г. Москва |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А40-283892/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Панкратовой Н.И., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Логоэст" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2020 по делу N А40-283892/19 по иску Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055) к ООО "Логоэст" (ИНН 7719807290, ОГРН 1127746239708) третье лицо: Управление Росреестра по Московской области о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Гусева М.Н. по доверенности от 10.01.2020, диплом ВСВ 1816481 от 21.11.2006;
от ответчика: Акчурин З.Х. по доверенности от 20.11.2019, диплом КТ N 125585 от 25.06.2004;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Логоэст" о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040110:1258 в сумме 272 833 412 руб. 25 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что выводы суда не соответствуют материалам дела, поскольку судом были нарушены нормы материального права.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, представил письменные объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Представитель третьего лица, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явился, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2020 года на основании следующего.
В соответствии с пп. 14.4 п. 14 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество), утвержденного Постановлением Правительства МО от 29.10.2007 N 842/27, Минмособлимущество наделено полномочиями представлять и защищать интересы Московской области в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в том числе обращаться с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 01.11.2018 N исх-01-45/4110 на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040110:1258, площадью 101 150,00 кв. м, находящегося в собственности ООО "ЛОГОЭСТ", с "для сельскохозяйственного производства" на "основной для многоэтажной жилой застройки (высотной застройки)".
Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ вышеуказанного земельного участка и направило в адрес ООО "Логоэст" соответствующее уведомление от 27.06.2019 N 15исх-15803 (Уведомление) на общую сумму 272 833 412, 25 руб.
Уведомление не было получено ООО "ЛОГОЭСТ" и вернулось в адрес Минмособлимущества 02.09.2019.
В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.
В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка Минмособлимущество направило в адрес ООО "ЛОГОЭСТ" претензию от 19.08.2019 N 15исх-21661 на сумму 272 833 412, 25 руб.
Рассмотрев заявленные исковые, суд первой инстанции указал, что при невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч. 16 статьи 5.1. Закона N 23/96-03, Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов Московской области в судебном порядке (ч. 10 ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области").
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения об изменении вида разрешенного использования (ВРИ) земельных участков, расположенных на территории субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Московской области, находящихся в собственности физических или юридических лиц, принимаются при условии внесения собственниками земельных участков платы за изменение ВРИ, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Московской области.
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (Закон N 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)) ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства, ведение садоводства.
Плата взимается за указанное изменение ВРИ земельных участков, осуществленное:
1) на основании постановлений Правительства Московской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов и одновременном изменении их ВРИ (указанные постановления принимались до 31.12.2017 в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации");
2) на основании актов органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (указанные акты принимались до 01.10.2018 вплоть до перехода к изменению ВРИ земельных участков на основании правил землепользования и застройки муниципальных образований Московской области (ПЗЗ) путем обращения правообладателей земельных участков в Росреестр);
3) на основании ПЗЗ (как указано выше, с 01.10.2018 изменение ВРИ земельных участков осуществляется только путем обращения правообладателей в Росреестр, без принятия соответствующих актов органов местного самоуправления; вместе с тем, до указанной даты изменение ВРИ земельных участков также осуществлялось непосредственно Росреестром по заявлениям правообладателей земельных участков при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) координатного описания границ территориальных зон, установленных ПЗЗ);
4) на основании актов уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области - Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.
При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч. 16 статьи 5.1. Закона N 23/96-03, Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов Московской области в судебном порядке (ч. 10 ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области").
В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 указанной статьи.
Согласно части 10 указанной статьи, в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 указанной статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Спорный земельный участок с к.н. 50:14:0040110:1258 был образован из земельных участков с кадастровыми номерами:: 50:14:0040110:1140, 50:14:0040110:1134, 50:14:0040110:1133, 50:14:0040110:1131, 50:14:0040110:1130, 50:14:0040110:1146, 50:14:0040110:1142, 50:14:0040110:1144, 50:14:0040110:1066, 50:14:0040110:1127, 50:14:0040110:1128, 50:14:0040110:1136, 50:14:0040110:1138, 50:14:0040110:1068 (14 Участков).
Согласно выпискам из ЕГРН, вид разрешенного использования 14 Участков также был - "для сельскохозяйственного производства".
Таким образом, на момент образования и выкупа ответчиком земельного участка с к.н. 50:14:0040110:1258, вид разрешенного использования спорного участка был - "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается сведениями, внесенными в ЕГРН.
В настоящее время вышеуказанные земельные участки в проекте Генерального плана городского округа Щёлково отнесены к зоне многоквартирной жилой застройки Ж-1, в проекте Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щёлково - к зоне осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории КУРТ-31.
В Декларации об изменении вида разрешенного использования земельного участка ООО "Логоэст" сообщает об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование: дли сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 101150 (сто одна тысяча сто пятьдесят) кв. м., кадастровый номер: 50:14:0040110:1258, находящийся по адресу: Московская область, Щёлковский муниципальный район, принадлежащего на основании Решения единственного Участника ООО "Логоэст" от 20.02.2018 N 6/2018, о чем в ЕГРН 23.03.2018 года сделана запись регистрации N50:14:0040110:1258-50/014/2018-1 на категорию: земли населенных пунктов на вид разрешенного использования: основной для многоэтажной жилой застройки (высотной застройки), с кодом классификатора 2.6., в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о взыскании с ответчика платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040110:1258 в сумме 272 833 412 руб. 25 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
В апелляционной жалобе ООО "Логоэст" ссылается на то, что судом ошибочно взыскана плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка с к.н. 50:14:0040110:1258, т.к. в отношении спорного земельного участка не было принято решение Правительства Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанным доводом, поскольку изменение ВРИ спорного земельного участка осуществлено на основании Правил землепользования и застройки г/п Щелково, утвержденных Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области N 669/68-172-НПА от 26.12.2017 г., т.е. по одному из предусмотренных законодательством оснований изменения ВРИ земельных участков.
Платность изменения ВРИ земельных участков на основании ПЗЗ введена в законодательство Московской области с 01.01.2015 Законом Московской области от 23.12.2014 N 178/2014-03 "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Плата взимается при изменении ВРИ земельных участков, находящихся в частной собственности, под различные виды жилой застройки.
При изменении ВРИ земельного участка на основании ПЗЗ правообладатель земельного участка обращается непосредственно в орган регистрации прав (Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ ФКП "Росреестра по Московской области") с соответствующим заявлением. На основании такого заявления в ЕГРН вносятся сведения об изменении ВРИ земельного участка.
Письмом от 01.11.2018 N 01-45/4110 Филиал уведомил Минмособлимущество об изменении в третьем квартале 2018 года на основании ПЗЗ ВРИ земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040110:1258 с указанием в отношении него следующих сведений: правообладатель - ООО "Логоэст"; вид права - собственность; исходный ВРИ - "для сельскохозяйственного производства"; измененный ВРИ - "основной для многоэтажной жилой застройки (высотной застройки)"; дата внесения сведений в ГКН: 05.07.2018.
Таким образом, изменение ВРИ земельного участка осуществлено в июле 2018 г. на основании заявления его собственника - ООО "Логоэст", которое приобрело право собственности на земельный участок в марте 2018 г. (запись о государственной регистрации права собственности от 23.03.2018 N 50:14:0040110:1258-50/014/2018-1).
В пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) разъяснено, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требовалось. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Заявитель жалобы также полагает, что основанием для регистрации изменения и категории и вида разрешенного использования спорного земельного участка были произведены не на основании ПЗЗ, а на основании Генерального плана г. Щелково от 27.04.2004 N 267/50 и Решения Советов депутатов Щелковского района от 04.12.2007 N 263/24, что якобы подтверждается письмом Комитета по архитектуре и градостроительству МО от 20.01.2020 28Исх-1121/41-02.
Генеральный план является актом перевода земель иных категорий в категорию "земли населенных пунктов" и земель населенных пунктов в земли иных категорий (подп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
На основании утвержденного генерального плана в ЕГРН вносятся сведения об изменении категории на категорию "земли населенных пунктов" в отношении земельных участков, которые генеральным планом включены в границы населенных пунктов.
Однако генеральный план не является актом изменения ВРИ земельных участков, поэтому изменение генеральным планом категории земельного участка (включение земельного участка в границы населенного пункта) не влекло изменение его ВРИ.
В настоящем случае изменение ВРИ земельного участка осуществлено на основании Правил землепользования и застройки г/п Щелково, утвержденных Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области N 669/68-172-НПА от 26.12.2017 г., т.е. по одному из предусмотренных законодательством оснований изменения ВРИ земельных участков).
Данные выводы подтверждаются письмом Администрации городского округа Щелково от 22.06.2020 N 172-01 Исх-7592С, в котором указано, что спорный земельный участок не входил в границы города Щелково на основании Генерального плана не на основании Решения Совета депутатов Щелковского района от 04.12.2007 N263/24, а был отнесен к зоне многоквартирной жилой застройки только на основании Решения Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области N 669/68-172-НПА от 26.12.2017.
Кроме того, основания освобождения от платы за изменение установлены в п. 3 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ.
Согласно данной норме указанная плата не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, приведенный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области. Законом N 23/96-03 (ст. 5.2) приведен исчерпывающий перечень оснований для освобождения собственника земельного участка от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме оснований, установленных в п. 3 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, к основаниям освобождения также относятся случаи, если ВРИ земельного участка изменяется на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области и включенным в перечень, утвержденный Правительством Московской области. Между тем ни одно из оснований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ и Законом N 23/96-03 не относится к случаю изменения вида разрешенного использования ответчиком.
Учитывая, что заявителм не представлено доказательств наличия градостроительного плана земельного участка, утвержденного до дня вступления в силу Закона N 43-ФЗ, участок не отнесен к объектам, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области и не включен в утвержденный Правительством перечень, оснований для освобождения от платы за изменение ВРИ не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловного основания для отмены решения суда, при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2020 по делу N А40-283892/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-283892/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЛОГОЭСТ"
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22458/20
26.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44442/20
13.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-283892/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-283892/19