26 октября 2020 г. |
Дело N А84-5538/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2020.
В полном объёме постановление изготовлено 26.10.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Сикорской Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой В.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" - Авдеев А.И., представитель на основании доверенности от 22.01.2019 N 1/19Ю, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.06.2020 по делу N А84-5538/2019
по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
(ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115)
к обществу с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" (ОГРН 1149204066780, ИНН 9204507349),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:
Правительства Севастополя
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковыми требованиями (уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" (далее - ответчик, ООО "ПФК "Севастополь") о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка в размере 418 457,20 рублей, из которых: 323 043,86 рублей - основной долг за расчетные периоды с января 2018 года по май 2019 года, 70 316,00 рублей - пени, 25 097,34 рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.06.2020 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" в пользу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 302 608,70 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" и Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционными жалобами, просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2020 апелляционные жалобы приняты к производству суда апелляционной инстанции и объединены для совместного рассмотрения.
19.10.2020 в судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей апелляционной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступном сайте Арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе "Картотека арбитражных дел".
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 05.03.2007 между Севастопольским городским Советом (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее - Договор), согласно условиям которого, Арендодатель в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 08.11.2006 N 1029 предоставляет, а Арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для обслуживания зданий лакохранилища, котельной, мастерской и других сооружений, с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, представленных для предприятий иной промышленности, находящегося по адресу: г. Севастополь, ул. Руднева, 1Д.
Пунктом 2.1 Договора определено, что в аренду передается земельный участок общей площадью 0,2455 га.
Исходя из пункта 2.3 Договора, нормативная денежная оценка земельного участка составляет 1 280 599 гривен, что подтверждается справкой о денежной оценке земельного участка N 35/1, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов от 18.01.2007.
В соответствии с пунктом 3.1 Договор заключен сроком на 25 лет.
Согласно пункту 4.1 Договора годовая арендная плата за пользование земельным участком устанавливается в соответствии с Методикой определения размеров арендной платы при заключении договоров аренд земли, утвержденной решением городского Совета от 14.10.2003 N 1348 (далее - Методика), в размере 2 % от денежной оценки земельного участка.
В силу пункта 4.2 Договора величина годовой арендной платы за пользование земельным участком согласно расчету составляет: 1 280 599 * 0,02 = 25 611,98 гривен.
Приведенный расчет величины годовой арендной платы ежегодно корректируется в соответствии с пунктом 4.5. настоящего договора (пункт 4.3 Договора).
В соответствии с пунктом 4.5. Договора, начисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом инфляции. Величина годовой арендной платы подлежит ежегодному перерасчету в срок до 1 февраля текущего года в зависимости от ежегодно индексируемой денежной оценки земельного участка. Ежегодный расчет арендной платы производится Арендатором в соответствии с условиями настоящего договора и требованиями действующего законодательства.
В пункте 4.8 Договора закреплены случаи для пересмотра размера арендной платы, а именно:
- изменение условий хозяйствования, предусмотренных договором;
- изменение размеров земельного налога, повышение нормативной денежной оценки земельного участка, в том числе вследствие инфляции и индексации;
- ухудшение состояния арендованного земельного участка не по вине арендатора, что подтверждено актом, составленным с участием арендодателя;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Пунктом 4.9 Договора предусмотрено, что за несвоевременное внесение арендной платы взимается пеня в размере ставки пени за несвоевременную уплату земельного налога в соответствии с законодательством Украины.
Согласно подпункту "в" пункта 9.1.1 Договора Арендодатель имеет право требовать от Арендатора своевременного внесения арендной платы.
В силу подпункта "з" пункта 9.2.2 Договора Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в соответствии с разделом 4 настоящего договора и ежегодно до 15 февраля представлять арендодателю справку о платежах по арендной плате за истекший год, заверенную налоговой инспекцией.
Согласно выписке из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка от 18.02.2012 N 870-3-2/5, нормативная денежная оценка на 01.01.2012 земельного участка составила 2 917 914,80 гривен.
Сторонами Договора подписан расчет размера арендной платы на 2014 год по Договору, согласно которому размер арендной платы определен - 3 %, а размер арендной платы составил 87 537,44 гривен.
Между сторонами Договора 07.03.2007 подписан акт приема-передачи земельного участка.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 10.04.2007 за номером 040766000014.
В дальнейшем, в связи с образованием в составе Российской Федерации двух самостоятельных субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ответчик привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, ввиду чего 21.08.2018 сведения об обществе как о юридическом лице, зарегистрированном на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Письмом (Предупреждение) от 16.07.2019 (N П/ЗУ-000679), полученным Арендатором 29.07.2019, истец известил ответчика о наличии у него задолженности в размере 547 394,21 рубля, возникшей за период с 01.01.2018 по 30.06.2019, предложив погасить ее в тридцатидневный срок с момента направления данного предупреждения.
Письмами от 30.07.2019 (исх. N 39), от 30.08.2019 (исх. N 44) ответчик выразил свое несогласие с требованием истца об оплате долга, в том числе, указал на акты сверки по договору по состоянию на 31.10.2017, 30.06.2018, 31.03.2019, составленные и подписанные сторонами без замечаний.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения Департамента с настоящим иском в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014.
Согласно части 2 статьи 31 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
В соответствии со статьей 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" (далее - Закон N 5-ЗС) Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.
В силу пункта 2 статьи 25 Закона N 5-ЗС Правительство Севастополя организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль, за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии со статьей 23 Закона N 5-ЗС Правительство Севастополя осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
16.06.2015 Правительством Севастополя принято постановление N 521-ПП, в соответствии с которым утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции (далее - Положение).
Пунктом 1.1 Положения предусмотрено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
К основным задачам Департамента отнесены, в том числе проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции (пункты 2.1, 2.3 Положения).
Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 Положения).
В соответствии с пунктом 1.8 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, департамент является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь, и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлся Фонд коммунального имущества Севастополя, Севастопольское региональное отделение Фонда государственного имущества Украины, в пределах законодательства города Севастополя.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22.07.2014) (далее - Закон N 46-ЗС) данный закон устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В силу частей 8, 11 статьи 3 Закона N 46-ЗС право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права и обязанности арендодателя по договору, в силу указанных выше положений, перешли к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в связи с чем, последний является надлежащим истцом по делу.
По смыслу статьи 9 Закона N 6-ФКЗ к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений (определение ВС РФ от 05.12.2014 N 308-ЭС14-1405).
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что нормы ФКЗ не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие до 18.03.2014, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (определение ВС РФ от 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939).
Принимая во внимание, что спорные правоотношения касаются размера арендной платы за земельный участок, размер которой установлен до 18.03.2014, давая правовую квалификацию обстоятельствам спора, материалам дела, судебная коллегия полагает необходимым применить нормы материального права Украины в части определения арендной платы и законодательство Российской Федерации в части правомерности взыскания с ответчика задолженности по договору аренды земельного участка.
В соответствии частями 1, 2 статьи 21 Закона Украины от 06.10.1998 N 161-XIV "Об аренде земли" (далее - ЗУ "Об аренде земли") арендная плата за землю представляет собой платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной штаты за земельные участки государственной, и коммунальной собственности).
Исходя части 1 статьи 632 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины), цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, определенных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 34, 35 части 1 статьи 26 Закона Украины "О местном самоуправлении" к исключительной компетенции городского совета входит решение на пленарных заседаниях по вопросам регулирования земельных отношений; утверждение в соответствии с законом ставок земельного налога, размеров платы за пользование природными ресурсами, находящимися в собственности соответствующих территориальных общин.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что 5 сессией 6 созыва Севастопольского городского Совета принято решение от 20.12.2011 N 2163 "Об утверждении технической документации по нормативно - денежной оценке земель в административных границах города Севастополя и введения ее в действие".
В соответствии с пунктом 2 Решения N 2163 нормативную денежную оценку земель в административных границах города Севастополя определено ввести в действие с 01.01.2012.
Как следует из материалов дела, 18.02.2012 Главное управление Государственного комитета Украины по земельным ресурсам в г. Севастополе выдало Обществу Извлечение N 870-3.2/5 из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка, арендованного по договору от 05.03.2007, в соответствии с которым нормативная денежная оценка на период строительства составляет 2 917 914,80 грн.
Участники Договора в пункте 4.8 прямо определили обстоятельства, позволяющие пересматривать размер арендной платы, к которым отнесено и повышение нормативной денежной оценки земельного участка, в том числе вследствие инфляции и индексации.
Согласно статье 18 Закона Украины "Об оценке земель", нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже чем один раз в 5 - 7 лет.
В силу статьи 526 Гражданского кодекса Украины, статьи 193 Хозяйственного кодекса Украины, закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов.
В постановлении Верховного суда Украины от 20.08.2013 N 3-21/гс13 отмечено, что поскольку в договорах аренды земли стороны определили, что индексация размера арендной платы происходит в соответствии с индексацией нормативной денежной оценки земель согласно действующему законодательству, законодательное изменение нормативной денежной оценки земли может быть основанием для изменения размера арендной платы в одностороннем порядке.
Как указал Верховный Суд Украины, невнесение сторонами договора аренды земли изменений в части арендной платы не освобождает стороны от обязанности их выполнения. То есть арендодатель, несмотря на невнесение изменений в договор, вправе требовать уплаты задолженности (разницы между ранее действовавшей и новой арендной платой) с арендатора.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2015 по делу N А83-965/2014.
Так, по мнению суда кассационной инстанции, нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы.
Кроме того, в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.06.2016 по делу N А83-3705/2015, согласно положениям статьи 632 Гражданского кодекса Украины, статей 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", статьи 14 Налогового кодекса Украины нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы. При этом в силу указанных норм права, а так же согласно правилам статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды земельного участка является регулируемым по законодательству, как Российской Федерации, так и Украины.
Одновременно кассационным судом указано на отсутствие необходимости оформления такого перерасчета размера арендной платы дополнительным соглашением сторон по договору.
Согласно статье 206 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 N 2768 пользование землей является платным. Объектом платы за землю является земельный участок. Плата за землю взимается в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Украины плательщиком налога является собственники земельных участков, земельных долей (паев), землепользователи.
Размер и порядок платы за пользование земельными ресурсами, а также ответственность плательщиков и контроль за правильным исчислением и взиманием земельного налога определяются Налоговым кодексом Украины.
В статье 271 Налогового кодекса Украины указано, что базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным этим разделом.
В данном случае Решение Севастопольского городского Совета от 20.12.2011 N 2163 "Об утверждении технической документации по нормативно - денежной оценке земель в административных границах города Севастополя и введения ее в действие" является действующим, а потому и обязательным к исполнению обоими участниками договора аренды земельного участка.
Таким образом, изменение нормативной денежной оценки земель влияет на перерасчет размера арендной платы, которая является регулированной ценой. Изменение нормативной денежной оценки земель служит поводом для пересмотра размера арендной платы и возникновения у арендатора (ответчика) обязательства по самостоятельному перерасчету и уплате арендной платы в соответствии с нормами действующего законодательства и пунктом 4.8 Договора, а также, с учетом предписаний Налогового кодекса Украины, является основанием для внесения данных в налоговую отчетность и/или основанием для корректирования налоговых обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором.
Пунктом 1 Постановления Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 года" установлено, что с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенных до 21.03.2014, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений) с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 01.01.2015.
Согласно пункту 1.3 Постановления Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 524-ПП "Об утверждении Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов" до момента государственной регистрации договоров аренды земельных участков, заключенных в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, по ранее заключенным на территории города Севастополя договорам аренды земли, в соответствии с Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", ставки арендной платы и сроки ее оплаты действуют в соответствии с условиями заключенных договоров аренды земельных участков.
Указанными выше Постановлениями Правительства города Севастополя не установлены новые правила определения размера арендной платы, а лишь указано на применение ранее определенной, после 01.01.2012, нормативной денежной оценки земельных участков.
Судом установлено, что сторонами договора подписан Расчет размера арендной платы на 2014 год по договору, согласно которому размер арендной платы определен - 3 %, а размер арендной платы составил 87 537,44 грн., что согласуется с положениями Методики установления размеров арендной платы за земельные участки в административных границах города Севастополя, утвержденной решением Севастопольского городского Совета N 5534 от 21.05.2013 (введена в действие с 01.01.2014), в том числе, раздела 3 "Ставки арендной платы".
Таким образом, изменение нормативной денежной оценки земель, а также изменение ставки арендной платы на 2014 год, служит поводом для пересмотра размера арендной платы и возникновения у арендатора обязательства по уплате арендной платы в соответствии с нормами действующего законодательства, а также, с учетом предписаний Налогового кодекса Украины, является основанием для внесения данных в налоговую отчетность и/или основанием для корректирования налоговых обязательств.
Довод ответчика о том, что размер арендной платы следует определять по состоянию на 01.01.2012, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку он основан на ошибочном понимании положений нормативно-правовых актов.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, размер годовой арендной платы по Договору на 2014 год в пересчете на рубли составляет 311 217,48 рублей, а арендный платеж в месяц - 25 934,79 рублей.
Размер арендной платы, начиная с января 2019 года, проиндексирован истцом на коэффициент инфляции (4,3%) и составляет 27 049,99 рублей в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Вместе с тем, Постановление Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 года" утратило силу 30.04.2019, со дня опубликования Постановления Правительства Севастополя от 29.04.2019 N 294-ПП "О признании утратившим силу постановлений Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП и от 01.04.2016 N 258-ПП".
Постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ГТП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя", опубликованным 26.10.2018, утверждена кадастровая стоимость, в том числе спорного земельного участка.
Постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП "Об утверждении Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов", учитывая постановление Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПГ1 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" с 19.04.2019 изменен порядок исчисления арендной платы за землю, а именно расчет арендной платы определяется по формуле: КС * С (%) = сумма годовой арендной платы, где КС-кадастровая стоимость земельного участка, С-ставка арендной платы согласно постановлению Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП, Начиная с 19.04.2019 размер годовой арендной платы определен истцом в 144 623,26 рублей, а в месяц - 12 051,94 рублей, и данный расчет ответчиком не был оспорен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что заявленные исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате в размере 302 608,70 рублей (25 934,79 руб. * 12 месяцев 2018 года + 27 049,99 рублей * 3 месяца 2019 года + 26148,32 рублей (с 01.03.2019 по 29.04.2019) + 401,73 рублей (30.04.2019) + 12051,94 рублей (май 2019 года)), являются обоснованными и подлежат удовлетворению, о чем суд первой инстанции сделал обоснованный вывод.
Относительно начисления истцом пеней по пункту 4.9 Договора суд первой инстанции исходил из того, что согласно поименованному пункту договора за несвоевременное внесение арендной платы определена пеня в размере ставки пени за несвоевременную уплату земельного налога в соответствии с законодательством Украины.
В тоже время Закон Украины от 21.12.2000 N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", согласно которому пеня насчитывается на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, которая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате, утратил силу с 01.01.2011 в связи с принятием Налогового кодекса Украины.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Севастополя N 88-ПП задолженность по арендой плате за период, предшествующий 31 декабря 2014 года, суммы штрафных санкции и других платежей по договорам аренды, не оплаченные по состоянию на 31 декабря 2014 года, пересчитываются в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ от 01 января 2015 года.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2016 N 258-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП" определено, что с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и заключенных до 21.03.2014, в соответствиями с требованиями Российской Федерации, арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующих на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на 01.01.2015.
Суд первой инстанции отметил, что вышеуказанные нормативные акты устанавливают порядок исчисления именно арендной платы, а не штрафных санкций.
Таким образом, истцом насчитаны штрафные санкции, на основании Закона Украины, который с 01.01.2011 утратил силу, при этом, применена учетная ставка НБУ.
Поскольку действующим законодательством определен порядок перерасчёта арендной платы и сумм штрафных санкций, возникших до 31.12.2014 в рубли, то базой для начисления каких - либо штрафных санкций может выступать лишь сумма, указанная в рублях. Поэтому начисление пени в размере учетной ставки НБУ на задолженность, которая определена с 01.01.2015 в рублях, в качестве базы недопустимо и противоречит нормативно-правовому регулированию в части применения меры ответственности за нарушения обязательств.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена законная неустойка за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений. Заявляя исковые требования о взыскании пени, установленной утратившим силу нормативным актом, истец в нарушение статьи 450 ГК РФ в одностороннем порядке пытается внести изменения в условия договора, что противоречит действующим положениям гражданского законодательства Российской Федерации об аренде.
Данные выводы суда первой инстанции, судебная коллегия находит обоснованными, в связи с чем, исковые требования в части взыскания пени правомерно отклонены судом первой инстанции.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов ответчиком не оспорен, контррасчет не предоставлен.
Вместе с тем, судом установлено, что Департаментом, начиная с 23.11.2017, регулярно составлялись акты сверки взаимных расчетов по договору, в том числе, приобщенные к материалам дела акты сверки по состоянию на 31.10.2017, 30.06.2018, 31.03.2019, подписанные арендодателем без замечаний, согласно которым арендная плата начислялась в заниженном размере, при этом арендатором арендная плата определялась правильно и вносилась своевременно по октябрь 2017 года включительно, в результате чего арендодатель неоднократно фиксировал переплату по договору.
Учитывая данные обстоятельства, принимая во внимание положения статьи 406 ГК РФ и правовую позицию, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2019 по делу N 305-ЭС19-12083 (А40-66220/2018), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании процентов.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Поскольку апелляционная жалоба подана Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, который в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не взыскивается.
В виду того, что обществу с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" отказано в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению согласно нормам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 июня 2020 года по делу N А84-5538/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5538/2019
Истец: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Ответчик: ООО "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь"
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1928/20
21.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-5538/19
21.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5761/20
26.10.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1928/20
22.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-5538/19