г. Челябинск |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А76-5252/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой С.В.,
судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2020 по делу N А76-5252/2020.
В заседании приняли участие представители:
истца - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - Белышко Н.В. (удостоверение, доверенность N 49 от 24.12.2018, диплом, свидетельство заключении брака),
ответчика - общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" - Морозова Н.А. (паспорт, доверенность N 4 от 31.12.2019, диплом).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - истец, ТФОМС Челябинской области) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" (далее - ответчик, ООО "АльфаСтрахование-ОМС") о взыскании штрафных санкций в сумме 12 000 руб.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2020 исковое заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства на основании пункта 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств по делу.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2020 по делу N А76-5252/2020 исковые требования исковые требования ТФОМС Челябинской области удовлетворены, с ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в пользу истца взыскано 12 000 руб. Кроме того, с ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины по исковому заявлению.
ООО "АльфаСтрахование-ОМС" (далее также - податель жалобы, апеллянт) не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ООО "АльфаСтрахование-ОМС" просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, в действиях ответчика отсутствует нарушение положений законодательства, установленных разделом IV Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, в то время как суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, принял во внимание только лишь положения законодательства, регламентирующего порядок учета бланков строгой отчетности, установленный Приказом ФСФР России от 06.03.2013 N 13-16/пз-н (действовал в период совершений нарушений), а также Приказом от 08.11.2011 N 1095 "Об утверждении Порядка учета бланков временных свидетельств в СМО" (с изменениями от 24.10.2013 N 831, от 03.03.2014 N 147), в отсутствие применения норм законодательства об обязательном медицинском страховании.
Кроме того, как указывает апеллянт, судом первой инстанции не дана оценка доводам ответчика в отношении того что ведение журналов выдачи временных свидетельств является правом, а не обязанностью страховой медицинской организации, действующим законодательством в сфере обязательного медицинского страхования (пункт 50 Правил ОМС) предусмотрено ведение только Журнала выдачи полисов ОМС, обязанность ведения страховыми медицинскими организациями Журналов выдачи временных свидетельств не предусмотрено.
Также по мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не приняты во внимание доводы ответчика о правовом положении территориального фонда ОМС, установленного статьями 33, 34 Закона N 326-ФЗ, в силу которых, указанный орган не вправе устанавливать формы отчетности и определять порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не имеет права издавать нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, утверждать формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и порядки их заполнения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Указанные полномочия, в соответствии с п.п. 5,6,7 ст. 33 Закона N 326-ФЗ относятся исключительно к полномочиям Федерального фонда обязательного медицинского страхования и не делегированы Территориальному фонду ОМС, на основании чего, Приказ ТФОМС Челябинской области N 1095 от 08.11.2011 года "Об утверждении Порядка учета бланком временных свидетельств в СМО" (с изм. от 24.10.2013 N 831, от 03.03.2014 г. N 147) не является нормативно-правовым актом, не порождает правовых последствий и не может служить основанием для определения правомерности действий ответчика.
Ответчик также ссылается на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным оригиналам временных свидетельств выданных Тимофееву А.И. (дата выдачи временного свидетельства 14.03.2018), Балдиной У.А. (дата выдачи временного свидетельства 12.02.2018); Журавовой С.А. (дата выдачи временного свидетельства 15.03.2018), подтверждающих фактическую даты выдачи временных свидетельств застрахованным лицам (л.д. 102-104). Дата подачи заявления застрахованных лиц аналогична дате выдаче временных свидетельств, и подтверждается подписью указанных лиц. В то время как информация о дате выдачи временного свидетельства, отраженная в журнале регистрации выдачи временных свидетельств и полисов ОМС застрахованным лицам не отражает фактическую дату выдачи временных свидетельств, выбытия бланков строгой отчетности.
По мнению подателя жалобы, возможность применения санкций к страховой медицинской организации не поставлена в зависимость от нарушений, связанных с установленным Порядком учета бланков строгой отчетности, которое по мнению ответчика и не может квалифицироваться как нарушение порядка выдачи полиса обязательного медицинского страхования, предусмотренного статьей 46 Федерального закона N 326-ФЗ.
Как указал ответчик, нормы Правил ОМС регламентируют обязанность застрахованного лица ставить подпись в получении временного свидетельства не в журнале регистрации выдачи полисов ОМС, а в заявлении от застрахованного лица, что и должно являться подтверждением оформления полиса ОМС застрахованному лицу в срок, установленный законодательством.
Таким образом, ненадлежащая организация ответчиком учета бланков строгой отчетности, выраженная в несоответствии даты выдачи временного свидетельства в журнале регистрации и выдачи временных свидетельств и полисов ОМС относительно даты, указанной в заявлении о выборе (замене) страховой медицинской организации не может являться основанием для взыскания с ответчика штрафных санкций.
До начала судебного разбирательства от ТФОМС Челябинской области поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления указанного отзыва в адрес ответчика.
Руководствуясь положениями статей 159, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия приобщила к материалам дела представленный отзыв на апелляционную жалобу, поскольку истцом исполнена процессуальная обязанность по его заблаговременному раскрытию перед ответчиком.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Челябинской области, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.04.2011 N 102-П (далее по тексту - Положение N 102-П), ТФОМС Челябинской области является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области (л.д.117-130, т. 2).
Пунктом 7 Положения N 102-П предусмотрено, что ТФОМС Челябинской области осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 326-ФЗ), Положением N 102-П, законом о бюджете ТФОМС Челябинской области на соответствующий год.
Согласно подпунктам 3, 9 пункта 9 Положения N 102-П ТФОМС Челябинской области заключает со страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования (далее по тексту - ОМС), договор о финансовом обеспечении ОМС; осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с Законом N 326-ФЗ, и выполнением договора о финансовом обеспечении ОМС.
В соответствии с частью 19 статьи 38 Закона N 326-ФЗ форма типового договора о финансовом обеспечении ОМС утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
Типовая форма договора о финансовом обеспечении ОМС утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N ЮЗОн "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Типовая форма договора).
На основании изложенного между ТФОМС Челябинской области и ООО "АльфаСтрахование-ОМС" заключен договор о финансовом обеспечении ОМС от 01.01.2014 N 707-ОМС (далее - договор) в соответствии с типовой формой договора.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ ТФОМС Челябинской области осуществляет контроль за использованием страховыми медицинскими организациями средств ОМС, в том числе проводит проверки и ревизии.
На основании Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС (далее по тексту - Положение), утвержденного приказом Федерального фонда ОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС" (далее по тексту - Приказ N 73) территориальным фондом проводятся проверки страховых медицинских организаций, осуществляющих (осуществлявших) деятельность в сфере ОМС на основании договора, заключенного между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (пункт 2 Положения).
Согласно пункту 3 Положения, проверки проводятся с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда (пункт 6 Положения).
В соответствии с пунктом 16.6. Положения проверке подлежит, в том числе, соблюдение порядка выдачи полиса обязательного медицинского страхования либо временного свидетельства застрахованному лицу, установленного главой IV Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС).
Указанный нормативно-правовой акт действовал в период совершения нарушений страховой медицинской организацией.
На основании приказов ТФОМС Челябинской области от 16.04.2019 N 287 "О проведении плановой тематической проверки Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" и от 17.05.2019 г. N 376 "О продлении срока проведения плановой тематической проверки Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" проведена плановая тематическая проверка деятельности Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в сфере ОМС за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в срок с 22.04.2019 по 30.05.2019 (л.д.14-27, т. 2).
По результатам проведенной проверки ТФОМС Челябинской области составлен акт плановой тематической проверки Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" по вопросам организации обязательного медицинского страхования от 30.05.2019 (далее по тексту - акт проверки), в котором зафиксированы нарушения Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" при осуществлении деятельности в сфере ОМС (л.д.28-73, т.2).
Руководствуясь пунктом 9 Договора ТФОМС Челябинской области при выявлении нарушений договорных обязательств применяет штрафные санкции согласно Приложению N 3 к Договору.
В соответствии со статьей 38 Закона N 326-ФЗ, пунктом 21.3 Положения, в акте проверки ТФОМС Челябинской области предъявлены требования об уплате штрафа за нарушение обязательств, установленных договором, в размере 354 000 руб., и необходимости перечисления указанной суммы за счет собственных средств на лицевой счет ТФОМС Челябинской области в течение 10 рабочих дней с момента подписания акта проверки. Акт проверки передан в Челябинский филиал ООО "АльфаСтрахование-ОМС" 30.05.2019.
Согласно пункту 22 Положения, письменные возражения Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" к акту проверки представлены в ТФОМС Челябинской области 07.06.2019 г. письмом от 06.06.2019 N 1881, входящий номер 01-16/2291/ДСП, и приобщены к материалам проверки (л.д.114-123, т. 1).
Рассмотрев указанные возражения на акт проверки, ТФОМС Челябинской области признал возражения Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" обоснованными частично и исключил из ранее вменяемых случаев нарушений договорных обязательств 20 случаев на сумму 60 000 рублей.
На основании изложенного, в сообщении о результатах рассмотрения возражений, к ООО "АльфаСтрахование-ОМС" предъявлено требование об уплате штрафных санкций в сумме 294 000 руб. в течение 10 рабочих дней с момента получения сообщения о результатах рассмотрения возражений. (л.д.124-131, т. 1).
Согласно пункту 25 Положения, указанное сообщение от 14.06.2019 N 04-1861/ДСП вручено Челябинскому филиалу ООО "АльфаСтрахование-ОМС". Вышеназванное сообщение также приобщено к материалам проверки.
В ответ на сообщение о результатах рассмотрения возражений Челябинский филиал ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в ТФОМС Челябинской области представлено письмо от 26.06.2019 N 2146, входящий номер 01-16/2560/ДСП от 27.06.2019, также приобщено к результатам проверки (л.д.138-139, т. 1).
Рассмотрев вышеназванное письмо, ТФОМС Челябинской области частично признаны возражения Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахования-ОМС" по 15 случаям ранее выявленных нарушений на сумму 45 000 рублей, и учитывая частичную оплату в размере 237 000 руб. от общей суммы ранее предъявленных штрафных санкций (платежное поручение N 3176 от 28.06.2019), предъявлены требования об оплате за счет собственных средств на лицевой счет ТФОМС Челябинской области штрафа за нарушение договорных обязательств в размере 12 000 руб. за 4 случая, по 3 000 руб. за каждый случай нарушения (пункт 1 Перечня санкций, установленного в Приложении N 3 к Договору), в течение 10 дней с момента получения указанного письма. Иных возражений на акт проверки от ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в адрес ТФОМС Челябинской области не поступало.
Нарушение договорных обязательств, по которым ООО "АльфаСтрахования-ОМС" не оплачена сумма штрафных санкций, выражены в выдаче временных свидетельств не в день подачи заявления о выборе (замене) СМО/о выдаче дубликата полиса или переоформления полиса, следующим застрахованным лицам (л.д. 57-58 т. 1): Тимофеев А.И., 08.12.1987 г.р., временное свидетельство N 170593575, дата подачи заявления застрахованным лицом - 14.03.2018, дата выдачи временного свидетельства, согласно журналу выдачи временных свидетельств и полисов ОМС - 15.03.2018 (л.д. 143 т.1, л.д. 103 т. 2); Устелемов Д.А., 20.04.2002 г.р., временное свидетельство N 169191005, дата подачи заявления застрахованным лицом - 19.03.2018, дата выдачи временного свидетельства, согласно журналу выдачи временных свидетельств и полисов ОМС - 17.03.2018 (л.д. 141 т.1, л.д 108 т. 2); Балдина У.А., 09.12.1974 г.р., временное свидетельство N170593160, дата подачи заявления застрахованным лицом - 12.02.2018, дата выдачи временного свидетельства, согласно журналу выдачи временных свидетельств и полисов ОМС - 02.02.2018 (л.д. 144 т.1, л.д. 112 т. 2); Журавова С.А., 21.03.1973 г.р., временное свидетельство N169203776, дата подачи заявления застрахованным лицом - 15.03.2018, при этом дата выдачи временного свидетельства, согласно журналу выдачи временных свидетельств и полисов ОМС - 15.04.2018 (л.д. 145 т.1, л.д. 116 т. 2).
Указанные случаи являются нарушением части 2 статьи 46 Закона N 326-ФЗ, пункта 34 Правил ОМС, так как в соответствии с указанными нормами, в день подачи заявления о выборе (замене) СМО страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу полис либо временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и удостоверяющее право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая (стр. 18 Акта проверки).
ТФОМС Челябинской области письмом от 27.08.2019 N 01-2626, в адрес Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахования-ОМС", ТФОМС Челябинской области повторно потребовал перечислить за счет собственных средств страховой медицинской организации штраф за нарушение договорных обязательств в размере 12 000 руб., в течение 10 рабочих дней с момента получения указанного письма.
Поскольку требования ТФОМС Челябинской области в добровольном порядке не исполнено, ТФОМС Челябинской области обратилось в Арбитражный суд Челябинской области о взыскании с ООО "АльфаСтрахования-ОМС" штрафных санкций.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", (далее - Закон N 326-ФЗ), страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - страховая медицинская организация), - страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Особенности лицензирования деятельности страховых медицинских организаций определяются Правительством Российской Федерации. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (далее - договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования).
В соответствии с требованиями пункта 2 части 7 статьи 16, статьи 46 Закона N 326-ФЗ обеспечение установленного порядка выдачи полисов ОМС (временных свидетельств) является обязанностью страховых медицинских организаций.
Права и обязанности страховых медицинских организаций определяются в соответствии с договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (статья 19 Закона N 326-ФЗ).
Полномочия по контролю за использованием страховыми организациями средств обязательного медицинского страхования, соблюдением условий договора финансового обеспечения страховой организацией и выполнением ею своих обязанностей возложены на территориальные органы Фонда медицинского страхования (подпункт 12 пункта 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (пункт 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
При подаче заявления о выдаче дубликата полиса или переоформлении полиса в случаях ветхости и непригодности полиса для дальнейшего использования (утрата частей документа, разрывы, частичное или полное выцветание текста, механическое повреждение пластиковой карты с электронным носителем и другие) или утери полиса также страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу временное свидетельство, подтверждающее факт страхования, и действующее до выдачи полиса ОМС.
Пунктом 1 части 2 статьи 16 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность застрахованного лица предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Таким образом, наличие полиса обязательного медицинского страхования (временного свидетельства) позволяет гражданам беспрепятственно реализовать право, провозглашенное в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Правил ОМС временное свидетельство действительно до момента получения полиса, но не более тридцати рабочих дней с даты его выдачи.
В соответствии с пунктом 38 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н, страховая медицинская организация не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обращения застрахованного лица с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации передает информацию о застрахованном лице, подавшем заявление, в территориальный фонд, и в течение двух рабочих дней осуществляет проверку на наличие у застрахованного лица действующего полиса в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы нарушением договорных обязательств, со стороны ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в форме не оплаты суммы штрафных санкций за выдачу временных свидетельств не в день подачи заявления о выборе (замене) СМО/о выдаче дубликата полиса или переоформления полиса, застрахованным лицам (л.д. 57-58, т. 1).
Как следует из материалов дела, в подтверждение выдачи временных свидетельств не в день подачи заявления о выборе (замене) СМО/о выдаче дубликата полиса или переоформления полиса, застрахованным лицам истцом приведены случаи нарушения договорных обязательств в отношении Тимофеева А.И., 08.12.1987 г.р., временное свидетельство N 170593575, дата подачи заявления застрахованным лицом - 14.03.2018, дата выдачи временного свидетельства, согласно журналу выдачи временных свидетельств и полисов ОМС - 15.03.2018 (л.д. 143 т.1, л.д. 103 т. 2); Устелемова Д.А., 20.04.2002 г.р., временное свидетельство N 169191005, дата подачи заявления застрахованным лицом - 19.03.2018, дата выдачи временного свидетельства, согласно журналу выдачи временных свидетельств и полисов ОМС - 17.03.2018 (л.д. 141 т.1, л.д. 108 т. 2); Балдиной У.А., 09.12.1974 г.р., временное свидетельство N170593160, дата подачи заявления застрахованным лицом - 12.02.2018, дата выдачи временного свидетельства, согласно журналу выдачи временных свидетельств и полисов ОМС - 02.02.2018 (л.д. 144 т.1, л.д. 112 т.2); Журавовой С.А., 21.03.1973 г.р., временное свидетельство N169203776, дата подачи заявления застрахованным лицом - 15.03.2018, при этом дата выдачи временного свидетельства, согласно журналу выдачи временных свидетельств и полисов ОМС - 15.04.2018 (л.д. 145 т.1, л.д. 116 т. 2).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Между тем, при рассмотрении доводов апелляционной жалобы принимается во внимание нижеследующее.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 326-ФЗ следует, что для получения полиса ОМС застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном Правилами ОМС, действующими в период совершения нарушений, заявление о выборе страховой медицинской организации, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 16 Закона, в страховую медицинскую организацию или при ее отсутствии в территориальный фонд.
Исходя из пункта 2 части 2 статьи 16 Закона N 326-ФЗ, а также пунктов 6 и 12 Правил ОМС для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо обращается в выбранную им страховую медицинскую организацию с соответствующим заявлением лично или через своего представителя и, в соответствии с пунктом 34 Правил ОМС, в день подачи такого заявления, страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу полис либо временное свидетельство.
В соответствии с пунктом 34 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н, страховая медицинская организация не позднее одного рабочего дня, следующего в день подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу полис либо временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и удостоверяющее право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая (далее - временное свидетельство).
В силу пункта 44 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", в день подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации страховая медицинская организация (иная организация), в которую было подано заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации, выдает застрахованному лицу оформленные страховой медицинской организацией (иной организацией) полис либо временное свидетельство. Временное свидетельство выдается в форме бумажного бланка или электронного документа (далее - временное свидетельство в электронной форме). Временное свидетельство оформляется в электронной форме при подаче заявления через официальный сайт территориального фонда либо посредством личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
С учетом вышеуказанных обстоятельств и нормативных положений, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях ответчика присутствует нарушение положений законодательства, установленных разделом IV Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", в силу чего, заявленные требования о взыскании штрафных санкций подлежат удовлетворению.
Между тем, апелляционная коллегия полагает указанные выводы обжалуемого судебного акта ошибочными в силу нижеследующего.
В соответствии с пунктами 66 и 67 Правил ОМС территориальный фонд организует изготовление бланков временных свидетельств с учетом заявок страховых медицинских организаций, поданных в территориальный фонд, с обоснованием количества бланков. Бланки временных свидетельств учитываются как бланки строгой отчетности.
ТФОМС Челябинской области изготавливает бланки временных свидетельств в соответствии с письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25.03.2011 г. N 1659/91-2 "О порядке организации изготовления бланков временных свидетельств".
В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 раздела II Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов, утвержденного Приказом ФСФР России от 06.03.2013 N 13-16/пз-н (далее по тексту - Приказ ФСФР) (действовал в период совершений нарушений), журнал учета страховых полисов и иных бланков строгой отчетности является документом, сохранность которого обязаны обеспечить страховщики.
Во исполнение данного нормативного положения, Приказом Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования от 08.11.2011 N 1095 "Об утверждении Порядка учета бланков временных свидетельств в СМО" утверждены журналы регистрации временных свидетельств и полисов ОМС, в качестве документов, обеспечивающих учет бланков строгой отчётности, которые ведутся СМО (ООО "АльфаСтрахование-ОМС") в соответствии с Приказом ФСФР России от 06.03.2013 N13-16/пз-н, Указом ЦБ РФ от 12.09.2018 N4902-У.
Согласно пункту 4 указанного Приказа от 08.11.2011 N 1095 ТФОМС Челябинской области СМО ведет учет выданных временных свидетельств в журнале регистрации выдачи временных свидетельств и полисов ОМС застрахованным лицам, с указанием информации о выдаче временного свидетельства. Листы журнала выдачи временных свидетельств должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписью ответственного лица СМО.
Образец журнала регистрации выдачи временных свидетельств и полисов ОМС утвержден Приложением N 3 к Порядку учета бланков временных свидетельств в СМО, действующих в сфере ОМС на территории Челябинской области. Указанный образец, в том числе содержит графы "Дата подачи заявления" и "Дата выдачи ВС", а также "Подпись застрахованного лица (Подпись и ФИО его представителя) в получении ВС".
В связи с указанным, учет бланков выданных временных свидетельств ведется СМО по образцу журнала регистрации выдачи временных свидетельств и полисов ОМС, который также ведется и заполняется Челябинским филиалом ООО "АльфаСтрахование-ОМС".
На основании пунктов 10 - 11 Приказа Федерального фонда ОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС" (далее по тексту - Приказ N 73) при проведении проверки страховой медицинской организации руководитель и члены комиссии территориального фонда имеют право запрашивать и получать от должностных лиц СМО необходимые для проведения проверки документы, получать копии документов. Руководитель и члены комиссии обязаны объективно отражать в документах выявленные проверкой факты нарушений и недостатков. При этом, в соответствии с пунктом 14 Приказа N 73, руководитель СМО обязан предоставить руководителю и (или) членам комиссии возможность ознакомиться с документами, связанными с вопросами проверки.
В силу пункта 23 Приказа N 73, к акту проверки при выявлении нарушений и недостатков прилагаются, в том числе, копии документов, подтверждающих факты нарушений и недостатков. Все приложения, составленные в ходе проверки должны быть подписаны руководителем или членом комиссии и руководителем проверяемой СМО.
Копии документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения заверяются подписью руководителя СМО или главного бухгалтера СМО и печатью СМО.
По результатам проведенной проверки ТФОМС Челябинской области составлен акт плановой тематической проверки ООО "Альфа-Страхование" по вопросам организации обязательного медицинского страхования от 30.05.2019, в котором зафиксированы нарушения Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" при осуществлении деятельности в сфере ОМС (л.д. 28-73, т.2). Документы, подтверждающие выявленные нарушения, предоставленные СМО руководителю комиссии во время проведения проверки приложены у указанному акту и заверены подписью руководителя СМО и печатью СМО.
Между тем, апелляционная коллегия полагает доводы апеллянта о том, что дата выдачи временного свидетельства, указанная в заявлении застрахованного лица, и заверенная его подписью является подтверждением фактической даты выдачи временного свидетельства, обоснованными.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает содействие в реализации лицами, участвующими в деле, их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
В силу закрепленного в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации принципа состязательности задача лиц, участвующих в деле, собрать и представить в суд доказательства, подтверждающие их правовые позиции, арбитражный суд не является самостоятельным субъектом собирания доказательств.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно временным свидетельствам, выданным застрахованным лицам Тимофееву А.И. (дата выдачи временного свидетельства 14.03.2018), Балдиной У.А. (дата выдачи временного свидетельства 12.02.2018); Журавовой С.А. (дата выдачи временного свидетельства 15.03.2018), (т.3, л.д. 102-104), дата подачи заявления застрахованных лиц аналогична дате выдаче временных свидетельств, и подтверждается подписью указанных лиц.
Таким образом, информация о дате выдачи временного свидетельства, отраженная в журнале регистрации выдачи временных свидетельств и полисов ОМС застрахованным лицам, не отражает фактическую дату выдачи временных свидетельств, выбытия бланков строгой отчетности.
Кроме того, согласно пункту 48 Правил обязательного медицинского страхования, временное свидетельство действительно до момента получения полиса, но не более сорока пяти рабочих дней с даты его выдачи.
Исходя из обозначенной даты действия временных свидетельств, выданных застрахованным лицам Тимофееву А.И. (срок действия временного свидетельства до 24.04.2018), Балдиной У.А. (срок действия временного свидетельства до 28.03.2018); Журавовой С.А. (срок действия временного свидетельства до 25.04.2018), (т.3, л.д. 102-104), дата выдачи указанных свидетельств, с учетом положения пункта 48 Правил обязательного медицинского страхования, совпадает с датой, указанной в заявлении о выборе/замене СМО и является фактической датой выдачи временных свидетельств застрахованным лицам. В силу того, что указанные обстоятельства подтверждены в отношении трех из четырёх застрахованных: Тимофеева А.И., Балдиной У.А., Журавовой С.А., отсутствие в материалах дела временного свидетельства в отношении Устелемова Д.А. не является основанием для выводов об обратном.
Как пояснено представителем ответчика в судебном заседании апелляционного суда от 19.10.2020, разночтение даты выдачи временных свидетельств застрахованным лицам вызвано техническими ошибками (описками), ввиду чего, не может быть положено в основу взыскания с ответчика штрафных санкций.
При этом судом апелляционной инстанции учтено, что сведения о дате выдачи временных свидетельств внесены ответчиком в Журнал регистрации выдачи временных свидетельств и полисов ОМС застрахованным лицам на основании первичных документов, в заявлениях о выдаче дубликата полиса (переоформления полиса) с которыми застрахованные лица обратились в страховую организацию содержится отметка о дате выдачи временных свидетельств и имеется подпись лица, получившего данное свидетельство, так Тимофеевым А.И. временное свидетельство N 170 593575 получено 14.03.2018 (дата обращения 14.03.2018, т.1 л.д.143), Балдиной У.А. временное свидетельство N 170 593160 получено 12.02.2018 (дата обращения 12.02.2018, т.1 л.д.144), Дурушевой М.И., действующей по доверенности от Устелемова Д.А., временное свидетельство N 169 191005 получено 19.03.2018 (дата обращения 19.03.2018, т.1 л.д.141), Журавовой С.А. временное свидетельство N 169 203776 получено 15.03.2018 (дата обращения 15.03.2018, т.1 л.д.146).
Сопоставляя сведения об обращении застрахованных лиц с заявлениями о выдаче временных свидетельств и даты получения таких свидетельств, отраженные в Журналах регистрации выдачи временных свидетельств и полисов ОМС застрахованным лицам (далее - Журнал), и данных содержащиеся в вышеуказанных заявлениях о выдаче дубликата полиса (переоформления полиса), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об описках в отношении даты обращения с заявлением и даты выдачи временного свидетельства ввиду следующего:
- заявление на выдачу дубликата полиса (переоформления полиса) подано от имени Устелемова Д.А. 19.03.2018, временное свидетельство получено представителем в тот же день - 19.03.2018 (согласно отметке в заявлении), однако в Журнале указано, что Устелемов Д.А. обратился с заявлением 19.03.2018, тогда как дата выдачи временного свидетельства - 18.03.2018, то есть ранее даты подачи заявления (т. 2 л.д.106 - 108);
- заявление на выдачу дубликата полиса (переоформления полиса) подано Балдиной У.А. 12.02.2018, временное свидетельство получено в тот же день - 12.02.2018 (согласно отметке в заявлении), однако в Журнале указано, что Балдина У.А. обратилась с заявлением 12.02.2018, тогда как дата выдачи временного свидетельства - 02.02.2018, то есть ранее даты подачи заявления (т. 2 л.д.109 - 112);
- заявление на выдачу дубликата полиса (переоформления полиса) подано Журавовой С.А. 15.03.2018, временное свидетельство получено в тот же день - 15.03.2018 (согласно отметке в заявлении), однако в Журнале указано, что Журавова С.А. обратилась с заявлением 15.04.2018, дата выдачи временного свидетельства - 15.04.2018, то есть имеются противоречия не только в отношении даты получения временного свидетельства, но и даты подачи заявления (т. 2 л.д.113 - 116);
- заявление на выдачу дубликата полиса (переоформления полиса) подано Тимофеевым А.И. 14.03.2018, временное свидетельство получено в тот же день - 14.03.2018 (согласно отметке в заявлении), однако в Журнале указано, что Тимофеев А.И. обратился с заявлением 14.03.2018, дата выдачи временного свидетельства - 15.03.2018 (т. 2 л.д.101 - 103).
При таких обстоятельствах оценивая, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, а именно: заявления на выдачу дубликата полиса (переоформления полиса), Журналы, копии временных свидетельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении ответчиком порядка учета временных свидетельств ввиду допущенных технических ошибок (описок) в датах подачи заявлений и датах выдачи временных свидетельств, тогда как фактически временные свидетельства были выданы застрахованным лицам в установленный законом срок, в день их обращения с таким заявлением.
Таким образом, материалами дела не подтверждено, что застрахованные лица Тимофеев А.И., Устелемов Д.А., Балдина У.А., Журавова С.А. получили временные свидетельства не вдень подачи заявления, а с нарушением установленного порядка выдачи полисов ОМС и временных свидетельств застрахованному лицу, ввиду чего, действий, образующих нарушения, ответственность за которые предусмотрена договором, заключенным между СМО и ТФОМС Челябинской области, со стороны ответчика не усматривается.
Доказательств обратного в материалы дела ответчиком мне представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что по общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если ответчик в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а истец с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на ответчика дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд полагает изложенные апеллянтом в жалобе и заявленные устно в судебном заседании 19.10.2020 доводы обоснованными и приходит к выводу, что требования истца о взыскании штрафных санкций в сумме 12 000 руб. не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание требования приведенных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене с отказом в удовлетворении исковых требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области о взыскании штрафных санкций в сумме 12 000 руб.
Судебные расходы по государственной пошлине распределяются на стороны по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Государственная пошлина по иску относится на истца, который освобожден от ее уплаты.
С учетом удовлетворения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС", судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. подлежат возмещению истцом ответчику (статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2020 по делу N А76-5252/2020 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" - удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований отказать
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Тарасова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5252/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ - ОМС"