г. Москва |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А40-24583/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Е.В. Пронниковой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-24583/20
по заявлению ООО "СТРИМ МЕДИА"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Сидоренков Д.А. по дов. от 04.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТРИМ МЕДИА" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее также - ответчик, таможенный орган) о признании незаконным решения Московского областного таможенного поста (ЦЭД) Московской областной таможни от 27.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/230619/0217232, решения Московской областной таможни N 03-37/148 от 31.12.2019.
Решением суда от 22.06.2020, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решений таможенного органа.
Представитель заявителя своего представителя для участия в судебном заседании не направил, извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что в соответствии с условиями внешнеторгового контракта от 25.10.2018 N 18-16/СММ (далее - контракт), заключенного между заявителем и фирмой SIA Danta (Латвия) на территорию РФ по ДТ N 10013160/230619/0217232 был ввезен товар, перечень которых определяется контрактом, в количестве, ассортименте и по ценам согласно спецификаций, которые являются приложениями к настоящему контракту.
В ходе помещения указанного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления одновременно с подачей ДТ N 10013160/230619/0217232 таможенному органу были представлены все необходимые документы и сведения о товаре, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, законодательством и нормативными правовыми актами РФ в области таможенного дела. Таможенная стоимость товара была определена и заявлена по первому методу определения таможенной стоимости товаров (по цене сделки).
27.09.2019 Московским областным таможенным постом Московской областной таможни вынесено решение о корректировке таможенной стоимости товара по ДТ N 10013160/230619/0217232, в соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС.
Решением Московской областной таможни от 31.12.2019 N 03-37/148 решение Московского областного таможенного поста (Центр электронного декларирования) Московской областной таможни от 27.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленных в декларациях на товары N 10013160/230619/0217232 признаны правомерным, жалоба ООО "СТРИМ МЕДИА" оставлена без удовлетворения.
Полагая, что вышеуказанные решения являются незаконными, и необоснованными, вынесенными с нарушением требований таможенного законодательства ЕАЭС, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне рассмотрел спор, правильно применил нормы материального права, верно оценил представленные сторонами доказательства и сделал обоснованный вывод о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворяя заявленных требований.
Поддерживая указанный вывод, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
25.10.2018 между ООО "СТРИМ МЕДИА" и отправителем (продавцом) товара SIA "DANTAL" был заключен контракт N 18-16/СММ (далее - Контракт), согласно которому стороны договорились о поставке товара на условиях согласования наименования, количества, стоимости, сроков поставки и оплаты каждой партии товара в Инвойсах, составленных продавцом (приложение N 9).
После предварительного согласования, путем ведения переписки по электронной почте между ООО "СТРИМ МЕДИА" и SIA "DANTAL", модели, стоимости товара за штуку, количества (Приложение N 10) ООО "СТРИМ МЕДИА" в адрес SIA "DANTAL" были сформированы и направлены Заказ на покупку (Purchase order) N 231 от 24.04.2019 г., N235 от 23.05.2019 г., N 236 от 24.05.2019 г., N237 от 29.05.2019, N241 от 04.06.2019 г. товара (N1-4 по N10013160/230619/0217232), в том числе товара "Коммутаторы для цифровых проводных систем..., модели "MACH104-20TX-FR", торговая марка "HIRSCHMANN" в количестве 11 шт., стоимостью 782,60 Евро за штуку (Приложения N11, 12, 13, 14, 15).
Далее, 13.06.2019 SIA "DANTAL", согласно п. 1.1 Контракта N 18-16/СММ от 25.10.2018 г. был выставлен Счет (INVOICE) N 74266458 на оплату товара (N 1-4 по ДТ N 10013160/230619/0217232) на общую сумму 14 594 (четырнадцать тысяч пятьсот девяносто четыре) тысячи Евро 80 Евроцентов (приложение N 16) и обеими сторонами сделки подписана Спецификация N 74266458 от 13.06.2019 г. к вышеуказанному Инвойсу (Приложение N 17). Согласно п.6.2 Контракта N 18-16/СММ от 25.10.2018 г. Срок оплаты товара составляет 160 (сто шестьдесят) календарных дней с даты инвойса на этот товар.
Фактически, оплата товара в размере 14 594, 80 Евро была произведена ООО "СТРИМ МЕДИА" 24.07.2019, что подтверждается Банковским ордером N 512817 о зачислении валюты по операции покупки валюты (Приложение N 18), платежным поручением N 28 о переводе валюты отправителю (Приложение N 19), справкой о валютных операция ФПАО "Сбербанк России" за 24.07.2019 (приложение N 20), заверенной копией SWIFT N 103N от 24.07.2019 г. (Приложение N 21).
Согласно Дополнительному соглашению N 1 от 05.12.2018 г. к Контракту N 18-16/СММ от 25.10.2019, товар по Контракту поставляется продавцом грузовым автотранспортом на условиях СТР ("Инкотермс 2010") (Приложение N 22).
Согласно условиям поставки, СРТ "Инкотермс 2010" (расшифровка "Carriage Paid To" переводится как "Фрахт/перевозка оплачены до" указанное название места назначения) означает, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до указанного места назначения. Согласно, Счета (INVOICE) N 74266458 от 13.06.2019 г. местом доставки товара является г. Краснознаменск, Московская область (ООО СВХ "OCT-ТЕРМИНАЛ, ул. Берёзовая аллея, дом.5).
Таким образом, согласно условиям Контракта N 18-16/СММ от 25.10.2018 и Дополнительного соглашения N 1 от 05.12.2018 г. к вышеуказанному Контракту цена товара устанавливается в Евро на каждую партию товара и включает в себя стоимость упаковки, маркировки, а также стоимость доставки партии товара до получателя (ООО "СТРИМ МЕДИА") находящегося на территории Российской Федерации.
При этом, покупатель (ООО "СТРИМ МЕДИА") берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара продавцом перевозчику для осуществления доставки партии товара до места назначения. Согласно пояснениям, предоставленным ООО "СТРИМ МЕДИА" по Запросу таможни, страхование данной товарной партии, не осуществлялось.
Далее, 21.06.2019 в целях исполнения п. 4.2 Контракта N 18-16/СММ от 25.10.2019 SIA "DANTAL" была подана и оформлена Экспортная декларация N 19LV00021020921728 (далее - Экспортная декларация) (Приложение N 23) на товар "Устройства для захвата, конвертации и передачи или регистрации голоса, изображений или иных данных, включая коммутационное и маршрутизирующее оборудование. Соединители", общим весом брутто 151 (сто пятьдесят один) килограмм 600 грамм, статистической стоимостью 14514 (четырнадцать тысяч пятьсот четырнадцать) Евро 80 Евроцентов общей итоговой стоимостью 14594 (четырнадцать тысяч пятьсот девяносто четыре) Евро 80 Евроцентов. Согласно Экспортной декларации товар перемещался в грузовом отсеке транспортного средства N Т055ММ97/ЕЕ299050 по Инвойсу N 74266458 от 13.06.2019 г.). Таможенный орган регистрации и выпуска Экспортной декларации - пост таможенного контроля LV000210 Рижского свободного порта.
В целях исполнения запроса Московского областного таможенного поста (ЦЭД) документов и сведений, ООО "СТРИМ МЕДИА" обратилось к SIA "DANTAL" с просьбой о предоставлении Экспортной декларации N 19LV00021020921728 с отметками Латвийского таможенного органа.
03.10.2019 от SIA "DANTAL" было получено Уведомление об экспорте (Export notification) N IE599 к экспортной декларации N 19LV00021020921728 с печатью таможенного органа Латвийской Республики (Приложение N 24). При этом по информации полученной от сотрудников Латвийской таможни технологический процесс оформления деклараций из внутренней зоны (таможенного склад) в г. Рига не предусматривает размещение экспортной декларации в единой базе таможенных деклараций Евросоюза.
23.06.2019 согласно штампу Московской областной таможни на CMR N LV-186 от 21.06.2019 (Приложение N 25) товар, перемещаемый в грузовом отсеке транспортного средства N Т055ММ97/ЕЕ299050 (Инвойс N 74266458 от 13.06.2019 г.) поступил.
В свою очередь, SIA "DANTAL" приобретает телекоммуникационное оборудование (в том числе "Коммутаторы для цифровых проводных систем..., модели "MACH104-20TX-FR" у компании-производителя "HIRSCHMANN AUTOMATION AND CONTROL GMBH" в соответствии с заключенным Контрактом на закупку N 102 от 01.08.2015 г. (Приложение N 26).
Компания Hirschmann Electronic (Германия) - один из ведущих в мире производителей устройств передачи данных для промышленных и офисных сетей, один из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного оборудования, производитель интеллектуальных антенн и другого оборудования для автомобилей (БМВ, Фольксваген, Мерседес, Ауди, Опель).
Основные направления производственной деятельности Hirschmann: "Automation and Network Solutions" - производство активного оборудования для корпоративных, промышленных сетей передачи данных, активного и пассивного оборудования для АСУ ТП (стандартов Industrial Ethernet и Profibus) - HirschmannANS.
"Car Communication Systems" - производство автомобильных антенн (главный поставщик на немецком и европейском рынках, производит все виды антенн для концернов Mersedes, BMW и Opel) - Hirschmann CCS.
"Multimedia Electronics" - производство приемо-передающего оборудования для телевизионных кабельных сетей Hirschmann ME.
"Electronic Control Systems" - электронные системы управления и контроля (информация получена с сайта www.vluxnet.ru).
01.02.2019 г. компанией-производителем "HIRSCHMANN AUTOMATION AND CONTROL GMBH" был утвержден Прайс-лист N б/н на телекоммуникационное оборудование, в том числе на "Коммутаторы для цифровых проводных систем..., модели "MACH104-20TX-FR". Согласно, Прайс-листа производителя N б/н от 01.02.2019 г. цена за единицу товара модели "MACH104-20TX-FR" составляла 1346 (одна тысяча триста сорок шесть) Евро (Приложение N 27, пункт 11 Приложения).
При этом, согласно п. 2.5 Контракта на закупку N 102 от 01.08.2015 г., продавец-производитель оставляет за собой право изменять согласованные цены в любое время в соответствии со своими концепциями.
Как пояснил отправитель товара SIA "DANTAL" согласно условиям Контракта на закупку N 102 от 01.08.2015, заключенного между SIA "DANTAL" и "Hirscmann Automation and Control GmbH", производитель, основываясь на гибкой системе ценообразования, оставляет за собой право на свое усмотрение изменять цены на весь ассортимент товара, предложенный Покупателю в Прайс-листе. В том числе, Производитель вправе предоставлять скидки или более выгодные условия приобретения товара. Учитывая, индивидуальный подход производителя к каждому покупателю, при поставке продукции в адрес SIA "DANTAL" на отдельные товары предоставляет скидки в размере 50% от первоначально заявленной стоимости, что в последующем позволяет SIA "DANTAL" реализовывать товар на более выгодных условиях.
Так, SIA "DANTAL", приобретая в течение 2019 года у "Hirscmann Automation and Control GmbH" коммутационные устройства компьютерных сетей модели "MACH104-20TX-FR" со скидкой в 50% от первоначальной стоимости в 1346 (одна тысяча триста сорок шесть) Евро за 1 штуку, заявленной в Прайс-листе от 01.02.2019 г., имеет возможность последующей реализации данного товара ООО "Стрим Медиа" по ценам 2018 г., т.е. за 782 (семьсот восемьдесят два) Евро 60 Евроцентов за 1 штуку (Приложение N 28), что соответствует сведениям о стоимости товара, указанным в ДТ.
Сведения о стоимости товара модели "MACH104-20TX-FR" приобретенного SIA "DANTAL" у производителя были сформированы в Инвойсе "Hirscmann Automation and Control GmbH" N 32408000 от 22.02.2019 (Приложение N 29) и Инвойсе N 32408369 от 23.05.2019 (Приложение N 30). Так, согласно Инвойса N 32408000 от 22.02.2019 г. стоимость товара модели "MACH104-20TX-FR" за 1 штуку, указана с учетом 50% скидки от первоначальной стоимости, указанной в Прайс-листе N б/н от 01.02.2019 и составила 673 (шестьсот семьдесят три) Евро.
По запросу ООО "СТРИМ МЕДИА" аналогичную информацию об условиях поставки продукции и ценообразовании на реализуемую продукцию предоставила компания-производитель "Hirscmann Automation and Control GmbH" (Приложение N 31). Из письма компании-производителя "Hirscmann Automation and Control GmbH" следует, что с 2015 года компанией "Hirscmann Automation and Control GmbH", являющейся производителем телекоммуникационного оборудования торговой марки "Hirscmann", осуществляется поставка данного оборудования в адрес SIA "DANTAL".
Между компаниями "Hirscmann Automation and Control GmbH" и SIA "DANTAL" сложились доверительные и взаимовыгодные отношения, в которых "Hirscmann Automation and Control GmbH", как продавец, может предложить SIA "DANTAL" выгодное коммерческое предложение на конкретный товар, в том числе предоставить скидки и бонусы.
"Hirscmann Automation and Control GmbH" придерживается политики индивидуального подхода для каждого клиента в ценообразовании реализуемой продукции, исключая ограничения свободы гражданско-правовых отношений договором оферты.
Цена за единицу товара, представленная в Прайс-листах "Hirscmann Automation and Control GmbH" носит информационный характер для покупателя, основываясь на которую, путем переговоров, стоимость товара может быть значительно снижена и, при этом, оставаться взаимовыгодной для обеих сторон.
Также, согласно Контракту на закупку N 102 от 01.08.2015 г., заключенному между SIA "DANTAL" и "Hirscmann Automation and Control GmbH", товары должны быть приобретены Покупателем (SIA "DANTAL") для дальнейшей (организации сбыта товара) в логистических цепочках, где ООО "В-ЛЮКС" (ИНН 7705341796) будет выступать конечным получателем товара, а любое другое использование товаров допускается только в случае предварительного согласования с Продавцом-Производителем в письменной форме (п. 7.1 Контракта).
ООО "В-ЛЮКС" является крупнейшим системным интегратором в области цифрового телевидения полного цикла (более 20 лет на рынке): "В-ЛЮКС" является единственным системным интегратором в России, имеющим опыт работы по всем технологиям доставки сигнала цифрового ТВ: спутниковое вещание DVB-S, кабельное ТВ DVB-C, эфирное DVB-T, вещание на мобильные устройства DVB-H. Одним из первых в отрасли "В-ЛЮКС" построил коммерческую платформу цифрового телевидения через сеть IP (IPTV) для государственного оператора связи (информация получена с сайта www.vluxnet.ru).
Соответственно, согласно Контракту на закупку N 102 от 01.08.2015 г., "Hirscmann Automation and Control GmbH" продает товар SIA "DANTAL".
SIA "DANTAL" в рамках Контракта N 18-16/СММ от 25.10.2019 реализует товар ООО "СТРИМ МЕДИА", которое в рамках Договора поставки N 18-14/СММ от 01.10.2018 г. поставляет товар конечному получателю ООО "В-ЛЮКС" (Приложение N 32).
Учитывая вышеизложенное, договорными отношениями между производителем товара, посредниками и конечным получателем товара не предусмотрены лицензионные и иные подобные платежи, которые покупатель произвел или должен был бы произвести в качестве условия продажи товара производителем.
В связи с вышеизложенным, расходы, указанные в ст. 40 ТК ЕАЭС, не включаются в таможенную стоимость товара заявленного ООО "СТРИМ МЕДИА" по ДТ N 10013160/230619/0217232.
Также, во исполнение запроса Московского областного таможенного поста б/н от 23.06.2019 г. ООО "СТРИМ МЕДИА" были предоставлены коммерческие документы, подтверждающие реализацию идентичного товара задекларированного ранее в рамках вышеперечисленных контрактов на поставку товара (Приложение N 33), а также документы подтверждающие принятие на баланс ООО "СТРИМ МЕДИА" товара, задекларированного по ДТ N 10013160/230619/0217232 (Приложение N 34, 35).
Таким образом, в рамках ответа на запрос Московского областного таможенного поста б/н от 23.06.2019 г. ООО "СТРИМ МЕДИА" предоставило в таможенный орган полный комплект коммерческих, бухгалтерских и товаросопроводительных документов подтверждающих таможенную стоимость товаров по ДТ N 10013160/230619/0217232. Представленные документы не содержали неточностей, противоречий и расхождений сведений с документами, ранее представленными в формализованном виде при подаче ДТ N 10013160/230619/0217232 в электронном виде.
Однако, 27.09.2019 Московским областным таможенным постом (ЦЭД) по товару N 3 "Коммутаторы для цифровых проводных систем связи, предназначены для соединения нескольких узлов компьютерной сети в пределах одного или нескольких сегментов сети в индивидуальных упаковках" (производитель "HIRSCHMANN AUTOMATION AND CONTROL GMBH", артикул "МАСН104-20TX-FR" заявленному в ДТ N10013160/230619/0217232 было принято Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в связи с тем, что "документы предоставленные декларантом при декларировании, не содержат достаточного и бесспорного обоснования таможенной стоимости заявленных товаров, сведения о таможенной стоимости не являются количественно определенными и документально подтвержденными".
В обосновании принятия решения таможенным органом указано в качестве документа, подтверждающего цену ввезенного товара декларанту, требовалось представить Прайс-лист производителя/продавца ввозимых товаров, являющийся свободной офертой и действующий в момент подписания спецификации на поставку декларируемой партии товара. Прайс-лист Продавца N б/н от 01.06.2018 представлен, однако анализ данного документа, показал, что вышеуказанный прайс-лист не может быть рассмотрен в качестве источника независимой ценовой информации, подтверждающей сведения о заявленной таможенной стоимости, поскольку он не отвечает определенным требованиям, так как: цены сформированы на условиях СРТ Краснознаменск, кроме того предоставленный прайс-лист выставлен в адрес конкретного получателя ООО "СТРИМ-МЕДИА", он содержит сведения только о цене товаров, ввозимых по анализируемой поставке, из чего можно сделать вывод, что данный документ не является публичной офертой, требование к которой определено статьей 494 части II ГК РФ и по своей сути является частью договоренности между продавцом и конкретным получателем".
Однако под прайс-листом понимается документ, содержащий сведения о цене предложения реализуемых товаров, оказываемых услуг, производимых работ на определенную дату или определенный период. Указанная в нем информация по выбору лица, реализующего товар, может быть и публичной, и адресованной к конкретному контрагенту с учетом фактически сложившихся правоотношений последнего с продавцом товара.
В свою очередь, покупателю товара предоставлена вся информация об ассортименте товара, предлагаемого продавцом к реализации, потребность в приобретении которой имелась у покупателя. Требование таможенного органа сообщить условия реализации продавцом аналогичного/идентичного товара другим покупателям является незаконным и необоснованным, так как действующее законодательство не наделяет коммерческие организации правами, и, тем более, не возлагает на них обязанности требовать от иных коммерческих организаций отчетности об их финансовых взаимоотношениях с их контрагентами, а также получать документы и сведения, относящиеся к коммерческой тайне указанных организаций.
Также, сведения о стоимости товара за 1 штуку, указанные в прайс-листе Продавца (SIA "DANTAL") на 2018-2019 год (Приложение N 36) сопоставимы со сведениями, заявленными в ДТ N 10013160/230619/0217232.
Из решения следует, что обществом предоставлен прайс-лист Производителя товара N б/н от 01.02.2019 г., из которого вытекают отклонения заявленных величин таможенной стоимости рассматриваемого товара от предполагаемых производителем на 60% в меньшую сторону.
Однако из представленных ООО "СТРИМ МЕДИА" договоров и контрактов на поставку данной продукции следует, что "Hirscmann Automation and Control GmbH" реализует свою продукцию по логистической цепочке через посредников (SIA "DANTAL" и ООО "СТРИМ МЕДИА") дистрибьютеру на территории Российской Федерации - ООО "В-ЛЮКС" и оставляет за собой право на свое усмотрение изменять цены на весь ассортимент товара, предложенный Покупателям в Прайс-листе. Прайслист производителя носит исключительно информативный характер. Решение о предоставлении скидок является исключительным правом продавца и не подлежит публичному оглашению (коммерческая тайна).
Таможенный орган утверждает, что обществом не предоставлена информация (пояснения) об условиях и обязательствах, влияющих на цену товара, прайс-лист реализации товара на внутреннем рынке РФ. Расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке РФ. Оферты, заказы, прайс-листы Продавцов (иных участников рынка) идентичных (однородных) товаров, а также товаров того же класса и вида реализуемые на внутреннем рынке РФ".
Вместе с тем, суд отмечает, что счета-фактуры, накладные, сведения о реализации идентичных (однородных) товаров (оферты, заказы, прайс-листы), а также товаров того же класса или вида на внутреннем рынке РФ не являются обязательными для предоставления, а, следовательно, они не могут быть надлежащими источниками для подтверждения или опровержения таможенной стоимости.
Из решения следует, что в результате проверки на интернет сайте http://ec. Europa, таможней было установлено, что экспортная декларация N 19LV00021020921728 4000356704219170100532 отсутствует в единой базе таможенных деклараций Евросоюза. Таким образом, информация, представленная в данном документе, не позволяет провести анализ достоверности сведений о заявленной таможенной стоимости товара".
Оформление Экспортной декларации на товар является обязанностью отправителя товара, в данном случае SIA "DANTAL". При этом согласно условий п. 3.1 Контракта N 18-16/СММ от 25.10.2018 г. отправитель SIA "DANTAL" предоставляет получателю ООО "СТРИМ МЕДИА" вместе с товаром оригинал CMR, Инвойса, упаковочный лист. Предоставление Экспортной декларации является правом, а не обязанностью отправителя. В данном случае для подтверждения при подаче ДТ N 10013160/230619/0217232 таможенной стоимости декларируемого товара ООО <> запросила и получила у SIA "DANTAL" ЭД N 19LV00021020921728, которая была в установленном порядке переведена на русский язык и предоставлена в Московский областной таможенный пост по исполнение Запроса о предоставлении документов и сведений N б/н от 23.06.2019 г. Учитывая информацию, изложенную в Решении о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 27.09.2019 г. в части отсутствия информации о ЭД N 19LV00021020921728 в единой базе таможенных деклараций Евросоюза ООО "СТРИМ МЕДИА" от SIA "DANTAL" было получено Уведомление об экспорте (Export notification) N IE599 к экспортной декларации N 19LV00021020921728 с печатью таможенного органа Латвийской Республики. При этом по информации полученной от сотрудников Латвийской таможни технологический процесс оформления деклараций из внутренней зоны (таможенного склад) в г. Рига не предусматривает размещение экспортной декларации в единой базе таможенных деклараций Евросоюза.
Однако таможенный орган, в нарушение п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС в целях устранения сомнений в достоверности представленной ООО "СТРИМ МЕДИА" информации ЭД N 19LV00021020921728 не запросил у ООО "СТРИМ МЕДИА" дополнительные документы, сведения, пояснения до принятия Решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, а соответственно нарушил права декларанта на подтверждение заявленной стоимости о декларируемом товаре.
Аналогичные нарушения допущены также Московской областной таможней при вынесении решения N 03-37/148 от 31.12.2019 по результатам рассмотрения жалобы заявителя.
Жалоба ООО "СТРИМ МЕДИА" рассматривалась Московской областной таможней два месяца, при этом первоначальный месячный срок рассмотрения был продлен до двух.
Однако Московской областной таможней в решении по жалобе были сделаны немотивированные выводы о законности принятого Решения Московским областным таможенным постом (ЦЭД). Доводы, изложенные в жалобе ООО "СТРИМ МЕДИА", Московской областной таможней не оценены, не подтверждены и не опровергнуты. Жалоба рассмотрена формально, без проведения соответствующего анализа действий Московского областного таможенного поста (ЦЭД) и доводов, а также подтверждающих их документов и сведений, представленных ООО "СТРИМ МЕДИА".
В качестве основания продления срока рассмотрения жалобы ООО "СТРИМ МЕДИА" Московской областной таможней было указано на необходимость всестороннего и полного исследования обстоятельств, указанных в жалобе, однако, никаких запросов от Московской областной таможни о необходимости предоставления дополнительных пояснений, документов и сведений, имеющих значение для рассмотрения жалобы и принятия законного и обоснованного решения по ней, в адрес ООО "СТРИМ МЕДИА" не поступало.
Данный факт указывает на то, что декларантом были в полной мере исполнены обязанности по представлению документов и сведений (пояснений), необходимых для принятия решения об обоснованности выбора метода определения таможенной стоимости по первому методу (по цене сделки) как при направлении ответа на запрос Московского областного таможенного поста (ЦЭД), так и при направлении жалобы в Московскую областную таможню.
При этом изложенные Московской областной таможней в Решении N 03-37/148 от 31.12.2019 г. по жалобе на решение Московского областного таможенного поста (ЦЭД) выводы о неустранении сомнений таможенного органа в вопросах формирования стоимости основаны на формальном подходе к подготовке ответа на жалобу, указывают на недостаточность исследования изложенных в жалобе доводов декларанта и представленных им документов и сведений, основаны на произвольном трактовании закона, уклонении таможенного органа от исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 325 ТК ЕАЭС, при осуществлении контроля таможенной стоимости.
Таможенная стоимость товаров определяется в соответствии положениями главы 5 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктами 9, 10, 13, 14 статьи 38 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость товаров определяется декларантом. Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Положения настоящей главы не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль таможенной стоимости в порядке и формах, установленных разделом VI ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Порядок проверки документов и сведений при проведении таможенного контроля таможенной стоимости до выпуска товаров установлен статьями 324, 325 ТК ЕАЭС.В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС, при проведении контроля таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и(или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49), таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене и дополнительных начислениях к цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях по поставки и оплате товара.
На основании пункта 8 Постановления Пленума ВС РФ N 49, при оценке соблюдения декларантом требований о документальном подтверждении заявленной таможенной стоимости следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Постановления Пленума ВС РФ N 49, выявление отдельных недостатков в оформлении представленных /декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС (абзац 1 пункта 11 Постановления Пленум ВС РФ N 49).
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 ТК ЕАЭС права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах (абзац 2 пункта 11 Постановления Пленум ВС РФ N 49).
Как указано в Постановлении Пленума ВС РФ N 49 (абзац 3 и 4 пункта 11), в целях надлежащей реализации права декларанта на предоставление документов, сведений и пояснений таможенный орган в соответствии с п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС извещает его об основаниях, по которым предоставленные документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, в том числе с учетом иных собранных таможенным органом документов и полученных сведений (например, сведений, полученных от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (идентичных, однородных) товаров, контрагентов декларанта, иных государственных органов, таможенных органов иностранных государств, транспортных и страховых компаний и т.п.).
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС, декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
Получив такое извещение, декларант вправе представить возражения (пояснения) по выявленным таможенным органом признакам недостоверного декларирования таможенной стоимости, которые должны быть учтены таможенным органом при принятии окончательного решения.
Таким образом, выводы должностных лиц Московского областного таможенного поста (ЦЭД) о невозможности принятия таможенной стоимости товара "по стоимости сделки с ввозимыми товарами", противоречат представленным ООО "СТРИМ МЕДИА" документам сведениям и пояснениям, не основаны на Законе, не мотивированы.
Из текста вышеуказанного решения следует, что корректировка таможенной стоимости таможенным органом произведена по причине отклонения цены сделки, заявленной в ДТ от сведений о цене сделки с однородными/идентичными товарами, сведения о которых имеются в распоряжении таможни. Данный вывод таможенного органа не может быть признан обоснованным в силу того, что он должен рассматриваться в совокупности исследуемых документов и сведений.
Доводы о том, что представленные декларантом документы не в полной мере отражают условия, на которых продавцом был предоставлен товар покупателю по указанной в коммерческих документах цене, таможенным органом не мотивированы.
Следуя условиям рассматриваемой внешнеэкономической сделки, цена товарной партии сформирована в свободных экономических условиях продажи на основе коммерческого предложения импортера, исходя из сложившихся между сторонами сделки правоотношений, что подтверждено представленными в таможенный орган документами и объясняет выявленное таможенным органом отклонение цены сделки от уровня стоимости однородных товаров, реализуемых иным участникам внешнеэкономической сделки.
Контракт N 18-16/СММ от 25.10.2018 г. между ООО "СТРИМ МЕДИА" и SIA "DANTAL" заключен в письменной форме с учетом правил статей 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации и позволяет определить предмет и условия исполнения данного Контракта.
Представленные таможенному органу документы подтверждают согласование и исполнение сторонами внешнеэкономической сделки всех основных ее условий по поставке и последующей оплате товара, задекларированного ООО "СТРИМ МЕДИА" в ДТ N 10013160/230619/0217232.
Документы, представленные ООО "СТРИМ МЕДИА" для таможенного декларирования и таможенного контроля, в совокупности подтверждают факт совершения внешнеэкономической сделки купли-продажи.
Участникам внешнеэкономической деятельности представлена возможность, но не обязанность представления иных документов в дополнение к тем, которые прямо перечислены в вышеуказанном порядке, как обязательные.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 г. N 13643/04, исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой непротиворечащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ N 49, принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС, судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
В силу пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ N 49, система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости -цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом, согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В свою очередь, ранее в рамках одного и того же контракта, при таких же условиях поставки идентичных товаров ООО "СТРИМ МЕДИА" были поданы, а таможенным органом выпущены декларации на товары N 10013160/090619/0195051, N 10013160/070719/0240156, N10013106/060919/0349302 без осуществления корректировки таможенной стоимости.
Также, Себежским таможенным постом Псковской таможни по ДТ N 10209133/040319/0000503 таможенная стоимость товара N 1 "Коммутаторы для цифровых проводных систем связи, предназначены для соединения нескольких узлов компьютерной сети в пределах одного или нескольких сегментов сети в индивидуальных упаковках" (производитель "HIRSCHMANN AUTOMATION AND CONTROL GMBH", артикул "MACH104-20TX-FR", торговая марка "fflRSCHMANN" была принята по заявленной - 726 Евро за 1 штуку, что сопоставимо со стоимостью за единицу идентичного товара задекларированного по ДТN 10013160/230619/0217232 (товар N3).
При этом п. 6 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых ча таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 г. N 42, предусмотрено, что обстоятельства, перечисленные в п. 5 данного Положения, определяющие признаки недостоверности определенной таможенной стоимости, в том числе, пп. 6, пункта 5 - выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза, - не рассматриваются в качестве таких признаков недостоверности, если эти товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары, при одновременном соблюдении следующих условий:
а) ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки);
б) при проведении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров выявлены те же обстоятельства из числа указанных в пункте 5 настоящего Положения, что и при проведении контроля таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров;
в) в отношении ранее ввезенных идентичных товаров: таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
г) таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование ранее ввезенных идентичных товаров;
д) в декларации на товары в отношении ввозимых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, заявлен регистрационный номер декларации на товары в отношении ранее ввезенных идентичных товаров, отвечающих условиям, указанным в настоящем пункте;
е) срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров, а если идентичные товары были выпущены в соответствии со статьей 121 Кодекса, - с даты направления декларанту в соответствии с пунктом 19 статьи 325 Кодекса информации о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками (но не более 180 календарных дней).
Таким образом, Решение Московского областного таможенного поста (ЦЭД) Московской областной таможни от 27.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/230619/0217232 и Решение Московской областной таможни N 03-37/148 от 31.12.2019 по жалобе на вышеуказанное Решение Московского областного таможенного поста (ЦЭД), являются необоснованными, не законными, не соответствующими фактическим обстоятельствам декларирования товара и представленным декларантом документам и сведениям, вынесенными с нарушением требований таможенного законодательства ЕАЭС и подлежащими отмене.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у таможенного органа с учетом пунктов 17, 19 статьи 325 ТК ЕАЭС, не было законных оснований для принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, решение Московского областного таможенного поста (ЦЭД) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/230619/0217232 от 27.09.2019 и решение Московской областной таможни N03-37/148 от 31.12.2019 по жалобе на вышеуказанное решение являются необоснованными и незаконными.
Принятие указанных не соответствующих законодательству о таможенном деле решений без достаточных к тому оснований повлекло увеличение размера подлежащих уплате ООО "СТРИМ МЕДИА" таможенных платежей на сумму 148 561 руб. 71 коп., чем нарушаются права и законные интересы ООО "СТРИМ МЕДИА" в сфере предпринимательской деятельности.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Кроме того, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Московскую областную таможню восстановить нарушенные права и интересы заявителя в установленном законом порядке.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-24583/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24583/2020
Истец: ООО "СТРИМ МЕДИА"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ