город Воронеж |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А36-3650/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Абдрашитовой Яны Владимировны: Малюженко С.И., представитель по доверенности N 48АА1597883 от 01.06.2020,
от государственного учреждения - Липецкого региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации: Боднар Л.С., представитель по доверенности от 30.12.2019 N 52 сроком до 31.12.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2020 по делу N А36-3650/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Абдрашитовой Яны Владимировны (ОГРНИП 318482700019532, ИНН 482613844182) к государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024840842850, ИНН 4826002979) о признании недействительным решения от 06.03.2020 N 62,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Абдрашитова Яна Владимировна (далее - индивидуальный предприниматель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Учреждение) о признании недействительным решения от 06.03.2020 N 62, обязании устранить допущенные нарушения путем выплаты пособия по беременности и родам с 01.01.2020 по 14.04.2020.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.10.2020) решение государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.03.2020 N 62 об отказе в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части периода выплаты с 01.01.2020 по 14.04.2020 признано незаконным.
В удовлетворении остальной части заявления индивидуального предпринимателя Абдрашитова Яны Владимировны отказано.
На государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Абдрашитовой Яны Владимировны путем выплаты ей страхового обеспечения в связи с беременностью и родами за период с 01.01.2020 по 14.04.2020.
С государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Абдрашитовой Яны Владимировны взыскано 300 руб. в возмещение судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Фонд обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель была зарегистрирована в Фонде 01.08.2019, страховые взносы уплачены ею до 31.12.2019, следовательно, заявитель приобрел право на получение социальных пособий по страховым случаям, наступившим с 01.01.2020.
В соответствии с листком нетрудоспособности N 337572612245 от 11.11.2019 страховой случай наступил у заявителя в 2019 году. Листок нетрудоспособности N 310453526806 от 31.01.2020 является продолжением листка нетрудоспособности N 337572612245. Период нетрудоспособности по предоставленным листкам указан с 11.11.2019 по 14.04.2020. В связи с тем, что до 31.12.2018 Абдрашитовой Я.В. не были уплачены страховые взносы, на момент наступления страхового случая 11.11.2019 индивидуальный предприниматель не имела права на страховое обеспечение как лицо, добровольно застрахованное по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Кроме того, в соответствии с буквальным толкованием указанной выше правовой нормы, страховой случай беременность и роды как единый физиологический процесс не подлежит разделению, и описан в законе как единый страховой случай. Поэтому разделение беременности и родов на самостоятельные составляющие противоречит нормам закона, определяющего страховой случай как совокупность "беременность и роды".
В рассматриваемом случае, поскольку индивидуальный предприниматель добровольно вступила в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством только в 2019 году и уплатила за 2019 год страховые взносы в полном объеме 31.12.2019, право на получение страхового обеспечения возникло у заявителя лишь с 01.01.2020, то есть со следующего календарного года после уплаты годовой суммы страховых взносов, что следует из буквально толкования положений части 6 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ и пункта 6 Порядка N 790.
Таким образом, учитывая, что страховой случай у заявителя наступил в 2019 году и за 2018 год страховые взносы уплачены не были, правовых оснований для выплаты пособия по беременности и родам, в том числе оплаты части листка нетрудоспособности (с 01.01.2020) не имеется, следовательно, решение Фонда от 06.03.2020 N 62 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения законно и обоснованно.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из апелляционной жалобы Фонда следует, что решение суда обжалуется в части удовлетворении требований индивидуального предпринимателя.
Сторонами ходатайства о пересмотре обжалуемого решения в полном объеме не заявлено.
Исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного и процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд проверяет законность решения Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2020 лишь в обжалуемой части, то есть в части признании незаконным решения государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.03.2020 N 62 об отказе в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части периода выплаты с 01.01.2020 по 14.04.2020.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Абрашитова Яна Владимировна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 12.04.2018.
В Фонде социального страхования в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, индивидуальный предпринимателя зарегистрирована 01.08.2019.
Страховые взносы по добровольному страхованию за 2019 год уплачены предпринимателем до 31.12.2019.
06.02.2020 индивидуальный предприниматель обратилась в Фонд с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам за период с 11.11.2019 по 14.04.2020 на основании выданных 11.11.2019 и 31.01.2020 листков нетрудоспособности N N 337572612243 и 310453526806. Фондом в связи с обращением индивидуального предпринимателя проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Итоги проверки отражены в акте N 2 от 11.02.2020.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Фондом принято решение от 06.03.2020 N 62 об отказе в выделении средств, которым индивидуальному предпринимателю отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 57 904 руб. 04 коп.
Не согласившись с решением Фонда, полагая свои права и законные интересы нарушенными, индивидуальный предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные индивидуальным предпринимателем требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
К числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отнесены, согласно части 3 статьи 2 Закона N 255-ФЗ, индивидуальные предприниматели, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 4.5 данного Закона.
В силу части 6 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 данной статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 этой же статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию (часть 4 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ).
Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 790 (далее - Порядок).
В силу пункта 6 Порядка страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Таким образом, право на получение страхового обеспечения (в данном случае право на получение пособия по беременности и родам) лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающими за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, обусловлено уплатой страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, и наличием листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по установленной форме.
Как установлено судом, индивидуальный предприниматель зарегистрирована 01.08.2019 в Фонде в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплатила страховые взносы за 2019 в полном объеме до 31.12.2019.
Листки нетрудоспособности также представлены индивидуальным предпринимателем в Фонд и не признаны недействительными. Следовательно, в силу части 6 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ ИП Абдрашитова Я.В. приобрела право на получение страхового обеспечения с 01.01.2020.
Рождение ребенка Абдрашитовой Я.В. имело место 04.02.2020, период временной нетрудоспособности заявителя в связи с этим длился с 11.11.2019 по 14.04.2020.
В части 1 статьи 10 Закона N 255-ФЗ определено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованному лицу суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.3 Закона N 255-ФЗ застрахованные лица имеют право своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 3 статьи 1.2 того же Закона обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом.
Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно пункту 3 той же статьи Закона, является свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
В силу части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ беременность и роды признаются страховым случаем по обязательному социальному страхованию. Таким образом, в данном случае страхованию подлежит не сам факт наступления беременности, а беременность и роды, как процесс вынашивания и рождения ребенка, который имел место в 2020 году.
В то же время обращение за выплатой страхового обеспечения в связи с этим страховым случаем носит добровольный заявительный характер и не лишает женщину права на страховое обеспечения в любой день указанного в пункте 1 части 1 статьи 10 Закона N 255-ФЗ периода.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются: наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Таких обстоятельств в рассматриваемом случае не установлено, равно как и не установлено фактов злоупотребления правом со стороны предпринимателя.
В силу пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявитель приобрела право на страховое обеспечение с 01.01.2020, суд приходит к выводу о том, что право на получение страхового обеспечения в связи с беременностью и родами у ИП Абдрашитовой Я.В.в силу положений части 6 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ и пункта 6 Порядка возникло у предпринимателя с 01.01.2020 - в период действия первого листка нетрудоспособности.
То обстоятельство, что листок нетрудоспособности выдан 11.11.2019, не может препятствовать реализации страхователем в целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному страхованию.
Указанное пособие является социальной гарантией застрахованному лицу, не имеющему возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность в указанный период, о чем свидетельствует основание его назначения - временная нетрудоспособность в указанный период.
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении АС ЦО от 01.08.2019 по делу N А14-23978/2018.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судом также учитывается правовая позиция, отраженная в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 N 164/11.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Фондом не представлено достоверных и достаточных доказательств законности ненормативного правового акта.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование индивидуального предпринимателя о признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта в соответствующей части, а также о выплате пособия по беременности и родам за период с 01.01.2020 по 14.04.2020 подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции были нарушены положения статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2020 по делу N А36-3650/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3650/2020
Истец: Абдрашитова Яна Владимировна
Ответчик: ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации