г. Пермь |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А50-5524/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Беляева К.П., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко Н.М..
при участии:
от заявителя - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Полазненская районная больница": Коржев М.К., паспорт, доверенность от 07.05.2020, диплом;
от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края: Вяткина Т.Н., паспорт, доверенность от 29.07.2020,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 июля 2020 года
по делу N А50-5524/2020
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Полазненская районная больница" (ОГРН 1025901796073, ИНН 5914204581)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)
о признании частично недействительным акта от 05.12.2019 N 111 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Полазненская районная больница" (далее - заявитель, учреждение, учреждение "Полазненская районная больница") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Территориальный фонд, Фонд) о признании частично недействительным акта проверки от 05.12.2019 N 111 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 07.07.2020) требования Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Полазненская районная больница" удовлетворены. Признан недействительным составленный Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края акт плановой проверки от 05.12.2019 N 111 в части требования о возврате использованных средств в сумме 263 106,08 руб. на выплату заработной платы врачу-эпидемиологу и в сумме 50 742,80 руб. на оплату транспортных расходов, а также требования об уплате соответствующих сумм штрафа по ставке 10 % по отмеченным эпизодам. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края обязан судом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Полазненская районная больница". В порядке распределения судебных расходов с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Полазненская районная больница" в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины взыскано 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о несогласии с решением суда в части, в котором акт признан недействительным по эпизоду нецелевого использования средств ОМС, направленных на выплату зарплаты врачу-эпидемиологу в сумме 263 106, 08 рублей; исходя из п. 5 Тарифного соглашения на 2018 год, п. 11.6.8,п. 11.6.9 раздела III Тарифного соглашения не подлежат возмещению расходы на оплату труда работников, оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную лицензией; в лицензии заявителя отсутствует вид услуг "эпидемиология", следовательно, направление средств ОМС на оплату по подстатье 210 "Оплата труда" врачу-эпидемиологу является нецелевым использованием средств ОМС; акт является законным в соответствующей части и не нарушает права медицинского учреждения. В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Явившийся в судебное заседание представитель заявителя против доводов жалобы возражал. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ходатайство заинтересованного лица о приобщении к материалам дела дополнительных документов рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 159 АПК РФ, в его удовлетворении отказано, поскольку уважительных причин непредставления документов в суд первой инстанции не имеется.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, должностными лицами фонда в период с 06.11.2019 по 05.12.2019 проведена плановая проверка использования средств, полученных учреждением "Полазненская районная больница" на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) за период 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт проверки от 05.12.2019 N 111, фиксирующий выявленные в ходе проведения проверки нарушения (том 1 л.д.14-55).
В ходе проверки выявлены факты использования учреждением средств ОМС не по целевому назначению в сумме 399 142,68 рубля.
В акте проверки от 05.12.2019 N 111 отражено требование о возврате указанных средств (399 142,68 руб.) фонду и уплате штрафа в соответствии частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее также - Закон N 326-ФЗ) в размере 39 914,27 рубля.
В числе вмененных учреждению нарушений, обусловивших применение Фондом штрафа на основании частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ значится использование не по целевому назначению средств на зарплату врачу-эпидемиологу в сумме 263 106,08 руб. и на финансирование транспортных расходы на эвакуацию тел умерших в сумме 50 742,80 рубля.
Не согласившись в части с актом проверки от 05.12.2019 N 111, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
С учетом положений ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ и п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12, а также отсутствия соответствующих возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в обжалуемой части (в пределах доводов жалобы заинтересованного лица).
Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) территориальные фонды это некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу частей 1, 2 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Согласно ч. 11 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В соответствии с Положением о ТФОМС Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 19.04.2011 N 431-ПП, фонд является некоммерческой организацией, созданной Свердловской областью для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области, и осуществляет в этих целях такие полномочия, как контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе, проводит ревизии и проверки.
Таким образом, ТФОМС Свердловской области является органом, осуществляющим публичные полномочия по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение о контроле), которое разработано в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ в целях нормативного и методического обеспечения деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по осуществлению контроля за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, путем проведения проверок и ревизий (пункт 1 Положения).
Часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусматривает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ (пункт 27 Положения N 73).
С учетом указанных нормативных установлений, составленный территориальным фондом в рамках реализации предоставленной компетенции акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является основанием для возврата медицинской организации в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 и от 19.12.2015 N 1382 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением.
Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ закреплено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в спорный период устанавливалась Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС, Правила N 158н), который утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пунктом 156 Правил ОМС, тарифы включали в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Исходя из пункта 157 Правил N 158н, тариф на оплату медицинской помощи включал в себя: 1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ; 2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ; 3) расходы, определенные территориальной программой обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
Пунктом 158 Правил N 158н определялось, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании пунктов 158.1 Правил N 158н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитывались следующие группы затрат: - затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); - затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
Пунктом 158.2 Правил ОМС закреплялось, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в силу пункта 158.3 Правил N 158н выделялись следующие группы затрат: - затраты на коммунальные услуги; - затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); - затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); - затраты на приобретение услуг связи; - затраты на приобретение транспортных услуг; - затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)); - затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); - прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Согласно пункту 5.1 Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденных приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 21.11.2018 N 247 "Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения", размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи должны определяться в зависимости от форм, видов и условий оказания медицинской помощи и рассчитываться в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (приведенной в Правилах N 158н).
Из материалов дела следует, что в качестве основания для признания факта нецелевого использования средств ОМС послужили выводы комиссии Территориального фонда о расходовании средств ОМС в связи с оплатой расходов на выплату заработной платы врачу-эпидемиологу, по мотиву оказания медицинской помощи в сфере эпидемиологии в отсутствие у учреждения действующей лицензии на оказание соответствующего вида медицинской помощи.
Заявитель в данной части ссылается на выводы, приведенные в судебных актах по делу N А50-28340/2017 Арбитражного суда Пермского края, обстоятельства которого в силу части 2 статьи 69 АПК РФ с учетом субъективного состава участвующих в деле лиц, имеют для настоящего дела N А50-5524/2020 преюдициальное значение.
Заинтересованное лицо в подтверждение законности акта в указанной части ссылается на Территориальную программу на 2018 год, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 20.12.2017 N 1048-п и Тарифное соглашение на 2018 год, заключенное 22.12.2017 (приложение N 3 к решению Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 22.12.2017, протокол N 13).
В соответствии с абзацем 4 раздела I Территориальной программы на 2018 год расходование средств в рамках реализации Программы по видам медицинской помощи, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования, осуществляется медицинскими организациями в соответствии с Тарифным соглашением на соответствующий финансовый год.
Пунктом 11.6.8 Раздела III Тарифного соглашения на 2018 год установлено, что за счет средств ОМС не возмещаются расходы МО на организацию и выполнение составляющих медицинскую деятельность работ (услуг) в зависимости от условий и видов оказания медицинской помощи при отсутствии специального разрешения (лицензии); а пунктом 11.6.9 этого Тарифного соглашения на 2018 год определено, что не возмещаются расходы МО на оплату труда работников, оказывающих медицинскую деятельность по видам и профилям, не входящим в Территориальную программу ОМС, а также специалистов с высшим и средним медицинским образованием, оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную специальным разрешением (лицензией) и (или) не имеющих действующих сертификатов.
Проверив позиции каждой из сторон, оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, а также проанализировав положения пункта 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктов 158, 158.2, 158.3, 158.14 Правил N 158н, Приказа Минздрава Российской Федерации от 17.09.1993 N 220 "О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации", установил, что деятельность врача-эпидемиолога направлена на соблюдение безопасных условий пребывания и санитарно-эпидемиологического режима при проведении лечебно-диагностического процесса, необходима для обеспечения деятельности медицинской организации в целом в соответствии с Территориальной программой на 2018 год.
Указанное позволило прийти суду первой инстанции к выводу, что затраты на оплату труда такого врача на основании части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ (предусматривающей включение в структуру тарифа расходов на оплату труда), пунктов 158.3, 158.14 Правил ОМС, вне зависимости от ссылок Фонда на Территориальную программу на 2018 год и условия Тарифного соглашения на 2018 год, подлежали финансированию за счет ОМС.
Также суд отметил, что нарушений условий расходования целевых средств ОМС или чрезмерности этих расходов Территориальным фондом не установлено, а нормативные требования о наличии лицензии, на которые ссылается заинтересованное лицо, не являются критерием для определения целевого либо нецелевого характера спорных расходов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным акт фонда от 05.12.2019 в части требования о возврате средств использованных средств в сумме 263 106,08 руб. на выплату заработной платы врачу-эпидемиологу и применения штрафа в размере 10 % по отмеченному нарушению.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства.
Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд также исходит из того, что аналогичные обстоятельства были предметом исследования при рассмотрении дела N А50-28340/2017, которые в силу ст. 69 АПК РФ являются преюдициальными для настоящего дела.
Так, в рамках названного дела Верховным Судом РФ подтверждена правильность выводов судов о том, что деятельность врача-эпидемиолога направлена на соблюдение безопасных условий пребывания и санитарного-эпидемиологического режима при проведении лечебно-диагностического процесса в соответствии с Территориальными программами на 2015-2016 годы и по смыслу пункта 158.3 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, необходима для обеспечения деятельности медицинской организации в целом для оказания населению медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования, суды признали расходы учреждения на выплату заработной платы врачу-эпидемиологу, обеспечивающему деятельность учреждения в сфере ОМС, целевыми и экономически обоснованными (Определение Верховного суда РФ от 27.08.2018 N 309-КГ18-12196).
Доводы апелляционной жалобы, в том числе со ссылками на Территориальную программу и Тарифное соглашение 2018 года, апелляционным судом отклонены, поскольку они не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого в части судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части не имеется. В удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 июля 2020 года по делу N А50-5524/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
К.П. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5524/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ПОЛАЗНЕНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ