город Воронеж |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А36-3430/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу N А36-3430/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396) к обществу с ограниченной ответственностью "Дороги Черноземья" (ОГРН 1184827009333, ИНН 4826136796) о взыскании 4 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период (апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, июль 2019 года),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее ГУ УПФР, заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Дороги Черноземья" (далее - ООО "Дороги Черноземья", Общество, страхователь) 4 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период (апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, июль 2019 года).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 02.06.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу N А36-3430/2020 заявленные требования удовлетворены частично, с Общества с ограниченной ответственностью "Дороги Черноземья" в доход соответствующего бюджета взыскано 1000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период апрель 2019 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым решением суда Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области ссылается на то, что требования УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о взыскании с ООО "Дороги Черноземья" финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3500 руб. за май, июнь, июль 2019 г. подлежат удовлетворению. В рассматриваемом случае были представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении конкретного застрахованного лица, которые уже были представлены в исходных формах СЗВ-М за май, июнь, июль 2019 г., а имело место несвоевременное первичное представление сведений по формам СЗВ-М май, июнь, июль 2019 г. (дополняющая) в отношении работающих застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в своевременно представленной исходной форме СЗВ-М за май, июнь, июль 2019 г.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из апелляционной жалобы Управления следует, что решение суда обжалуется им в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обществом ходатайства о пересмотре судебного акта в полном объеме не заявлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, ООО "Дороги Черноземья" 15.05.2019 в ГУ УПФР представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) на 33 застрахованных лица за апрель 2019.
В адрес страхователя Фондом 16.05.2020 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и 23.05.2019 посредством почты направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями. 10 июня 2019 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2019 года на 33 застрахованных лица, в которой устранил ошибку, содержащуюся в исходной форме и обнаруженную Фондом.
16.08.2019 страхователем представлены в Фонд дополняющие сведения за май 2019, июнь 2019 и июль 2019 в отношении соответственно 3 застрахованных лиц (за май и июнь 2019) и 1 застрахованное лицо за июль 2019.
По результатам проверки представленных сведений фондом были составлены акты от 15.07.2020 N 058S18190004499 (л.д.30-33), от 11.10.2019 N 058S18190006037 (л.д.51-55), N 058S18190006042 (л.д.74-78) и N 058S18190006044 (л.д.97-101) и приняты решения от 29.08.2020 N 058S19190005179 (л.д.34-38), от 28.11.2020 N 058S19190006748 (л.д.56-61), N 058S19190006750 (л.д.79-84), N 058S19190006751 (л.д.102-107) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которыми ООО "Дороги Черноземья" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в дополняющей форме СЗВ-М за апрель 2019 года в виде штрафа в сумме 1000 руб., за май 2019 - в виде штрафа в сумме 1500 руб., за июнь 2019 - в виде штрафа в сумме 1500 руб., за июль - в виде штрафа в сумме 500 руб.
После вступления указанных решений в законную силу в адрес страхователя были направлены требования от 08.10.2019 N 058S01190005387, от 15.01.2020 N 058S01200000179, N 058S01200000181, N 058S01200000183 об уплате финансовых санкций соответственно в срок до 28.10.2019 и до 04.02.2020.
В связи с неисполнением указанных требований заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Судом области, признаны обоснованными требования Управления о взыскании с ООО "Дороги Черноземья" финансовой санкции в сумме 1000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений за апрель 2019 г. Вместе с тем, судом отказано в удовлетворении требования о привлечении ООО "Дороги Черноземья" к ответственности за нарушение срока предоставления сведений за май, июнь, июль 2019 г., поскольку исходные сведения о застрахованных лицах за указанный период представлены обществом с соблюдением требований п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области обжалует решение суда первой инстанции только в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Обществом не заявлено требований о необходимости пересмотра судебного акта в полном объеме.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области в обжалуемой истцом части, исходит из следующего.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В пункте 37 Инструкции N 766н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 39 Инструкции N 766н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений действующего законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете), Инструкции N 766н, определяющей порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета, в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либо самостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленном органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлении соответствующих исправлений (дополнений).
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, заявителем в Управление Пенсионного фонда были своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за май, июнь, июль 2019 года, тип формы "исходящая", что не оспаривается заинтересованным лицом.
Указанные формы СЗВ-М (исходная) были приняты органом Пенсионного фонда без замечаний
ООО "Дороги Черноземья" 16.08.2019 представило в Фонд дополняющие сведения за май 2019 г., июнь 2019 г. и июль 2019 г. в отношении соответственно 3 застрахованных лиц (за май и июнь 2019 г.) и 1 застрахованное лицо за июль 2019 г., которые были приняты Пенсионным фондом.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что допущенные заявителем несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-М за май, июнь, июль 2019 года были самостоятельно устранены ООО "Дороги Черноземья" до выявления указанных нарушений Управлением Пенсионного фонда, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за указанные периоды 2019 года, общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за эти периоды, которые ранее не представлялись.
Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневный срок, не соответствует понятию юридической ответственности, которая представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Целью назначения наказания за нарушение требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете является предупреждение совершения новых правонарушений (как самим правонарушителем, так и другими лицами), а также обеспечение полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, используемых для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Одновременно, установленный на основании статьи 19 Федерального закона N 27-ФЗ Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета порядок осуществления контроля за достоверностью представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, в части исправления ошибок в представленных страхователем индивидуальных сведениях путем их уточнения и дополнения представляет собой иной механизм достижения соответствующих целей, эффективность которого обеспечивается, в том числе, возможностью неприменения финансовых санкций при представлении страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений либо самостоятельно, либо в установленный в уведомлении контролирующего органа срок.
В материалы дела не представлено доказательств того, что пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленных ошибках и предложил представить уточненные данные. Доказательств направления пенсионным фондом в адрес Общества уведомлений либо иных писем, в которых сообщалось о непредставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках, либо расхождениях также не представлено.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, ООО "Дороги Черноземья" реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений май, июнь, июль 2019 года, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период.
Ссылка в апелляционной жалобе на вступивший в действие 27.07.2020 приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", признающий утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", не принимается апелляционным судом, поскольку действие приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н не распространяется на правоотношения, возникшие в спорные периоды.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения ООО "Дороги Черноземья" к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за нарушение срока предоставления сведений за май, июнь, июль 2019 г. путем представления формы СЗВ-М с типом "дополняющая", у Управления Пенсионного фонда не имелось.
Довод Управления о том, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении требования Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области о взыскании с ООО "Дороги Черноземья" финансовой санкции (3500 руб.) за нарушение сроков предоставлений сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за май, июнь. Июль 2019 г. правомерно отказано судом области.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области и отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу N А36-3430/2020в обжалуемой части не имеется.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу N А36-3430/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3430/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке
Ответчик: ООО "ДОРОГИ ЧЕРНОЗЕМЬЯ"