован в акте патрулирования лесов от 05.07.2019 N 20, в акте осмотра от 05.07.2020, подписанном представителем ответчика.
Министерством в адрес ПАО "МРСК Северо-Запада" было направлено требование от 11.07.2019 N 1 об устранении нарушений пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, и пунктов 16, 17, 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, в срок до 01.08.2019.
В установленный в требовании от 11.07.2019 N 1 срок Компанией не произведена в полном объеме вытрелевка заготовленной древесины с места рубки, очистка мест рубок от порубочных остатков после проведенных работ по расширению просек ВЛ в квартале 35 выделах. 5, 7, 9, 11-14, 17, 21 на площади 1, 9 га; в квартале 36 выделах 12, 14 на площади 0,4 га Ладожского участкового лесничества (в пролетах опор NN33-34-35 трассы ВЛ 110 кВ Л-195 (ПС-97-ПС27), что подтверждается актом осмотра от 19.07.2019 N37.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме и обязал Компанию в течении 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда провести вытрелевку заготовленной древесины с места рубки, собрать в штабеля заготовленную древесину, произвести очистку мест рубок от порубочных остатков после проведенных работ по расширению просек ВЛ в квартале 35 выделах 5, 7, 9, 11-14, 17, 21 на площади 1, 9 га; в квартале 36 выделах 12, 14 на площади 0,4 га Ладожского участкового лесничества (в пролетах опор N N 33-34-35 трассы ВЛ 110 кВ Л195 (ПС-97-ПС-27)), а именно произвести укладку в кучи или валы шириной не более 3-х м. на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Компании и отмены решения суда от 20.05.2020 в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Использование лесов осуществляется в том числе в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (пункт 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
В силу части 4 статьи 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Указанная норма также содержится в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Согласно пункту 16 Правил N 223 лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Согласно статье 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
В соответствии с пунктом 34 Правил N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35 Правил N 417).
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил N 417 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами 7 должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт 19 Правил N 417).
Таким образом, на лесопользователя возложена обязанность осуществлять очистку мест рубок, при этом соответствующая очистка должна производится одновременно с рубкой лесных насаждений.
Материалами дела подтверждается, что в нарушении указанных выше положений Правил N 417 ПАО "МРСК Северо-Запада" не провело вытрелевку заготовленной древесины с места рубки, собрать в штабеля заготовленную древесину, произвести очистку мест рубок от порубочных остатков после проведенных работ по расширению просек ВЛ в квартале 35 выделах 5, 7, 9, 11-14, 17, 21 на площади 1, 9 га; в квартале 36 выделах 12, 14 на площади 0,4 га Ладожского участкового лесничества (в пролетах опор NN33-34-35 трассы ВЛ 110 кВ Л195 (ПС-97-ПС-27)), а именно не произвело укладку в кучи или валы шириной не более 3-х м. на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Учитывая вышеизложенные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по содержанию просеки линейного объекта в надлежащем состоянии, а равно по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, возложена на лицо, которое в законном порядке приобрело право использования лесов, то есть на ПАО "МРСК Северо-Запада".
Доводы подателя жалобы о том, что лицом, осуществляющим использование лесов в спорной ситуации, является АО "Нордград", выполняющее работы по расчистке охранной зоны Л-195 от лесных насаждений на основании договора от 20.11.2018 N 384, заключенного с ПАО "МРСК Северо-Запада", обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между Министерством и Компанией заключено соглашение от 12.03.2018 N 1, предметом которого является проведение работ по рубке деревьев, угрожающих падением на линии электропередач и расширению охранных зон линий электропередач (ЛЭП).
Судом первой инстанции также установлено, что работы по расчистке полосы отвода ВЛ-110 кВ Л195 производились АО "Нордград" в соответствии с заключенным с ПАО "МРСК Северо-Запада" договором от 20.11.2018 N 384 на выполнение работ по вырубке просек. В пункте 6.2.8 Технического задания к Договору от 20.11.2018 N 384 предусмотрено, что очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах путем укладывания порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. деревья, предварительно освобожденные от веток, сложить в штабели по одну сторону от ВЛ на расстоянии 5 метров от крайнего провода ВЛ. Образование вала из порубочных остатков и утилизация методом захоронения под проводами не допускается
При этом как правомерно указал суд первой инстанции, несмотря на то, что непосредственным исполнителем работ являлось АО "Нордград", сетевая организация (ПАО "МРСК Северо-Запада") не подлежит освобождению от обязанности устранить нарушение, поскольку в силу статьи 46 ЛК РФ и подпункта "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевая организация считается лицом, использующим леса для эксплуатации линейного объекта, и обязанным обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Заключение ПАО "МРСК Северо-Запада" договора подряда от 20.11.2018 N 384 с АО "Нордград" не освобождает ПАО "МРСК Северо-Запада" от исполнения требований законодательства по надлежащему содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи, и не свидетельствует о принятии последним достаточных мер для исполнения возложенной на него законом обязанности. Как обоснованно указал суд первой инстанции, Компания не проконтролировала должным образом выполнение подрядчиком (АО "Нордград") условий договора в части соблюдения правил пожарной безопасности, не потребовала устранить допущенные нарушения, находящиеся в зоне ответственности сетевой организации
В силу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Исковые требования Министерства об обязании Компанию провести вытрелевку заготовленной древесины с места рубки, собрать в штабеля заготовленную древесину, произвести очистку мест рубок от порубочных остатков после проведенных работ по расширению просек ВЛ в квартале 35 выделах 5, 7, 9, 11-14, 17, 21 на площади 1, 9 га; в квартале 36 выделах 12, 14 на площади 0,4 га Ладожского участкового лесничества ВЛ 195 ПС-97, а именно произвести укладку в кучи или валы шириной не более 3-х м. на расстоянии не менее 10-м. от прилегающих лесных насаждений, соответствуют Правилам N 417, вследствие чего правомерно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 174 АПК РФ установлено, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Учитывая, что Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20.04.2020 N 665 в Сортавальском муниципальном районе 8 А26-9744/2019 с 01.05.2020 установлено начало пожароопасного периода, суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела в соответствии с частью 2 статьей 174 АПК РФ установил 30-дневный срок для устранения ответчиком нарушения.
Ответчиком не представлено суду апелляционной инстанции надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда в установленный 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя, не обязан учитывать при установлении срока совершения необходимых действий возможность обжалования принятого судебного акта.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что вопросы, связанные с исполнением судебного акта, подлежат разрешению не путем обжалования указанного судебного акта, а с использованием иных процессуальных инструментов. При наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта в обозначенные в нем сроки, ответчик вправе в соответствии со статьей 324 АПК РФ обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 20.05.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат оставлению на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 мая 2020 года по делу N А26-9744/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9744/2019
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Сортавальское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Третье лицо: АО "Нордград"