г. Москва |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А40-65582/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Местной религиозной организации "Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г.Москвы", Департамента городского имущества города Москвы, Государственного бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа "Покровский квартал"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 августа 2020 года по делу N А40- 65582/20 (139-493)
по заявлению Местной религиозной организации "Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г.Москвы"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: ГБОУ Школа "Покровский квартал"
о признании незаконным решения и возложении обязанности
при участии:
от заявителя: |
Макеев А.В. по дов. от 14.04.2020, Баранюк А.В. выписка из протокола N 3; |
от ответчика: от третьего лица: |
Шинкарюк А.Ю. по дов. от 12.05.2020 Исаев П.А. по дов. от 16.04.2018 |
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация "Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г. Москвы" (далее - Заявитель, МРО "ЦЕХБ", религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - ответчик, Департамент, ДГИ) о признании незаконным решения от 27.12.2019 N ДГИ-1-136886/19, о возложении обязанности на Департамент городского имущества города Москвы устранить нарушение прав и законных интересов Местной религиозной организации "Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы" путем принятия решения о безвозмездной передаче в собственность Местной религиозной организации "Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы" здания площадью 3747,8 кв.м. по адресу: г. Москва, Большой Трёхсвятительский пер., д. 4.
Решением от 05.08.2020 Арбитражный суд г. Москвы признал решение Департамента от 27.12.2019 N ДГИ-1-136886/19 незаконным, обязал Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить резолютивную часть решения и обязать Департамент принять решение о передаче в собственность заявителя спорного объекта недвижимого имущества.
Департамент городского имущества г. Москвы и ГБОУ Школа "Покровский квартал" также обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Ответчик и третье лицо считают, что срок на подачу заявления в арбитражный суд пропущен заявителем, так как впервые заявление было подано и рассмотрено ДГИ в 2016 г. Отрицательное решение 2016 г. заявителем не обжаловалось. Также ответчик считает, что отсутствуют правовые основания для передачи объекта недвижимости заявителю, так как в результате реконструкции здание был создан новый объект, было утрачено его целевое назначение при постройке как религиозного назначения; спорные помещения находятся в оперативном управлении третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03 декабря 2019 года Местная религиозная организация "Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы" в порядке ст. 6 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением исх. N 17/19 от 02.12.2019 (вх. ДГИ-219645/19-(0)-0)) о безвозмездной передаче в собственность Заявителя трёхэтажного нежилого здания площадью 3747,8 кв.м., кадастровый номер 77:01:0001023:1058, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Трёхсвятительский пер., д. 4 (далее - здание Церковного училища), для использования в соответствии с целями деятельности, определенными уставом Заявителя (далее - Заявление N 17/19 от 02.12.2019).
К заявлению МРО "ЦЕХБ" был приложен комплект документов, обосновывающий право на получение здания Церковного училища, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи".
Решением, оформленным письмом N ДГИ-1-136886/19-1 от 27.12.2019, Департамент сообщил, что указанное здание закреплено на праве оперативного управления за государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка N 1227 (далее - ГБОУ СОШ N 1227). Прекращение права оперативного управления ГБОУ СОШ N 1227 на указанное здание является нецелесообразным, передача в собственность МРО "ЦЕХБ" здания по адресу: Б. Трехсвятительский пер., д. 4 не представляется возможной.
Департамент возвратил МРО "ЦЕХБ" комплект представленных документов.
Не согласившись с оспариваемым решением Департамента, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии законодательству решения Департамента.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон N 327-ФЗ) к имуществу религиозного назначения относится недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 327-ФЗ безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.04.2011 N 325 сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности недвижимого имущества содержатся в архивной справке, выдаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, в силу содержания архивной справки N 487/1 от 10.06.2019, выданной Департаментом культурного наследия города Москвы, здание Церковного училища по адресу: Б. Трехсвятительский пер., д. 4 является частью ансамбля - объекта культурного наследия регионального значения "Евангелическо-реформатская церковь (с 1917 г. - Молитвенный дом Евангельских христиан-баптистов), XIX в. - нач. ХХв., архитекторы Г. фон Ниссен, А.Э. Эрихсон.
- Здание с молитвенным залом, 1820-е -1830-е гг., 1860-е - 1880-е гг., XX в., архитектор Г. фон Ниссен;
- Церковное училище, 1913-1914 гг., архитектор А.Э. Эрихсон, здесь учились поэт В.М. Гусев, полярник Э.Т. Кренкель, пианист Л.Н. Оборин, кинорежиссер У.Л. Дзиган." (распоряжение Правительства Москвы от 16.05.2007 N 932-РП).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 327-ФЗ в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4-8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона N 327-ФЗ уполномоченному органу предоставлено право отказать в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, а также в случае, если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа.
Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325.
К заявлению МРО "ЦЕХБ" от 02.12.2019 N 17/19 о передаче спорных помещений в безвозмездное пользование Заявителя прилагались все необходимые для передачи помещений документы в соответствии с данным перечнем.
Спорные помещения находятся в собственности г. Москвы.
Согласно выписке из ЕГРН N 77/100/071/2019-19122 от 21.02.2019 здание Церковного училища с 22.09.2014 г. закреплено на праве оперативного управления не за ГБОУ СОШ N 1227, а за ГБОУ "Школа N 2095 "Покровский квартал" (ИНН 7709944805), о чём имеется регистрационная запись N 77-77-12/054/2014-725 от 22.09.2014 г.
Вопрос об их передаче Заявителю входит в компетенцию Департамента (п. 5.47 Положения о Департаменте, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).
По смыслу нормы части 4 статьи 5 Федерального закона N 327-ФЗ прекращение права оперативного управления бюджетного учреждения в отношении имущества религиозного назначения осуществляется после принятия уполномоченным органом решения о передаче такого имущества.
В случае, если у бюджетного учреждения отсутствует иное недвижимое имущество или его недостаточно для осуществления уставной деятельности учреждения, уполномоченный орган первоначально принимает решение о подготовке предложений о включении имущества в план передачи (ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 327-ФЗ).
Таким образом, наличие права оперативного управления на здание Церковного училища не является основанием для непринятия Департаментом решения о передаче, предусмотренного ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 327-ФЗ.
Федеральный закон N 327-ФЗ также не требует получения согласия на передачу имущества от субъекта права оперативного управления и/или органа, в чьем ведомственном подчинении он находится.
Довод Департамента о том, что в настоящее время объект входит в состав единого неделимого комплекса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа N 2095 "Покровский квартал", который состоит из трех строений по адресам: пер. Большой Трехсвятительский, д. 4 - учебный корпус общей площадью 3747,83 кв. м; пер. Большой Трехсвятительский, д. 4, стр. 2 - пристройка к учебному корпусу общей площадью 670,9 кв. м; пер. Большой Трехсвятительский, д. 4, стр. - помещение спортивного зала общей площадью 159,8 кв.м., судом первой инстанции рассмотрен и отклонен, поскольку Федеральный закон N 327-ФЗ не требует от религиозной организации подачи заявления, предусмотренного ст. 6 Федерального закона N 327- ФЗ, в отношении всего комплекса зданий и не запрещает подачу такого заявления в отношении части комплекса зданий.
Кроме того, часть ансамбля, а именно здание Молитвенного дома, ранее уже было безвозмездно передано Департаментом в собственность Заявителя в соответствии с Федеральным законом N 327-ФЗ.
Здание, расположенное по адресу: г. Москва, Большой Трёхсвятительский пер., д. 4, стр. 2, кадастровый номер 77:01:0001023:1038 не являлось предметом рассмотрения заявления N 17/19 от 02.12.2019, решение по которому обжалуется в рамках настоящего дела.
Также судом первой инстанции верно указано, что довод о повторности обращения религиозной организации о передаче спорного имущества в соответствии с Федеральным законом N 327-ФЗ не влияет на существо спора.
Федеральный закон N 327-ФЗ не содержит ограничений по количеству обращений религиозной организации в уполномоченный орган с заявлением, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 327-ФЗ.
Повторное обращение религиозной организации в уполномоченный орган по вопросу передачи имущества религиозного назначения также не является основанием, перечисленным в ст. 8 Федерального закона N 327-ФЗ для принятия Департаментом решения об отказе в передаче здания Церковного училища в собственность Заявителя.
Также нахождение помещений в оперативном управлении на момент подачи заявления не является основанием для отказа, так как согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона N 327-ФЗ передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество.
Порядок передачи помещений в собственность религиозной организации предполагает определенную последовательность действий уполномоченного органа, определенную в Федеральном законе N 327-ФЗ.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 327-ФЗ после поступления заявления религиозной организации о передаче имущества уполномоченный орган обязан в течение установленного срока (один месяц) рассмотреть данное заявление и принять одно из решений, предусмотренных п. 1,2 ст. 7 Федерального закона N 327-ФЗ.
В свою очередь, предусмотренное п. 4 ст. 5 Федерального закона N 327-ФЗ прекращение права оперативного управления бюджетного учреждения в отношении имущества религиозного назначения осуществляется после принятия уполномоченным органом решения о передаче такого имущества.
В случае, если у бюджетного учреждения отсутствуют дополнительные помещения или их недостаточно для осуществления уставной деятельности учреждения, уполномоченный орган первоначально принимает решение о подготовке предложений о включении имущества в план передачи (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 327-ФЗ).
Дальнейшая процедура урегулирована п. 7 ст. 5 Федерального закона N 327-ФЗ, согласно которому "предложение о включении государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения подготавливается уполномоченным органом на основании заявления религиозной организации о передаче имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование (далее - заявление религиозной организации) в срок не позднее чем в течение одного года со дня принятия такого заявления к рассмотрению, подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится государственное или муниципальное унитарное предприятие либо государственное или муниципальное учреждение, которым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит имущество, подлежащее высвобождению, а также с руководящим органом (центром) религиозной организации, которой передается государственное или муниципальное имущество религиозного назначения.
В трехдневный срок со дня завершения выполнения мероприятий по высвобождению имущества, предусмотренных планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, уполномоченный орган принимает решение о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения и направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления на такое имущество с приложением к этому заявлению указанного решения".
Порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности г.Москвы и принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, казенным предприятиям утвержден постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 N 266-ПП.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у заявителя имеются законные основания на получение в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения.
Испрашиваемое помещение является имуществом религиозного назначения и в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 327-ФЗ отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций.
Таким образом, решение ответчика по возвращению заявления религиозной организации, оформленное письмом N ДГИ-1-1894/19-1 от 06.02.2019, незаконно, ответчик обязан принять одно из предусмотренных п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона N 327-ФЗ решений по результатам такого обращения.
Доводы жалобы ответчика и третьего лица отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм права.
Из материалов дела следует, что испрашиваемое здание было построено как здание религиозного назначения, Церковное училище. Доказательств осуществления реконструкции и невозможности использования здания по назначению по смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 327-ФЗ, ответчиком вопреки ст. 65 АПК РФ не доказано.
Также судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о пропуске срока на обжалование решения ДГИ.
В силу части 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что срок на подачу заявления не пропущен, так как с заявлением об оспаривании решения ДГИ от 27.12.2019 N ДГИ-1-136886/19, полученного заявителем 14.01.2020, подано в суд 14.04.2020.
Суд апелляционной инстанции считает, что ответ ДГИ на заявление 2016года не имеет правовое значение в данном случае, так как по существу решением об отказе не является. В письме от 01.11.2016 Департамент указал, что вопрос о передаче здания будет рассмотрен в установленном законом порядке. Кроме того, отказывая в передаче решением от 27.12.2019 N ДГИ-1-136886/19 Департамент не ссылался на повторность заявления и ответ, изложенный в письме от 01.11.2016 (т.1 л.д.41-42).
Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Доводы апелляционной жалобы заявителя также судом отклоняются, так как в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В данном случае суд первой инстанции, признавая решение ответчика по возвращению заявления религиозной организации, оформленное письмом N ДГИ-1-1894/19-1 от 06.02.2019 незаконным, обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом исходя из фактических обстоятельств дела, в мотивировочной части решения суда указано, что Департамент обязан принять одно из предусмотренных п. 1, 2 ст.7 Федерального закона N 327-ФЗ решений по результатам такого обращения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 августа 2020 года по делу N А40- 65582/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65582/2020
Истец: МЕСТНАЯ "ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ Г. МОСКВЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА "ПОКРОВСКИЙ КВАРТАЛ"
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21125/20
18.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-75661/2021
16.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21125/20
23.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44416/20
05.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-65582/20