г. Москва |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А41-30585/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Брусенцовой И. В.,
при участии в заседании:
от истца по делу - АО "ЛЮБЕРЕЦКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"- Сулейменова Ю.Н., по доверенности от 20.12.2019.
от ответчика по делу - ТСЖ "СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА" - Анистратова Е.В., по доверенности от 23.09.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА" на решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2020 по делу N А41-30585/20, принятое судьей Моисеевой Е.В., по иску АО "ЛЮБЕРЕЦКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" к ТСЖ "СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "ЛЮБЕРЕЦКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" (Истец) обратился в арбитражный суд с иском к ТСЖ "СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА" (ответчик) о взыскании суммы долга по Договору N 2 от 24.11.2017 за период с марта по декабрь 2019 года в размере 1633418 рублей 27 копеек, неустойки за период с 21.05.2019 по 05.04.2020 в размере 100017 рублей 51 копеек. (с учетом удовлетворенного судом ходатайства об изменении суммы исковых требований).
Решением от 30.07.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют нормам материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между сторонами спора заключен договор теплоснабжения N 2 от 24.11.2017.
По мнению истца, во исполнение условий заключенного договора в период с марта по декабрь 2019 г. было отпущено ответчику тепловой энергии на сумму 6 042 654 руб. 05 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг, счетами, счетами-фактурами.
Однако ответчик оплату потребленной тепловой энергии в полном объеме не произвел, задолженность составила 1633418 рублей 27 копеек и на день рассмотрения спора не погашена.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал, что Ответчик, представил контррасчет задолженности, согласно которому размер подлежащей взысканию суммы долга за указанный период составил 1880800,39 руб. Суд признал обоснованным контррасчет ответчика, вместе с тем, поскольку истцом заявлено о взыскании суммы долга в меньшем размере, в отсутствии права выхода за пределы заявленных требований, суд полагает возможным удовлетворить требование истца о взыскании суммы долга в заявленном размере. Довод ответчика о неверном распределении оплат, судом первой инстанции отклонен, поскольку как следует из представленного истцом расчета, суммы оплаты, произведенные ответчиком, учтены в расчете в полном объеме. Частично оплата учтена в счет погашение задолженности за спорный период, а частично - в счет ранее образовавшейся задолженности за другие месяцы, указанные в платежных документах. Поскольку просрочка в оплате имела место, суд нашел требования истца в части взыскания неустойки за просрочку оплаты потребленной электроэнергии, в том числе по день фактической оплаты задолженности, подлежащими удовлетворению, как заявленные обоснованно.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции связаны с неправильным применением норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Отношения вытекающие из Договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 2 от 24 ноября 2017 г., являются по своей правовой природе договором энергоснабжения, к этим правоотношениям применимы нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Организация подачи абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Подобные отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189- ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов.
В соответствии с п. 27 ст. 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее -открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее -закрытая система горячего водоснабжения).Федеральный закон "О теплоснабжении" регулирует отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (ст. 1 закона).
Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (далее -закон No 416-ФЗ).В соответствии с п. 9 ст. 32 закона No 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В силу п. 22 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени.
В силу п. 38 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - правила N 354) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно п. 42 правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно п. 40 правил N 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее -коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее -правила N 306) установлено:
- "норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
- потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении;
- "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при fA содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно п. 7 Правил N 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются показатели: в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения МКД, количество тепловой энергии использованной на подогрев воды определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС. Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды, показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2017 No С 314-р для потребителей АО "ЛЮБЕРЕЦКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" были установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду для населения, как для открытой, так и для закрытой систем теплоснабжения.
Утвержденный норматив на подогрев 1 куб.м. холодной воды для нужд горячего водоснабжения установлен Решением Совета депутатов Люберецкого района от 26.12.2007 N 272/30 в размере 0,055 Гкал/куб.м.
Из изложенного следует, что теплоснабжающая организация обязана производить расчет стоимости горячей воды с использованием норматива на нагрев 1 куб.м.
Кроме того, согласно нормам действующего законодательства, а также положениям судебной практики (п. 27 Обзора Верховного Суда РФ от 27.12.2017), управляющие организации, являясь исполнителями коммунальных услуг в МКД, приобретают у РСО коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком МКД объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения не должен превышать размер платы за коммунальную услугу, оплачиваемую потребителями коммунальных услуг.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, в силу вышеприведенных положений Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Истец, АО "ЛЮБЕРЕЦКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", указывает на то, что несмотря на требования Правил N 306, нормативы потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (норматив расхода тепловой энергии для подогрева холодной воды) с 2012 года Министерством ЖКХ Московской области установлен не был.
В связи с чем, АО "Люберецкая теплосеть" не могло применять указанный норматив, в связи с его отсутствием (отменой), а расчет за поставленную коммунальную услугу по горячему водоснабжению производился, исходя из показаний прибора учета (Гкал) умноженного на утвержденный тариф, в соответствии с заключенным Договором Теплоснабжения.
Однако, данные доводы являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании норм права.
Согласно контррасчету ТСЖ "Солнечная поляна" (т. 2 л. д. 114) разница между выставленными счетами АО "ЛЮБЕРЕЦКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" за спорный период к оплате ТСЖ "Солнечная поляна", в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, в период, составляет 1 880 800,39 руб.
Суд первой инстанции ошибочно указал, что данная сумма является суммой долга, подлежащей взысканию, по мнению ответчика. Из указанного контррасчета ответчика следует, что указанная сумма начислена истцом излишне и не подлежала оплате ответчиком.
Учитывая изложенное, поскольку, с учетом изложенных выше норм, ответчиком своевременно была полностью погашена сумма задолженности, а излишне начисленная истцом сумма в размере 1 880 800,39 руб., превышающая сумму долга, заявленную истцом, не подлежит начислению и взысканию, постольку требование о взыскании основного долга не может быть удовлетворено.
Истцом, с учетом данных обстоятельств, не представлен нормативно и документально обоснованный расчет неустойки, свидетельствующий о наличии несвоевременной оплаты ответчиком полученной тепловой энергии, поэтому требования о взыскании неустойки также не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 17.02.2020 N 305-ЭС19-27279 по делу N А41-27795/2019, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2020 N Ф05-8001/2020 по делу N А41-81927/2019.
На основании ст. 110 АПК РФ понесенные ответчиком расходы по госпошлине по апелляционной жалобе подлежат возмещению истцом.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2020 по делу N А41-30585/20 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с АО "Люберецкая теплосеть" в пользу ТСЖ "Солнечная поляна" 3 000 руб. расходов по госпошлине.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30585/2020
Истец: АО "ЛЮБЕРЕЦКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: ТСЖ "СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА"