город Москва |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А40-54398/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мартынычева Константина Владимировича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2020
по делу N А40-54398/20
по заявлению индивидуального предпринимателя Мартынычева К.В.
к Департаменту городского имущества г. Москвы;
третье лицо: Правительство г. Москвы
об оспаривании распоряжения
при участии:
от заявителя - Акмаев А.С. по доверенности от 17.02.2020;
от заинтересованного лица - Аугулис Р.Р. по доверенности от 28.11.2019;
от третьего лица - Аугулис Р.Р. по доверенности от 10.01.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2020 в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Мартынычевым К.В. требований о признании недействительным распоряжения от 18.12.2019 N 50930 Департамента городского имущества г. Москвы об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества в части п. 2 Приложения к указанному распоряжению, предусматривающего изъятие для государственных нужд земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером N77:07:0006005:6361, площадью 1.245 кв.м. по адресу: Москва, улица Неверовского, принадлежащего на праве собственности Мартынычеву К.В. (запись о регистрации от 07.10.2016 N77-77/007-77/007/023/2016-1387/2), отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В качестве третьего лица в деле участвует Правительство г. Москвы.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Мартынычев К.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N 77:07:0006005:6361 площадью 1.245 кв.м. по адресу: Москва, улица Неверовского, что подтверждается выпиской из ЕГРН, копия которой имеется в материалах дела.
На указанном земельном участке находится принадлежащее заявителю на праве собственности 2-этажное административное нежилое здание с кадастровым номером N 77:07:0006005:1043 площадью 1.212,9 кв.м. по адресу: Москва, улица Неверовского, дом 10, стр. 2.
18.12.2019 Департаментом городского имущества г. Москвы вынесено распоряжение N 50930 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества", согласно приложения п. 2 изъят для государственных нужд у правообладателя объект недвижимого имущества для целей, указанных в адресной инвестиционной программе г. Москвы на 2019 - 2022: "путепровод через железнодорожные пути Смоленского направления Московской железной дороги, внеуличные пешеходные переходы, переустройство инженерных сетей и коммуникаций, в том числе железнодорожная инфраструктура, с реконструкцией улица Барклая, Промышленного и Багратионовского проездов, обеспечивающей их функционирование".
Не согласившись с распоряжением в части п. 2 приложения, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на нарушение процедуры изъятия земельного участка, установленной в ст. 279 Гражданкого кодекса российской Федерации, ст. ст. 56.7, 56.8, 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации; образование изымаемого земельного участка в границах, определенных приложением N 2 к распоряжению Департамента приведет к невозможности использования принадлежащего заявителю земельного участка и нежилого здания, расположенного на участке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции установлен факт необходимости, согласно нормам законодательства, изъятия спорного земельного участка для государственных нужд.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
По правилам подп. 7 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
Перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Земельным кодексом Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что целью изъятия объекта недвижимости является строительство путепровода через железнодорожные пути Смоленского направления Московской железной дороги, внеуличные пешеходные переходы, переустройство инженерных сетей и коммуникаций, в том числе железнодорожная инфраструктура с реконструкцией улицы Барклая, Промышленного и Багратионовского проездов, обеспечивающих функционирование.
Из содержания п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 настоящего Кодекса.
Из распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 18.12.2019 N 5093 следует, что документом, в соответствии с которым осуществляется изъятие, является постановление Правительства г. Москвы от 15.10.2019 N 1323-ПП "Об адресной инвестиционной программе г. Москвы на 2019 - 2022", в связи с обращением Департамента строительства г. Москвы от 02.12.2019 N ДС-11-28188/19.
Согласно п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (ст. ст. 49, 63 ЗК РФ, ст. 279 ГК РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.04.2015) сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Рыночная стоимость земельных участков, согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно ст. 8 указанного Закона, проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Для целей определения размера возмещения судом назначается экспертиза.
В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
В силу п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение 3-х лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 282 ГК РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на фактическое изъятие принадлежащих ему земельного участка в целях строительства путепровода через железнодорожные пути Смоленского направления Московской железной дороги, внеуличные пешеходные переходы, переустройство инженерных сетей и коммуникаций, в том числе железнодорожная инфраструктура с реконструкцией улицы Барклая, Промышленного и Багратионовского проездов, обеспечивающих функционирование.
Согласно п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель вправе требовать компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка.
С учетом изложенного, непосредственно оспариваемый ненормативный правовой акт прав и законных интересов, за защитой которых по данному делу обратился заявитель, не нарушает; распоряжение издано уполномоченным органом в соответствии с установленным законодательством порядком и при наличии обстоятельств, которые необходимы для принятия решения об изъятии земельных участков. Предусмотренные п. 7 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельства, исключающие возможность принятия решения об изъятии земельных участков, не установлены.
Доводы о том, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о назначении по делу землеустроительной экспертизы, отклоняются, поскольку судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
В рассматриваемом случае, исходя из предмета спора, оснований для назначения экспертизы не усматривается.
С учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив в совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Нарушений судом норм процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2020 по делу N А40-54398/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54398/2020
Истец: Мартынычев Константин Владимирович
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ