г. Самара |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А49-1573/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - Морозов Д.Ю. по доверенности от 18 февраля 2019 года,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ПЕНЗКОМПРЕССОРМАШ" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 августа 2020 года по делу N А49-1573/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ИНН 5836623790 ОГРН 1065836023714), город Пенза,
к ОАО "ПЕНЗКОМПРЕССОРМАШ" (ИНН 5835000698 ОГРН 1025801203537), город Пенза,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к открытому акционерному обществу "ПЕНЗКОМПРЕССОРМАШ" (далее - ответчик) о взыскании платы в сумме 1 863 570 руб. 32 коп. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января по декабрь 2018 года по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 7311 от 01 января 2007 года.
Решением суда от 11.08.2020 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Горводоканал" (Водоканал) и ОАО "Пензкомпрессормаш" (Абонент) в редакции протокола урегулирования разногласий от 05.12.2007 г. заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан - собственников нежилых помещений N 7311 от 01.01.2007 г., предметом которого является отпуск питьевой воды из городского водопровода, прием, транспортировка сточных вод и оплата предоставленных услуг абонентом (п. 1.1 договора).
Местом исполнения обязательств водоканала по данному договору признаются колодцы в местах присоединения к сетям, находящимся на балансевВодоканала. Объект абонента расположен по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, д. 63 (п. 1.3., 1.4 договора).
Контрольный колодец N 73 согласован сторонами и указан в схеме согласования (т. 1 л.д. 121).
В силу п. 3.1.4 договора N 7233 от 01.10.2007 г. водоканал обязан систематически контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом в канализацию водоканала путем отбора проб. Полученный результат пробы стороны считают действительным до следующего отбора проб.
Абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ сотрудников водоканала для осуществления контрольных функций на узлы Абонента и к контрольным колодцам для отбора проб, осмотра и проведения эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях, водоводах и коллекторах, находящихся в ведении водоканала проходящих по территории абонента. Время ожидания допуска представителями сотрудников водоканала не может быть более 20 мин. Случаи превышения указанного времени считаются недопуском представителей Водоканала к контрольным колодцам для отбора проб (п. 3.2.22 договора).
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (п. 3.2.27 договора).
В силу п. 2.3 договора контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Контроль за соблюдением нормативов качества сбрасываемых сточных вод абонентом осуществляется водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Отбор контрольных проб производится в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными документами. Сроки отбора проб (контрольных проб) и время проведения отбора определяются водоканалом, при отборе проб сточных вод составляется двухсторонний акт (п. 5.1, 5.2 договора).
В соответствии с п. 5.4 договора протокол и (или) акт подписываются представителями водоканала и абонента с указанием должности и фамилии. Вторые экземпляры протокола и (или) акта остаются у абонента. Представителем абонента является любое лицо, назначенное должностным лицом абонента по письменному либо устному распоряжению, действующее без доверенности и участвующее в отборе проб и в подписание акта. При несогласии абонента с содержанием протокола и (или) акта абонент обязан подписать их с указанием своих возражений по предъявленным претензиям. При отказе абонента от подписания этих документов они вступают в силу в одностороннем порядке с отметкой "от подписи отказался" (п. 5.4 договора).
Пунктом 5.6 договора установлено, что анализы проб сточных вод производятся лабораторией водоканала. Водоканал вправе провести анализ отобранных сточных вод в иной независимой аттестованной лаборатории.
Согласно п. 6.3 договора расчеты с абонентом за сброс загрязняющих веществ и превышение нормативов водоотведения производятся на основании действующего законодательства и договора в размерах, установленных актами РФ, субъекта РФ и органа местного самоуправления.
Оплата за питьевую воду и сброс сточных вод производится в течение 3 дней с момента выставления счета абоненту. Оплата за превышение нормативов водоотведения, производится в порядке согласно постановлению СМ РСФСР N 179 от 30.05.1990 г. (п. 6.5 договора).
В соответствии с п. 10.8 договора во всем остальном, не предусмотренном настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ, а также, утвержденными в установленном порядке Правилами. Договор действует с 01.01 по 31.12.2007 г.
При этом, согласно п. 10.2 договора, если ни одна из сторон в письменной форме не заявила о расторжении или изменении договора в месячный срок до момента истечения срока его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
Доказательств расторжения сторонами указанного договора в ходе судебного разбирательства представлено не было, в связи с чем, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, обоснованно исходил из того, что договор сторонами пролонгирован и является действующим.
Письмом от 13.02.2014 г. ответчик уведомил истца о том, что уполномоченным представителем ОАО "Пензкомпрессормаш" при отборе сточных вод являются Гусев Михаил Евгеньевич - главный энергетик, тел.: 59-45-05, 29-47-32 и Зорина Анна Владимировна - инженер ООС, тел.: 59-44-98 (т. 1 л.д. 123).
Письмом от 28.04.2018 г. N 08/973 ответчик сообщил истцу о смене представителя ОАО "Пензкомпрессормаш", ответственного за сопровождение и участие при отборе проб сточных вод, которым является инженер ООС Ларцева Валентина Игоревна, тел. 59-44-49, сот. 8937-418-68-39 (т. 1 л.д. 124).
09.01.2018 г. истцом произведен отбор проб сточных вод из согласованного сторонами контрольного колодца N 1, по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 63., в присутствии представителя ответчика и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 4 от 09.01.2018 г. (т. 1 л.д. 40).
Контрольный колодец согласован сторонами в договоре на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан-собственников нежилых помещений N 7311 от 01.01.2007 г., на схеме он указан как контрольный колодец N 73.
Согласно журналу передачи телефонограмм абонентам ООО "Горводоканал" истец уведомил об отборе проб сточных вод инженера ООС Зорину 09.01.2018 г. в 14:04 час. по контактному телефону 59-44-98 (т. 1 л.д. 126).
По данным акта отбора проб сточных вод от 09.01.2018 г., отбор проб произведен с 14:10 час. до 14:20 час. в присутствии инженера ООС Зориной Н.А., и акт подписан без замечаний.
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 4 от 22.01.2018 г. и дополнении к протоколу N 4 от 31.01.2018 г. зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных Приложением N 5 к Правилам N 644 (т. 1 л.д. 44, 49).
Результаты анализов сточных вод направлены в адрес ответчика и получены им 12 и 26.02.2018 г., что подтверждается представленными в материалы дела почтовыми уведомлениями (т. 1 л.д. 50, 55).
27.04.2018 г. истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, согласованного с ответчиком, по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 63.
Отбор проб произведен в отсутствие представителя ответчика и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 421 от 27.04.2018 г. (т. 1 л.д. 51).
Согласно журналу передачи телефонограмм абонентам ООО "Горводоканал" истец уведомил об отборе проб сточных вод представителя ответчика 27.04.2018 г. в 15:41 час. по телефону 59-44-98 (т. 1 л.д. 126), а отбор производился с 15:56 час. до 16:10 час.
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 373 от 14.05.2018 г. и дополнении к протоколу N 373 от 21.05.2018 г. зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных Приложением N 5 к Правилам N 644 (т. 1 л.д. 55, 60).
Результаты анализов сточных вод направлены в адрес ответчика и получены им 04.06.2018 г., что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением (т. 1 л.д. 56, 61).
03.07.2018 г. истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, согласованного ответчиком, по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 63.
Отбор проб произведен в присутствии представителя абонента - инженера ООС Ларцевой В.И. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 720 от 03.07.2018 г., который подписан представителем абонента без замечаний (т. 1 л.д. 62).
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 657 от 16.07.2018 г. зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных Приложением N 5 к Правилам N 644 (т. 1 л.д. 66).
Результаты анализов сточных вод направлены в адрес ответчика и получены им 27.07.2018 г., что подтверждается почтовым уведомлением (т. 1 л.д. 67).
05.10.2018 г. истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 63.
Отбор проб произведен в присутствии представителя абонента - инженера ООС Ларцевой В.И. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 1132 от 05.10.2018 г., который подписан представителем абонента без замечаний (т. 1 л.д. 68).
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 1056 от 22.10.2018 г. зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных Приложением N 5 к Правилам N 644 (т. 1 л.д. 72).
21.11.2019 г. ответчику с сопроводительным письмом N 4951/13049 от 21.11.2019 г. вручены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и счета на оплату за следующие периоды: с 01 по 31.01.2018 г., с 01 по 28.02.2018 г., с 01 по 31.03.2018 г., с 01 по 30.04.2018 г., с 01 по 31.05.2018 г., с 01 по 30.06.2018 г., с 01 по 31.07.2018 г., с 01 по 31.08.2018 г., с 01 по 30.09.2018 г., с 01 по 31.10.2018 г., с 01 по 30.11.2018 г., с 01 по 31.12.2018 г. (т. 1 л.д. 73 - 85).
Поскольку оплату выставленных счетов ответчик не произвел, истец направил в его адрес претензию N 5808/14970 от 30.12.2019 г. с требованием оплатить в течение 7 дней задолженность за негативное воздействие на работу централизованный системы водоотведения в размере 1 863 570 руб. 32 коп. по итогам 2018 г.
Принимая во внимание, что претензия была оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с требованием о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 1 863 570 руб. 32 коп. за период с января по декабрь 2018 г. по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 7311 от 01.01.2007 г.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению в спорном периоде регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. N 525 (далее - Правила N 552).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416 -ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты РФ").
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
При этом правилами холодного водоснабжения и водоотведения определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (п. 13.1 ст. 2, п. 8.2 ч. 11 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Правительством РФ.
На основании п.п. "ж", "и" п. 35 Правила N 644, абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 113 Правил N 644 определено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно Приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно Приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 настоящих Правил.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п. 113 и 114 настоящих правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими правилами.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (п. 119 Правил N 644).
Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Правительством РФ, и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод (п. 85 Правил N 644).
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, согласно п. 3 которых контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
В силу п. 18, 19 Правил контроля отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, а также контроль состава и свойств сточных вод абонента регулируются ст. ст. 30.1 - 30.3 Закона N 416-ФЗ, которые были введены Федеральным законом N 225-ФЗ.
Так, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Правительством РФ (ч. 1 ст. 30.2 Закона N 416-ФЗ).
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Правительством РФ (ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).
Абонент, в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (п.п. "ж" п. 35, п.п. "г" п. 36 Правил N 644).
Запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу по перечню, приведенному в Приложении N 4 к Правилам N 644, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно Приложению N 4(1) к Правилам N 644.
Кроме того, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню, приведенному в Приложении N 5 к Правилам (п. 113 Правил N 644).
Пункт 114 Правил N 644 предусматривает возможность заключения договора между организацией, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, и абонентом о приеме сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, при условии в том числе неухудшения качества очистки сточных вод.
В этом случае плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения уплачивается абонентом в размере, определяемом соглашением сторон.
Если сточные воды, принимаемые в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, определяемых Правилами (п. 118 Правил N 644).
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно (п. 119 Правил N 644):
по формулам, предусмотренным п. 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120, абз. 8 п. 123, п. 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной п. 123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Отбор контрольных проб производится в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 г. N 728.
Если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, установленных п.п. "а" п. 113 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле (п. 120 Правил N 644):
П = Кк x Т x Q,
где: П - размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, без учета НДС (руб.);
Кк - коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение 12 календарных месяцев с даты совершения предыдущего нарушения того же пункта Приложения N 4 к Правилам N 644 - 10, при последующих нарушениях в течение 12 календарных месяцев с даты первого нарушения того же пункта Приложения N 4 к Правилам N 644 - 25;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета НДС, учитываемого дополнительно (руб./куб. м);
Q - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения.
В случае сброса абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных п.п. "б" п. 113 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле (п. 123 Правил N 644):
П = (Макс(Ю,) + Сумм(К12) + Макс(Кд + Сумм(Ю4) + KipH + КЧ + KW, + Макс(Кд ) х Т х Qro
где: Макс(К11) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод по веществам, отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644, при этом кратность превышения (Ki) определяется по формуле, предусмотренной п. 123(1) Правил N 644;
Сумм(К12) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644;
Макс(К13) - максимальные из всех значений кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644;
Сумм(К14) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644;
KipH - значение кратности превышения (Ki) по водородному показателю (pH), которое принимается равным коэффициенту воздействия водородного показателя (pH) согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644, на основании значения водородного показателя (pH), заявленного абонентом в декларации либо зафиксированного в контрольной пробе, если оно отличается от заявленного в декларации значения;
к1т, К1лос, К1жиры, к1пх6 - значения кратностей превышения (Ki) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам, полихлорированным бифенилам;
Макс(К15) ~ л^-ч v 5/ - максимальные из значений кратностей превышения (Ki) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета НДС, учитываемого дополнительно (руб./куб. м);
QПР - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы, абонент вносит плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 194 Правил N 644).
Расчет платы (п. 197 Правил N 644) производит организация, осуществляющая водоотведение, ежемесячно на основании декларации абонента либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод по формуле (без учета НДС, учитываемого дополнительно):
где: Мбаз - масса сбросов загрязняющих веществ (платежная база) по каждому загрязняющему веществу, для которого установлен норматив состава сточных вод;
Н - ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты), утв. Правительством РФ;
k1 - коэффициент обеспечения компенсации платежей организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, равный:
100 - за массу сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов;
25 - за массу сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды;
k2 - коэффициент, равный 0,5, применяемый при сбросе абонентами в централизованные системы водоотведения загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших технологий в сфере очистки сточных вод систем водоотведения поселений или городских округов;
k3 - коэффициенты, устанавливаемые Правительством РФ к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду;
k4 - коэффициент, учитывающий расходы организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение функций по исчислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, равный 1,1;
Уаб - размер компенсации абонентом расходов организации, осуществляющей водоотведение, в случае невыявления абонентов, допустивших сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, абонентов или иных лиц, допустивших сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (канализации), приведший к причинению вреда водному объекту, определяемый в соответствии с п. 199 Правил N 644 (руб.).
Исходя из Разъяснений по применению действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения в части установления нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов и расчета и взимания платы за превышение таких нормативов, данных Минстроем России в письме от 09.10.2017 г. N 36109-АЧ/04, до вступления в силу соответствующих изменений в Правила N 644, подлежащих внесению во исполнение Закона N 225 -ФЗ, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов РФ, принятыми во исполнение Постановления N 1310 (при этом также следует учитывать п. 3 Правил N 644).
Исходя из приведенных норм права, одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов):
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные Приложением N 5 к Правилам N 644.
Названные требования имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса); платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, исходя из указанных выше норм права, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что одновременное взимание и платы за превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод, и сбора за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является правомерным. В связи с чем, ссылка ответчика на недопустимость взимания платы за один и тот же период как за превышение ПДК загрязняющих веществ, так и за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения несостоятельна и обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Довод ответчика о том, что истцом неправомерно в отсутствие подписанного типового договора или дополнительного соглашения к действующему договору предъявлено требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку в соответствии с п. 10.8 договора N 7311 от 01.01.2017 г. стороны во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, руководствуются действующим законодательством РФ, а также утвержденными в установленном порядке Правилами.
В связи с чем, вывод суда о том, что к отношениям сторон подлежат применению Правила принятые и после заключения договора, в том числе Правила N 644 и Правила N525, является правильными и основанным на нормах действующего законодательства.
Довод ответчика о том, что истцом не представлено надлежащих доказательств извещения о предстоящем отборе проб 27.04.2018 г., правильно отклонен судом первой инстанции, поскольку опровергается представленными доказательствами и показаниями свидетелей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, письмом от 13.02.2014 г. ответчик уведомил истца о том, что уполномоченным представителем ОАО "Пензкомпрессормаш" при отборе сточных вод являются Гусев Михаил Евгеньевич - главный энергетик, тел.: 59-45-05, 29-47-32 и Зорина Анна Владимировна - инженер ООС, тел.: 59-44-98 (т. 1 л.д. 123).
Письмом от 28.04.2018 г. N 08/973 ответчик сообщил истцу о смене представителя ОАО "Пензкомпрессормаш", ответственного за сопровождение и участие при отборе проб сточных вод, которым является инженер ООС Ларцева Валентина Игоревна, тел. 59-44-49, сот. 8937-418-68-39 (т. 1 л.д. 124).
Из представленного в материалы дела акта N 421 от 27.04.2018 г. следует, что на отбор проб сточных вод представитель абонента, т.е. ответчика не явился, отбор проб произведен в одностороннем порядке.
Согласно п. 21 Правил N 525 организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
Так, с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, судом первой инстанции по ходатайству истца и ответчика в соответствии со ст. ст. 56, 88 АПК РФ были заслушаны пояснения свидетелей Сторожук Валентины Николаевны пробоотборщика ООО "Горводоканал", Фролова Сергея Владимировича пробоотборщика и водителя ООО "Горводоканал", Ларцевой Валентины Игоревны инженера ООС ОАО "Пензкомпрессормаш".
В результате опроса свидетелей судом установлено следующее:
Свидетель Сторожук Валентина Николаевна пояснила, что работает пробоотборщиком 48 лет. 27.04.2018 г. вместе с водителем, который также является пробоотборщиком Фроловым Сергеем Владимировичем прибыли в ОАО "Пензкомпрессормаш" для отбора проб. Не заезжая на территорию предприятия, она позвонила по согласованному сторонами контактному номеру телефона 59-44-98, на звонок ответила женщина, которая не представилась. Представившись Сторожук сказала, что сотрудники ООО "Горводоканал" прибыли для отбора проб сточных вод. После звонка, на проходной сотрудников ООО "Горводоканал" встретила Ларцева, которая села в транспортное средство ООО "Горводоканал" и они все вместе проехали по территории ОАО "Пензкомпрессормаш" до согласованного сторонами контрольного колодца, расположенного возле канализационной станции. При отборе проб 27.04.2018 г. присутствовала Ларцева, которая пояснила, что прежний ответственный сотрудник уволился, и она теперь является ответственным лицом за сопровождение и участие при отборе проб сточных вод. Поскольку в ООО "Горводоканал" сведения о Ларцевой как об ответственном лице отсутствовали, в акте отбора проб от 27.04.2018 г. указано, что отбор проб проведен в одностороннем порядке. При этом, в журнале передачи телефонограмм абонентам ООО "Горводоканал" была сделана отметка, что при отборе проб присутствовала Ларцева. Ларцевой пояснили о необходимости направления в адрес ООО "Горводоканал" соответствующего письма, где она будет указана в качестве ответственного лица. Письмом от 28.04.2018 г. ОАО "Пензкомпрессормаш", то есть на следующий день, сообщило ООО "Горводоканал" о смене представителя ответственного за сопровождение и участие при отборе проб сточных вод, которым является инженер ООС Ларцева Валентина Игоревна. При последующих отборах проб сточных вод участие принимала Ларцева. В актах отбор проб указан К/К N 1, поскольку у ОАО "Пензкомпрессормаш" имеется один согласованный колодец. При наличии нескольких колодцев, указывается К/К N 1, 2, 3 и т.д.
Свидетель Фролов Сергей Владимирович пояснил, что работает в ООО "Горводоканал" как водителем, так и пробоотборщиком. Раз в квартал выезжают в ОАО "Пензкомпрессормаш" для отбора сточных вод. 27.04.2018 г. при отборе проб сточных вод присутствовала Ларцева, которая не имела права подписывать акт отбора проб, поскольку в ООО "Горводоканал" сведения о ней, как об ответственном лице, отсутствовали. После звонка о прибытии для отбора проб пробоотборщиков ООО "Горводоканал" сотрудника абонента ожидают возле ворот и впоследствии вместе проезжают до контрольного колодца. Контрольный колодец согласован сторонами и указан на схеме. Первый раз место нахождения и сам контрольный колодец пробоотборщикам показывает инженер ООО "Горводоканала", который и согласовывал контрольный колодец с абонентом. Поскольку у данного абонента один контрольный колодец, в акте он указан как К/К N 1, а у абонентов, у которых несколько колодцев указывается К/К N 1, 2 и т.д.
Свидетель Ларцева Валентина Игоревна пояснила, что работает в ОАО "Пензкомпрессормаш" инженером со 02.04.2018 г. На отборе проб сточных вод пробоотборщиками ООО "Горводоканал" 27.04.2018 г. не присутствовала. Обязанность присутствовать при отборе проб на нее возложена с третьего квартала 2018 г. Как сотрудники ООО "Горводоканал" 27.04.2018 г. оказались на территории ОАО "Пензкомпрессормаш" ей не известно. На телефонный звонок представителей ООО "Горводоканал" 27.04.2018 г. не отвечала, поскольку ей был предоставлен другой кабинет, чем у предыдущего инженера ООС.
По мнению апелляционного суда, оценивая показания свидетелей по правилам ст. ст. 65, 67, 68 АПК РФ в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, как требует того ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно критически отнесся к показаниям свидетеля Ларцевой В.И., поскольку показания данного свидетеля противоречат всей совокупности доказательств по делу, согласующихся между собой, в частности с идентичными показаниями свидетелей Сторожук Валентины Николаевны и Фролова Сергея Владимировича, а также письмом, направленным ОАО "Пензкомпрессормаш" в ООО "Горводоканал" от 28.04.2018 г. N 08/973 (на следующий день после отбора проб 27.04.2018 г.) в соответствии с которым, ответственным за сопровождение и участие при отборе проб сточных вод является инженер ООС Ларцева Валентина Игоревна.
Как установлено судом, об отборе проб сточных вод истец уведомил сотрудника ОАО "Пензкомпрессормаш" по контактному телефону 59-44-98, указанному в письме от 13.02.2014 г. N 08/334, до 28.04.2018 г. иные контактные сведения ОАО "Пензкомпрессормаш" в ООО "Горводоканал" не передавало, а доказательств обратного ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ суду не представлено.
Следовательно, сотрудник истца правомерно о предстоящем отборе проб известил ответчика по контактному телефону 59-44-98, и обязанности по извещению абонента по другим телефонам в рассматриваемом случае не установлено, поскольку сообщение было принято.
Данные обстоятельства подтверждаются журналом передачи телефонограмм абонентам ООО "Горводоканал" и детализацией телефонных звонков, представленной ПАО "МТС", являющимся оператором телефонной связи ООО "Горводоканал".
В связи с чем, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии действий истца при отборе проб нормативному регулированию и условиям договора, и несостоятельности доводов ответчика о ненадлежащем извещении о предстоящем отборе проб 27.04.2018 г.
Довод ответчика о том, что стационарный телефон 59-44-98 с 01.03.2018 г. был закреплен за начальником участка по ремонту и обслуживанию энергетического оборудования и Ларцева В.И. не могла 27.04.2018 г. принять звонок от сотрудников ООО "Горводоканал", обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку обязанность по своевременному извещению об ответственном лице, которое может представлять интересы абонента при отборе проб лежит на ответчике, телефонный звонок был принят, пробоотборщиков на машине пропустили на территорию через проходную с охранниками.
Доказательств свободного прохода и проезда на территорию ОАО "Пензкомпрессормаш" любого лица в материалы дела не представлено.
Частью 1 ст. 30 Закона N 416-ФЗ определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
Как правильно указано судом первой инстанции, в спорный период данный порядок был регламентирован Правилами N 525, в силу п. 3 которых контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и их последующий анализ.
Согласно п. 18, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в Приложении N 2.
Поскольку на территории г. Пензы организацией, осуществляющей водоотведение, является ООО "Горводоканал", апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец правомерно обратился в арбитражный суд с данным иском, в связи с чем, находится ли централизованная система водоотведения в арендном пользовании истца или в его собственности, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Как и не имеет значение отсутствие доказательств регистрации договора аренды муниципального имущества N 52 от 08.08.2007 г., заключенного между ООО "Горводоканал" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (в настоящее время - Управление муниципального имущества г. Пензы), поскольку договор сторонами исполняется, сомнений у сторон договора в предмете аренды нет, ответчик не представил доказательств того, что сброс сточных вод он производил в 2018 г. не в централизованную систему водоотведения г. Пензы и прием сточных вод осуществляло иное лицо, а не ООО "Горводоканал".
Довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств наличия расходов понесенных в 2018 г. в сумме 1 863 570 руб. 32 коп., судом отклонены правильно, поскольку обязательными условиями установления обязанности ответчика по внесению предъявленной ко взысканию платы является установление факта нарушения ответчиком требований к сброшенным им сточным водам в систему канализации и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и превышением содержания вредных веществ в канализационных стоках, поступивших в централизованную систему водоотведения от абонента.
При этом, взыскание платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения закреплено на законодательном уровне и не поставлено в зависимость от понесенных ООО "Горводоканал" расходов.
Согласно п. 123(5) Правил N 644 средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.
Ссылка представителя ответчика на то, что отбор проб производился 09.01.2018 г., 27.04.2019 г. и 05.10.2018 г., а объем сточных вод при начислении платы истцом необоснованно брался за полный месяц, не состоятельна, поскольку в соответствии с п. 123 Правил N 644 при начислении платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения берется общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров).
При таких обстоятельствах, исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отбор сточных вод проведен истцом без нарушений требований нормативных актов в присутствии представителя ответчика; ответчик своевременно был уведомлен о предстоящем отборе проб сточных вод; факт превышения ответчиком нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, и сведения, примененные в расчете истца, подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты; форма и содержание актов соответствуют требованиям, установленным нормативными актами.
Представленный истцом расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения соответствует требованиям, установленным нормативными актами.
Расчет суммы платы, судом проверен и признан арифметически верным, и ответчиком, в свою очередь в суде первой инстанции не оспорен.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возложена на ответчика требованиями действующих нормативных правовых актов, а факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в систему городской канализации с превышением установленных законом концентраций подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции, исходя из положений ст. ст. 309, 310, 781 ГК РФ, ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, правомерно признал исковые требования ООО "Горводоканал" о взыскании с ОАО "Пензкомпрессормаш" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 1 863 570 руб. 32 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 августа 2020 года по делу N А49-1573/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1573/2020
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: ОАО "Пензкомпрессормаш"