г. Ессентуки |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А63-23394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2020 по делу N А63-23394/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору о признании недействительным предписания от 21.10.2019 N 1525.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Решение мотивировано тем, что заявителем не представлено каких - либо относимых и допустимых доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым предписанием, равно как и не представлено доказательств несоответствия закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого предписания от 24.12.2018 N 7282.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает о том, что Романенко В.А. (абонент) не предоставил обществу письменное заявление о проведении перерасчета среднемесячных объемов потребленного газа по показаниям индивидуального прибора учета газа, а также заявку о проведении проверки у общества отсутствуют основания для перерасчёта размера платы по газоснабжению по показаниям прибора учёта газа.
До начала судебного заседания от управления и общества поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
10.10.2019 в адрес управления поступило обращение гражданина Романенко В.А. по вопросу обоснованности расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению в жилом доме, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Красноярский, д. 69 (т.1 л.д. 56).
11.10.2019 управлением издано распоряжение N 3841 о проведении в отношении общества внеплановой документарной проверки, целью и задачами которой явилось осуществление регионального государственного жилищного надзора (контроля) и определения соответствия деятельности общества обязательным для исполнения требованиям жилищного законодательства Российской Федерации (т.1 л.д. 54-55).
21.10.2019 управлением составлен акт проверки N 3841-35/1, в котором зафиксированы результаты проверки (т.1 л.д. 13-14).
21.10.2019 управлением в отношении общества вынесено предписание N 1525, которым предписано устранить нарушение, осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, согласно показаниям индивидуального прибора учета МКМ G6 N 8856101, осуществить проверку индивидуального прибора учета газа, установленного в жилом доме N 69 по пр. Красноярскому в г. Ставрополе, в срок до 03.02.2.020.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанные Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Порядок взаимоотношений между поставщиком газа и потребителем регулируется Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 год N 549 (далее - Правила N 549).
По представленным заявителем в ходе проведения проверки документам, должностными лицами управления было установлено, что поставка газа в жилой дом, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. Красноярский, д.69, осуществляется на основании публичного договора (далее - договор поставки газа).
Также по документам, предоставленным обществом в ходе внеплановой документарной проверки было выявлено, что в жилом доме N 69, расположенном по пр. Красноярский в г. Ставрополе, Ставропольского края, был установлен индивидуальный прибор учета газа MKM-G6 N 8856101. Дата изготовления прибора учета газа - 1995 год.
Согласно акту установки пломб на приборе учета газа от 22.07.2015, дата последней поверки прибора учета газа - 2015 год. Дата очередной поверки -2025 год.
Согласно требованиям пункта 24 Правил N 549, при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора учета газа.
Согласно подпункту "д" пункта 16 Правил N 549 под проверкой, понимается проведение поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования.
В соответствии с пунктом 55 Правил N 549 "Порядок проведения проверок", поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.
В соответствии с пунктом 22 "в" Правил N 549 "Порядок и условия исполнения договора", поставщик газа обязан не реже 1 раза в год осуществлять проверку.
В соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 21 Правил N 549, а также пунктом 3.2 договора поставки газа, абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме, а также сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором, то есть в рассматриваемом случае - до 10 числа каждого месяца любыми способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях прибора учета.
В ходе проведения проверки, должностным лицом управления установлено, что абонентом в период с 05.07.2019 по 30.09.2019 показания индивидуального прибора учета газа МКМ G6N 8856101 для расчета не предоставлялись, в связи с чем расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению осуществлен согласно пункту 31 Правил N 549, исходя из объема среднемесячного потребления газа.
По информации, предоставленной обществом, управлением установлено, что 30.09.2019 абонентом по телефону переданы показания индивидуального прибора учета газа 92 556 куб. м., что подтверждено журналом регистрации, предоставленным обществом.
Вместе с тем, в нарушении требования действующего законодательства общество осуществило расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из среднемесячного объема потребления газа.
Кроме того, общество в нарушении подпункта "в" пункта 22 Правил N 549 и пункта 3.4 договора поставки газа, не осуществляется проверка прибора учета и газоиспользующего оборудования, установленного по указанного адресу.
Суд первой инстанции правильно установил, что обществу необходимо устранить нарушения, осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, согласно показаниям индивидуального прибора учета, а также осуществить проверку индивидуального прибора учета газа, установленного в жилом доме N 69 по пр. Красноярскому в г. Ставрополе.
По результатам проведенной проверки выявлено нарушение пункта 24 и 22 Правил N 549.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, собственник жилого помещения потребляет газ, поставленный обществом, в связи с чем, к таким правоотношениям подлежат Правила N 549, а также Правила N 354 в неурегулированной части.
В силу пункта 21 Правил N 549 абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме, сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором.
Согласно пункту 31 Правил N 549 в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3 -месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемой поставщиком газа по заявке абонента.
В случае если абонент заблаговременно уведомил поставщика газа о непредставлении сведений о показаниях прибора учета газа в связи с тем, что все граждане, проживающие в жилом помещении (жилом доме), газоснабжение которого обеспечивается в соответствии с договором, будут отсутствовать по этому месту жительства более 1 месяца, положения настоящего пункта не применяются.
В части 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: 1) исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, 2) при их отсутствии исходя из норматива потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем действующем законодательством не регламентирован порядок определения размера платы в том случае, если стоимость потребленного газа, рассчитанная исходя из нормативов его потребления, превысит размер платы, рассчитанной исходя из фактического объема, определенного по показаниям прибора учета.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 18.07.2009 N 18631-СК/14 разъяснило, что в том случае, если поставщик газа будет иметь документально подтвержденные данные о фактическом потреблении газа (показания исправных приборов учета), абонент вправе потребовать произвести перерасчет стоимости потребленного газа, рассчитанного ему ранее исходя из нормативов потребления. Указанное толкование соответствует смыслу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающего определение размера платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, и лишь при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке. Учитывая вышеизложенное, применение норматива потребления газа к абонентам, не представившим показания приборов учета, не противоречит положениям гражданского, жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителя. Нормы Правил N 549 о применении нормативов должны применяться в установленных случаях нарушения абонентом договорных условий. Однако при последующем представлении данных о потреблении газа (показаний приборов учета) поставщику газа необходимо по заявлению потребителя произвести перерасчет, исходя из документально подтвержденных показаний исправного прибора учета.
Исходя из системного анализа положений статей 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ суд пришел к выводу, что в такой ситуации абонент вправе потребовать перерасчета, представив основанные на показаниях исправных приборов учета данные о фактическом потреблении газа.
Иное толкование приведенных норм свидетельствует о необоснованном возложении на потребителя обязанности оплачивать объем потребленного газа, который им фактически не получен, тем самым увеличивая прибыль поставщика газа.
В соответствии с пунктом 39 Правил N 549 в зависимости от установленного договором способа оформления платежных документов при расчетах за поставленный газ сведения об объеме потребленного газа указываются абонентом в платежной квитанции либо сообщаются поставщику газа предусмотренным договором способом.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в нарушение указанных правовых норм заявителем не представлено каких - либо относимых и допустимых доказательств, в смысле статьи 71 АПК РФ, нарушения его прав и законных интересов оспариваемым предписанием, равно как и не представлено доказательств несоответствия закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого предписания от 24.12.2018 N 7282.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Довод апелляционной жалобы о том, что Романенко В.А. (абонент) не предоставил обществу письменное заявление о проведении перерасчета среднемесячных объемов потребленного газа по показаниям индивидуального прибора учета газа, а также заявку о проведении проверки у общества отсутствуют основания для перерасчёта размера платы по газоснабжению по показаниям прибора учёта газа - отклоняется, поскольку действующее законодательство не содержит обязанности представления письменного заявления в целях осуществления перерасчета, а также неправомерность возложения на потребителя обязанности оплачивать объемы газа, которые он фактически не получал (в случае наличия соответствующих доказательств), оспариваемое предписание является законным и исполнимым, не нарушающим права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне и принял правильный судебный акт, решение суда первой инстанции законное и обоснованное.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2020 по делу N А63-23394/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2020 по делу N А63-23394/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-23394/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СТАВРОПОЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ И ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: Романенко Василий Алексеевич