г. Челябинск |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А47-21512/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2020 по делу N А47-21512/2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Аварком" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Аварком") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным приказа N 550-п от 15.11.2019 "О признании утратившим силу приказа Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области N 131 от 14.07.2014".
Определением суда первой инстанции от 28.02.2020 произведена замена заинтересованного лица - Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - третье лицо, Рослесхоз).
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, приказ Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области N 550-п от 15.11.2019 признан недействительным, суд обязал заинтересованное лицо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в рамках проверки Министерства, проведенной Рослесхозом в период с 20.05.2019 по 07.06.2019, установлено, что лесной участок используется ООО "Аварком" не в соответствии с проектом освоения лесов, кроме того, проект освоения лесов не соответствует установленным требованиям. Оспариваемый приказ принят Министерством во исполнение предписания Рослесхоза от 12.08.2019.
В представленном отзыве ООО "Аварком" ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (арендодатель) и ООО "Аварком" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 17/14 от 06.05.2014, площадью 4,4 га, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Оренбургское лесничество, Оренбургское участковое лесничество: квартал 51, выдел 11, часть выделов 2, 3 (кадастровый номер 56:44:0238001:4418).
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложениям N 3 и N 4.
В 2014 году арендатором разработан Проект освоения лесов (далее - Проект) на лесной участок, предоставленный в аренду, который прошел государственную экспертизу.
Приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области N 131 от 14.07.2014 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Аварком" по договору аренды N 17/14 от 06.05.2014.
Приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области N 380 от 23.12.2015 утверждено положительное заключение государственной экспертизы изменения N 1 проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Аварком" по договору аренды N 17/14 от 06.05.2014 (т.2, л.д.20-22).
В период с 20.05.2019 по 07.06.2019 Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области проведена плановая выездная проверка.
По результату проверки 07.06.2019 составлен акт проверки N 16/2019, из которого следует, что выборочно проведены натурные обследования лесных участков, переданных в аренду, в том числе ООО "Аварком". Обследованием установлено, что из объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в пункте 4 таблицы 9 Проекта и пункте 7.4 таблиц 42 и 44 изменения в Проект освоения лесов 2015 года, отраженных на тематической карте приложения 7, имеются в наличии только запроектированные на непокрытой лесом площади в выделе N 11: волейбольная площадка, временные постройки (2 бани, кафе, сцена, дом, сарай ПСПИ, туалеты, шлагбаум, бак для мусора), в соответствии с тематической картой остальные объекты отсутствуют; на территории выдела 11 имеется линия электропередач и трансформатор, не отраженные в проекте освоения лесов; на территории лесного участка расположенные покрытые лесной растительностью земли, составляющие 2,3 га (не отражены на тематических картах), находятся в удовлетворительном состоянии, но на данной территории запланировано до 50 объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для создания которой требуется рубка деревьев, которая проектом освоения не предусмотрена; на лесном участке нет противопожарных минерализованных полос, требуемых по нормативам противопожарного обустройства, в проекте освоения они также не предусмотрены.
В связи с чем губернатору Оренбургской области выдано предписание N 16/2019 от 12.08.2019, пунктом 4 которого предписано обеспечить отмену положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов, предоставленных ООО "Аварком".
Во исполнение данного предписания Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области издало приказ N 550-п от 15.11.2019, которым признало утратившим силу приказ N 131 от 14.07.2014 об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Аварком" по договору N 17/14 от 06.05.2014.
Считая недействительным приказ N 550-п от 15.11.2019, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Аварком" по договору аренды N 17/14 от 06.05.2014, Проект соответствовал всем необходимым требованиям действующего законодательства. Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
Частью 1 статьи 71 ЛК РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 89 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 этой статьи.
Порядок разработки проекта освоения лесов и состав такого проекта определены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2012 N 24075) (далее - Приказ N 69), в силу пункта 3 которого, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Пунктом 28 Приказа N 69 установлено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Пунктами 2, 3, 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области N 131 от 14.07.2014 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области N 380 от 23.12.2015 утверждено положительное заключение государственной экспертизы изменения N 1 проекта освоения лесов, предоставленного в аренду ООО "Аварком" по договору аренды N 17/14 от 06.05.2014.
Основанием для издания заинтересованным лицом оспариваемого заявителем приказа N 550-п от 15.11.2019 послужило предписание Федерального агентства лесного хозяйства N 16/2019 от 12.08.2019, выданного по результату проверки деятельности Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, пунктом 4 которого предписано обеспечить отмену положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанных с нарушением установленных требований, ООО "Аварком".
По результатам проверки Министерства в отношении проекта освоения лесов ООО "Аварком" Рослесхозом были выявлены следующие нарушения (т.1, л.д. 27), послужившие основанием для Министерства для отмены положительного заключения проекта освоения лесов, а именно:
1) на лесном участке расположена линия электропередач, не предусмотренные проектом освоения лесов;
2) на лесном участке расположены покрытые лесной растительностью земли площадью 2,3 га (не отражены на тематических картах), на данной территории запланировано до 50 объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для создания которых требует рубка лесных насаждений, не предусмотренная проектом освоения лесов;
3) отсутствуют противопожарные минерализованные полосы.
В апелляционной жалобе Министерство повторно указывает на выявленные Рослесхозом недостатки в проекте освоения лесов, считая невозможным утверждения положительных заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Аварком" по договору аренды N 17/14 от 06.05.2014.
Во исполнение определения Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 Министерством в присутствии ГКУ "Оренбургское лесничество", ООО "Аварком", АНО "Экобезопасность" 13.10.2020 составлен акт осмотра лесного участка имеющего местоположение: Оренбургская область, Оренбургский административный район, Оренбургское лесничество, Оренбургское участковое лесничество: квартал 51 выдел 11, части выделов 2, 3 (кадастровый номер 56:44:0238001:4418), изготовлены фототаблицы и непрерывная видеофиксация процесса осмотра.
Из содержания указанных доказательств следуют следующие обстоятельства.
Относительно расположения линий электропередач.
По результатам проведенного осмотра установлено, что трансформаторная подстанция (координаты N 51°45'05,3603'' Е55°08'04,8119'') и опоры линии электропередачи расположены в пределах охранной зоны детской железной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером 56:44:0238001:10 и находятся за пределами границ арендованного заявителем лесного участка с кадастровым номером 56:44:0238001:4418.
Обязанность отражения в проекте освоения лесного участка объектов, которые расположены на близлежащих участков у арендатора отсутствуют, следовательно, такой недостаток проекта освоения лесов (на лесном участке расположена линия электропередач, не предусмотренная проектом освоения лесов), установленный Рослесхозом, не нашел своего подтверждения в ходе натурного осмотра сторонами лесного участка.
По второму нарушению: отсутствие отражения в проекте освоения лесов сведений о рубке лесов, необходимой для расположения до 50 объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Из таблицы 44 проекта (в редакции 2015 года) следует, что на лесном участке запланировано строительство объектов (т.2, л.д. 14-17). В соответствии с таблицей 10 Проекта объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не запроектирован (т.1, л.д. 38).
Согласно пункту 8 Приказа N 69 раздел "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и содержит следующие сведения:
характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Следовательно, в случае проектирования объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, требуется запроектировать объем рубок, необходимый для создания таких объектов.
Однако из составленного сторонами акта от 13.10.2020 следует, что покрытые лесной растительностью земли представлены лесными насаждениями ивы древовидной, осокоря и тополя белого средним возрастом 40 лет с подростом клена ясенелистного и вяза. Расположение деревьев на осмотренной части лесного участка позволяет расположить проектируемые объекты, запланированные проектом освоения лесов ООО "Аварком", под кронами деревьев без проведения вырубки лесных насаждений и повреждения древесно-кустарниковой растительности.
Указанное также подтверждается представленным ответом АНО "Экобезопасность" от 14.10.2020 N 27/2020, согласно которому является возможным разместить объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, на арендованном участке согласно проекту освоения лесов, без рубки лесных насаждений.
Таким образом, рассматриваемое нарушение в проекте освоения также не нашло своего подтверждения.
В отношении замечания Рослесхоза об отсутствии противопожарных минерализованных полос суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как указывалось, в силу пункта 28 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В представленном в материалы дела договоре аренды земельного участка, в том числе в Приложениях N 1.1 "Схема расположения и границы земельного участка (т.1, л.д. 77), N 2 "Характеристика лесного участка и его насаждений" (т.1, л.д. 78), N 6 "Акт приема-передачи лесного участка в ренду от 06.05.2014" (т.1, л.д. 82) сведения о наличии противопожарных минерализованных полос отсутствуют, что исключало внесение сведений о противопожарных минерализованных полосах, их объемах в проект освоения лесов.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений в Проекте освоения лесов на лесной участок, предоставленный ООО "Аварком" в аренду, заинтересованным лицом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства несоответствия проекта освоения лесов законодательству на моменты получения положительных заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов.
На основании изложенного, у Министерства отсутствовали основания для принятия приказа N 550-п от 15.11.2019 "О признании утратившим силу приказа Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области N 131 от 14.07.2014", оспариваемый ненормативный акт подлежит признанию недействительным.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что при рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По смыслу приведенных норм, правовые акты государственных органов, могут быть отменены в порядке самоконтроля органами, принявшими соответствующий правовой акт в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
При этом, отменяющий акт должен также соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. Отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
Оспариваемый приказ не содержит какого-либо правового обоснования и указаний на конкретные нормы закона, которым не соответствует проект освоения лесов, а также правовое обоснование и указания на конкретные положения проекта, противоречащие законодательству Российской Федерации и не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, послужившие основанием для отмены Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области приказа N 131 от 14.07.2014 об утверждении положительного заключения.
Отменяя положительное заключение, государственный орган обязан установить конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также указать лицу, представившему проект на необходимость соответствующей доработки.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Судебные расходы распределены в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2020 по делу N А47-21512/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-21512/2019
Истец: ООО "Аварком"
Ответчик: Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства, Восемнадцатый арбитражный апелялционынй суд, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области