Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф05-21184/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
22 сентября 2020 г. |
Дело N А40-244135/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 июля 2020 года по делу N А40-244135/19(107-4923)
по заявлению АО "РНГ" (ИНН 7703508520, ОГРН 1037789063476)
к ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
о признании недействительными решения
при участии:
от заявителя: |
Афонин М.В. по дов. от 30.08.2019 |
от ответчика: |
Давыдова Г.И. по дов. от 24.12.2019 |
УСТАНОВИЛ:
АО "РНГ" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (далее - ответчик, Пенсионный фонд, ПФР) с уточненными требованиями о признании недействительным решения от 19.03.2020 N 1 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение по камеральной проверке), о признании недействительным решения от 10.06.2019 N 087F07190008644 об отказе в возврате сумму излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - решение об отказе в возврате), обязании ПФР принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2016 год в размере 9 212 651,64 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2020 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению Пенсионного Фонда, спорные выплаты являются частью оплаты труда и должны облагаться страховыми взносами. Судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, страхователь 13.02.2019 представил в Пенсионный фонд уточненный расчет по страховым взносам по форме РСВ-1 за 2016 год (далее - расчет), в котором сумма страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (далее - страховые взносы) была уменьшена на 9 345 911 руб. в виду уменьшения базы для расчета страховых взносов на 80 256 952 руб., приходящихся на ранее ошибочно включенные в базу выплаты компенсации работникам за аренду квартир, стоимости питания предоставленного вахтовому персоналу, сумм материальной помощи в размере до 50 000 руб. на рождение ребенка, сумм материальной помощи и премий к юбилейным датам.
Одновременно с уточненным расчетом страхователем было представлено заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов от 13.02.2019, с учетом уплаты страховых взносов по первичному расчету в полном объеме по платежным поручениям.
Пенсионный фонд провел камеральную проверку уточненного расчета, составил акт камеральной проверки, рассмотрел возражения и вынес решение от 19.03.2020 N 1, которым:
- признал правомерным исключение из базы выплаты материальной помощи в размере до 50 000 руб. на рождение ребенка,
- признал неправомерным исключение из базы выплат компенсации работникам за аренду квартир, стоимости питания предоставленного вахтовому персоналу, сумм материальной помощи и премий к юбилейным датам, - начислил страховые взносы, уменьшенные в связи с корректировкой базы, в размере 9 265 174,96 руб.
Общество после вынесения решения по камеральной проверке, которым фактически была подтверждена сумма излишне уплаченных страховых взносов в размере 104 190 руб., приходящаяся на исключенные из базы выплаты материальной помощи в размере до 50 000 руб. при рождении ребенка, уменьшила требование о возврате до 9 212 651,64 руб.
ПФР, рассмотрев решение о возврате, в виду отсутствия оснований для уменьшения страховых взносов по уточненному расчету, до окончания камеральной проверки вынесла решение об отказе в возврате от 10.06.2019 N 087F07190008644.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили установленные в ходе проведения камеральной проверки нарушения страхователем статей 7 - 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде неправомерного исключения в уточненном расчете из базы для начисления страховых взносов за 2016 год выплат компенсации работникам за аренду квартир, стоимости питания предоставленного вахтовому персоналу, сумм материальной помощи и премий к юбилейным датам.
Пенсионный фонд, признавая неправомерным исключения данных выплат, указал в решении, что спорные выплаты произведены в связи с трудовыми отношениями, не входят в установленный статьей 9 Закона перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, и поэтому на основании части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона подлежат включению в облагаемую базу.
Страхователь обжаловал решения Пенсионного Фонда в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о страховых взносах к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Дополнительные гарантии могут устанавливаться ТК РФ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или работодателем.
В силу статьи 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, данные локальные акты в силу статьи 5 ТК РФ входят в систему трудового законодательства.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре или ином локальном нормативном акте работодателя, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Указанный вывод об отсутствии оснований для включения в базу для начисления страховых взносов выплат работнику социального характера прямо предусмотренных трудовым законодательством соответствует позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 и Определениях СКЭС ВС РФ от 25.03.2015 N 309-КГ15-602, от 24.09.2018 N 310-КГ18-14056 и других.
Выплаты компенсаций работникам за аренду квартир, стоимости питания предоставленного вахтовому персоналу, материальной помощи и премий к юбилейным датам носят социальный характер, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качестве, количества и условий выполняемой ими работы, то есть фактически не связаны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что спорные единовременные выплаты работникам не связаны с трудовыми отношениями (не предусмотрены трудовыми договорами), не входят в систему оплаты труда, не зависят от квалификации работников, носят исключительно социальный характер, соответственно не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, вследствие чего, страхователь правомерно исключил их в уточненном расчете за 2016 год из базы по страховых взносов, соответственно, оспариваемое решение от 19.03.2020 N 1 является незаконным.
Также апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что излишне уплаченные страховые взносы подлежат возврату.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года установлен в статье 21 Закона N 250-ФЗ и предусматривающего, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя, при отсутствии у него задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, с последующим направлением решения в соответствующий налоговый орган для исполнения.
При этом, в ранее действующей редакции пункта 22 статьи 26 Закона, так и в действующих с 01.01.2017 положениях пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены ограничения для возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносах в случаях, когда сведения об уплаченных страховых взносах, требуемых к возврату, учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, при отсутствии таких ограничений в Законе N 250-ФЗ для возврата страховых взносов по расчетным периодам до 01.01.2017.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев запрос Верховного суда Российской Федерации, разрешил указанную правовую неопределенность в Постановлении от 31.10.2019 N 32-П следующим образом. В соответствии с Постановлением КС РФ от 31.10.2019 N 32-П впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.
Фактически Конституционного Суда Российской Федерации указал на допустимость возврата излишне уплаченных страховых взносов в случае распределения ранее уплаченных страховых взносов на индивидуальные лицевые счета каждого из застрахованных лиц, если по данным застрахованным лицам не наступил страховой случай, под которым понимается начало выплаты страховой или иной пенсии.
Согласно пояснениям страхователя уменьшение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в уточненном расчете было произведено только в части базы, приходящейся на превышение предельного размера базы, облагаемой по ставке 10%, страховые взносы по которой в силу Закона не распределяются на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, в связи с чем, ограничение установленное статьей 26 Закона до 01.01.2017 и пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ с 01.01.2017 в отношении данных сумм не применяется.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что общество правомерно уменьшило базу для расчета страховых взносов в уточненном расчете за 2016 год на суммы выплаты компенсации работникам за аренду квартир, стоимости питания предоставленного вахтовому персоналу, сумм материальной помощи и премий к юбилейным датам, не являющихся в силу Закона объектом обложения страховыми взносами, отказ в уменьшении изложенный в решении по камеральной проверке от 19.03.2020 N 1 признан судом незаконным, в связи с чем, уменьшенная в уточненном расчете сумма страховых взносов в размере 9 212 651,64 руб. является излишне уплаченной, подлежащей возврату обществу по заявлению от 13.02.2019, вследствие чего, решение об отказе в возврате от 10.06.2019 N 087F07190008644 является незаконным, требование страхователя о возврате указанной суммы подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 июля 2020 года по делу N А40-244135/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-244135/2019
Истец: АО "РНГ"
Ответчик: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N10 ПО Г.МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21184/20
22.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39533/20
23.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-244135/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-244135/19