г. Санкт-Петербург |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А21-2504/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24208/2020) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2020 по делу N А21-2504/2020 (судья А.В.Брызгалова), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РЖД" в лице Калининградской дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее - общество, заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным 16.03.2020, о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ СЗФО, Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о назначении административного наказания N 92/АП07/2020 от 25.02.2020.
Решением суда от 10.08.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Податель жалобы указывает, что привлечение к административной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, в отсутствие на момент обнаружения правонарушения утвержденного Плана обеспечения транспортной безопасности станции Балтийск, незаконно.
Обществом в суд апелляционной инстанции направлено ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с невозможностью явки его представителя в настоящее судебное заседание.
Согласно части 4 статьи 158 АПК РФ отложение рассмотрения дела в отсутствие представителя одной из сторон при заявленном ходатайстве об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить явку представителя является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд апелляционной инстанции ходатайство Общества рассмотрел и отклонил в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора 11.02.2020 вх. N 602 поступили материалы от Западного линейного управления МВД РФ на транспорте, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с Распоряжением Западного ЛУ МВД России на транспорте от 06.02.2020 N б-р сотрудниками Линейного отдела полиции на ст. Калининград в присутствии и.о. начальника ст. Балтийск Павлович Ю.В., проведено обследование объекта транспортной инфраструктуры станции Балтийск, по адресу: ул. Ленина, д. 12, г. Балтийск, Калининградская область - Калининградской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" соблюдения требований Федерального закона от 9.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в области транспортной безопасности, а именно "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 (далее - Требования N495), а именно:
- не информируются в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры (железнодорожной станции Балтийск), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на данном ОТИ, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности или их части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам; проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения актов незаконного вмешательства, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий - объект транспортной инфраструктуры - станция Балтийск не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными ч,8 ст.12.2 Федерального закона от 9.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
- на объекте транспортной инфраструктуры - станция Балтийск отсутствует возможность для полного воспрепятствования проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно- пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры.
По результатам проверки Линейным отделом полиции на ст. Калининград Западного ЛУ МВД России на транспорте составлен акт обследования от 07.02.2020, на основании которого 20.02.2020 управлением составлен протокол об административном правонарушении N 92/АП-07/2020 по факту совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Постановлением УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 25.02.2020 N 92/АП-07/2020 по делу об административном правонарушении ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Субъектами данного правонарушения в соответствии с пунктом 9 части 1 Закона N 16-ФЗ являются субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - Требования N 495) устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры) и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - транспортные средства).
Согласно пункту 5 Требований N 495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве), а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве), о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в части, их касающейся, в том числе о запрете:
прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности или их части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам;
перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам;
проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры (транспортных средствах), а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий (подпункт 14);
оснастить объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" (подпункт 33);
воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры (подпункт 37);
Факт нарушения Обществом Требований N 495 установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Ссылка Общества на План обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Балтийск правомерно отклонен судом первой инстанции.
Суд первой инстанции правомерно указал, что разработанный и направленный ОАО "РЖД" на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности станции Балтийск не является условием освобождающим Общество от ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, поскольку одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности (п.4 ст.3 Закона N 16-ФЗ) является непрерывность.
20.08.2018 Обществом получено Заключение об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (жд. Ст. Балтийск), в последующем План обеспечения транспортной безопасности станции Балтийск разработан и представлен на утверждение 04.12.2019 в уполномоченный орган (исх. N 61/КЛНГ Д/ДСП от 04.12.2019), вместе с тем Требования N 495 утверждены 26.04.2017 и вступили в законную силу с 01.07.2017, однако ОАО "РЖД" никаких действий по устранению недостатков до настоящего времени не предпринимало.
При этом информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на данных ОТИ, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности ни как не связано с разработкой самих Планов обеспечения транспортной безопасности и документы по информированию не являются приложениями к этим планам и данная информация, а также предупреждающие надписи на ОТИ не являются информацией ограниченного доступа.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу обстоятельств следует признать, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деяниях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Назначенный штраф соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, тяжести и обстоятельствам совершения правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 августа 2020 года по делу N А21-2504/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2504/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО Филиал "РЖД" Калининградская дирекция управления движением
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА И НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА