г. Самара |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А55-12813/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корнилова А.Б., Корастелева В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу администрации муниципального района Сергиевский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2020 года по делу N А55-12813/2019 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388), город Санкт-Петербург, к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Росреестра по Самарской области, Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, ООО Агрокомплекс "Конезавод Самарский", ООО "Средневолжская газовая компания", МУЗ "Сергиевская центральная районная больница", Воропаева Сергея Петровича, Сиземиной Ольги Николаевны, Антоновой Марины Николаевны, Сиземина Игоря Владимировича, об оспаривании отказа, об обязании,
с участием в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Ростелеком" - представителя Красавиной Е.В. (доверенность от 18.04.2019),
от администрации муниципального района Сергиевский Самарской области - представителя Коминой М.В. (доверенность от 20.10.2020),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании отказа администрации муниципального района Сергиевский Самарской области (далее - Администрация) в установлении зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) - охранной зоны волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), проложенной в границах Сергиевского муниципального района на участках "АТС с.Сергиевск-АТС с.Елшанка - ОВОП с.Елшанка с отводом к АТС с.Воротнее - ОВОП с.Воротнее", выраженный в письме от 04.02.2019 N 360, об обязании Администрации области в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу принять постановление об установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зоны волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), проложенной в границах Сергиевского муниципального района на участках "АТС с.Сергиевск-АТС с.Елшанка - ОВОП с.Елшанка с отводом к АТС с.Воротнее - ОВОП с.Воротнее".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление Росреестра по Самарской области, Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, ООО Агрокомплекс "Конезавод Самарский", ООО "Средневолжская газовая компания", МУЗ "Сергиевская центральная районная больница", Воропаев Сергей Петрович, Сиземина Ольга Николаевна, Антонова Марина Николаевна, Сиземин Игорь Владимирович.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2020 года по делу N А55-12813/2019 заявленные требования удовлетворены частично.
Отказ Администрации в установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зоны волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), проложенной в границах Сергиевского муниципального района на участках "АТС с.Сергиевск-АТС с.Елшанка - ОВОП с.Елшанка с отводом к АТС с.Воротнее - ОВОП с.Воротнее", выраженный в письме от 04.02.2019 N 360, признан незаконным.
Суд обязал Администрацию в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление ПАО "Ростелеком" об установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зоны волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), проложенной в границах Сергиевского муниципального района на участках "АТС с.Сергиевск-АТС с.Елшанка - ОВОП с.Елшанка с отводом к АТС с.Воротнее - ОВОП с.Воротнее".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Администрация в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению Администрации, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В апелляционном жалобе Администрация ссылается на то, что в соответствии с Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578 не установлен орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решений об установлении, изменении или прекращении существования ЗОУИТ. Заявитель апелляционной жалобы считает, что администрация района не является органом, уполномоченным на утверждение зоны с особыми условиями использования территории по объектам ПАО "Ростелеком" в муниципальном районе Сергиевский Самарской области.
ПАО "Ростелеком" в возражениях апелляционную жалобу отклонило.
ООО "Средневолжская газовая компания" в письменном отзыве на апелляционную жалобу оставило разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, возражениях и отзыве на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ПАО "Ростелеком" обратилось в Администрацию с заявлением от 29.01.2019 N 0607/05/704-19 об утверждении карты (плана) охранной зоны проложенных ВОЛС в границах Сергиевского муниципального района Самарской области для внесения сведений в ЕГРН на следующих участках: "АТС с.Сергиевск- АТС с.Елшанка-ОВОП с.Елшанка с отводом к АТС с.Воротнее-ОВОП с.Воротнее".
Письмом от 04.02.2019 N 360 Администрация отказала ПАО "Ростелеком" в установлении ЗОУИТ на том основании, что Администрация не наделена полномочиями по утверждения карты (плана) ЗОУИТ и установлению охранной зоны линий и сооружений связи.
Иных оснований для невозможности принятия решения об установлении ЗОУИТ письмо от 04.02.2019 N 360 не содержит.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
Порядок внесения сведений в ЕГРН о ЗОУИТ регулируется ст. 32, 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) и Правилами о предоставлении документов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532.
Согласно ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 33 Закона N 218-ФЗ заинтересованное лицо вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории только при наличии соответствующего решения об этом, принятого органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ к таким основаниям, в числе прочих относятся ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 ст. 56 ЗК РФ, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно абз. 7 ст. 105 ЗК РФ одним из видов зон с особыми условиями использования территорий, которые могут быть установлены, является охранная зона линий и сооружений связи.
В соответствии со ст. 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Если иное не предусмотрено ст. 106 ЗК РФ, по общему правилу, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (п. 6 ст. 106 3КРФ).
Согласно п. 10 ст. 106 ЗК РФ обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает установление зон с особыми условиями использования на основании решения уполномоченного органа, за исключением случаев, когда такие зоны возникают в силу федерального закона.
В соответствии с п. 16 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" до утверждения Правительством РФ положения о зоне с особыми условиями использования территорий соответствующего вида в соответствии со ст. 106 ЗК РФ решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями ст. 106 ЗК РФ в порядке, установленном до дня официального опубликования данного Федерального закона Правительством РФ для зоны с особыми условиями использования соответствующего вида.
В настоящее время положение об охранных зонах линий и сооружений связи Правительством РФ не утверждено.
Однако для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - Правила N 578). Правилами N 578 определен порядок установления охранных зон линий и сооружений связи, в пределах которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации.
В Правилах N 578 не указан орган, уполномоченный принимать решения об установлении охранных зон линий связи. Поэтому при определении уполномоченного органа следует руководствоваться общими положениями земельного и градостроительного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений и установления правил землепользования.
В соответствии со ч. ч. 1, 2 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Согласно п. 7, 38 ст. 7 Устава муниципального района Сергиевский Самарской области к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что администрация является органом местного самоуправления, в полномочия которого в сфере земельных отношений входит принятие решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зоны линии связи.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что поскольку отказ в установлении зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) по указанным объектам основан на отсутствии у администрации, по ее мнению, полномочий, и по существу заявление администрацией не рассматривалось, в порядке ч. 4 ст. 201 АПК РФ следует обязать Администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление ПАО "Ростелеком" об установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зоны волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), проложенной в границах Сергиевского муниципального района на участках "АТС с.Сергиевск-АТС с.Елшанка - ОВОП с.Елшанка с отводом к АТС с.Воротнее - ОВОП с.Воротнее".
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Кроме того, ссылка Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области на Федеральный закон N 342-ФЗ от 03.08.2018 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не состоятельна, т.к. приведенные нормы касаются объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу указанного закона, однако, в ходе рассмотрения дела суд апелляционной инстанции установил, что рассматриваемая линия связи введена в эксплуатацию после вступления в силу указанных норм, поэтому они не применимы к рассматриваемым обстоятельствам.
Таким образом, вывод Арбитражного суда Самарской области о том, что администрация является органом местного самоуправления, в полномочия которого в сфере земельных отношений входит принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зоны линии связи соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 04.08.2020 N Ф06-63739/2020 по делу N А55-18777/2019, от 25.12.2017 N Ф06-28191/2017 по делу N А65-10281/2017, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.05.2020 N Ф08-327/2020 по делу N А53-12629/2019).
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2020 года по делу N А55-12813/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12813/2019
Истец: ПАО "Ростелеком", ПАО "Ростелеком", в лице Самарского филиала
Ответчик: Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области
Третье лицо: АНТОНОВА М.Н, ВОРОПАЕВ С.П, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСОРТА И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области, МУЗ "СЕРГИЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ООО "АГРОКОМПЛЕКС "КОНЕЗАВОД САМАРСКИЙ", ООО "Перспектива", ООО "Средневолжская газовая компания", СИЗЕМИН И.В, СИЗЕМИНА О.Н., Управление Росреестра по Самарской области, Управление федеральной миграционной службы по Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области