г. Ессентуки |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А25-145/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 28.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., при участии представителей: от Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска - Айбазовой Р.С. (по доверенности от 09.01.2020 N 3); от Мэрии муниципального образования г. Черкесска - Камурзаева Р.В. (по доверенности от 25.06.2020 N 1806-01); от общества с ограниченной ответственностью "Сосна" - Моховой Е.Н. (по доверенности от 09.09.2019 N 09АА0382281), Багирова Р.М. (по доверенности от 09.09.2019 N 09АА038228), в отсутствие представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.08.2020 по делу N А25-145/2020 (судья Коптева М.Б.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сосна" (ИНН 0917018930, ОГРН 1110917002206) к Управлению градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска (ИНН 0917027740, ОГРН 1150917001487) о признании незаконным постановления Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска от 24.12.2019 года N 1385 "Об отмене некоторых муниципальных нормативных правовых актов Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора: Мэрия муниципального образования г.Черкесска (ИНН 0901020490, ОГРН 1020900511279); Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1110917001832, ИНН 0917018640),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сосна" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - Управление) о признании незаконным постановления Управления от 24.12.2019 N 1385 "Об отмене некоторых муниципальных нормативных правовых актов Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска" (далее - постановление N 1385).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Мэрия муниципального образования г.Черкесска (далее - Мэрия), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство).
Решением суда от 10.08.2020 заявленные требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что предписание Министерства, которым предписано отменить разрешение на строительство от 09.04.2019 N 09-301000-56-2019, не признано в установленном порядке недействительным. Также Управление в жалобе ссылается на обязательность проведения экспертизы проектной документации на осуществление строительства, реконструкции объекта строительства.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Общество в отзыве просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Мэрии поддержал позицию Управления.
Представители Общества возразили по существу доводов апелляционной жалобы Управления, просит оставить решение суда без изменения. Считают доводы Управления не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей Управления, Мэрии и Общества, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101305:26, общей площадью 2410кв.м., расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская республика, г.Черкесск, ул.Ленина, 326, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 09-АА 439495 от 17.09.2012 (далее - земельный участок). В соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU09301000-0000000000000981, земельный участок, в соответствии с Решением муниципального образования города Черкесска N 32 от 25.03.2010, Решением муниципального образования города Черкесска N 55 от 27.06.2013, расположен в зоне ОД1 "Зона общегородского центра".
15.11.2016 Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство Центра общения и досуговых занятий детей и подростков" по ул.Ленина, 326", площадь застройки 853,14 кв.м., общая площадь здания 1397,9 кв.м., строительный объем 7337 кв.м., этап строительства - новое строительство, по адресу: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск, улица Ленина, 326 (далее - строительный объект). Заявление оформлено Обществом в соответствии с Приложением N 2 к Административному регламенту по предоставлению Управлением муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" утвержденному постановлением Мэрии от 20.01.2016 N 26 (далее - Административный регламент) с приложением документов, поименованных в приложении N 2 к Административному регламенту.
09.04.2019 по результатам рассмотрения заявления, Управлением было выдано Обществу разрешение на строительство N 09-301000-56-2019.
19.12.2019 Министерством выдано предписание N 269, согласно которому Обществом при подаче заявления на выдачу разрешения на строительство не были представлены следующие документы: градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляется строительство, реконструкция объекта капитального строительств, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 (ч. 2, п.п. 2.2.) ГрК РФ.
24.12.2019, во исполнение предписания Министерства от 19.12.2019 N 269, ранее выданное разрешение на строительство от 09.04.2019 N 09-301000-56-2019, отменено постановлением Управления N 1385.
Общество, полагая, что указанное постановление Управления от 24.12.2019 N 1385 принято с нарушением требований действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходил из следующего.
В соответствии с положениями части 2 статьи 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст.51 ГрК РФ.
Частью 4 ст.51 ГрК РФ предусмотрено, что полномочиями на выдачу разрешения на строительство обладает орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления (ч.7 ст. 51 ГрК РФ).
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 ст.51 ГрК РФ документов (ч.10 ст.51 ГрК РФ).
В соответствии с ч.11. ст.51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
Согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст.51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (ч.19 ст. 51 ГрК РФ).
Соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка подтверждается выдачей разрешения на строительство (ч.1 ст.51 ГрК РФ).
ГрК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда уполномоченный орган на основании собственного решения прекращает действие разрешения на строительство (части 21.1, 21.2, 21.4 статьи 51).
В рассматриваемом деле, ни один из случаев, когда уполномоченный орган на основании собственного решения прекращает действие разрешения на строительство, который бы явился основанием для прекращения действия разрешения на строительство от 09.04.2019 N 09-301000-56-2019, Управлением не установлен.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может зависеть исключительно от их усмотрения, решения не могут быть произвольными.
Отменяющий акт должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным, не нарушать права и законные интересы граждан, организаций.
Отменяя выданное ранее разрешение на строительство, Управление нарушило имущественные права Общества, поскольку отменило легализацию возводимого объекта капитального строительства.
Довод Управления о том, что оспариваемое постановление N 1385 принято в связи с выполнением требований предписания Министерства от 19.12.2019 N 269, не является основанием для признания постановления N 1385 законным по следующим основаниям.
В качестве основания для выдачи Управлению предписания, Министерством указано, что Обществом не были представлены следующие документы: градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляется строительство, реконструкция объекта капитального строительств, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 (ч. 2, п.п. 2.2.) ГрК РФ.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в п.2 ч.7 ст.51 ГрК РФ были внесены изменения в части касающейся действия градостроительного плана который составляет 3 (три) года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство. Положения Закона N 373-ФЗ вступили в силу с 01.01.2017.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 01.07.2017, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 01.07.2017, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Материалами дела подтверждается, что градостроительный план земельного участка N RU09301000-0000000000000981 был подготовлен 11.11.2015 и утвержден Управлением 12.11.2015.
В соответствии с Законом N 373-ФЗ, началом исчисления установленных сроков применения выданных до вступления в силу градостроительных планов (от трех до восьми лет) надлежит считать дату вступления в силу данного Закона (то есть с 01.01.2017), а не дату утверждения градостроительного плана (12.11.2015).
Информация, содержащаяся в градостроительном плане, выданном до 01.07.2017, может быть использована для выдачи разрешения на строительство в течение устанавливаемых уполномоченным органом сроков, то есть до 01.01.2020.
Поскольку уполномоченным органом до настоящего времени не установлен срок действия градостроительных планов, то в соответствии с ч.1 ст.9 Закона N 373-ФЗ градостроительный план земельного участка, выданный до 01.07.2017 действует в течении 8 лет начиная с 01.07.2017.
Таким образом, в рассматриваемом деле разрешение на строительство от 09.04.2019 N 09-301000-56-2019 было выдано в период действия градостроительного плана земельного участка N RU09301000-0000000000000981. При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод Управления, со ссылкой на предписание Министерства, о том, что разрешение выдано Обществу при отсутствии градостроительного плана на земельный участок.
В части отсутствия положительного заключения экспертизы при подаче заявления на выдачу разрешения на строительство, установлено следующее.
В соответствии с ч.2.2 ст.49 ГрК РФ в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 ч.2 ст.49 ГрК РФ, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. При этом критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 ч.2 ст.49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно ч.10 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в п. п. 4 и 5 ч.2 ст.49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.
Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений (09.04.2019 - дата выдачи разрешения на строительства) критерии отнесения указанных объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан не утверждены, как и не утверждены данные критерии и на момент рассмотрения настоящего дела. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.01.2020 по делу N А28-1111/2019.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и норм права, регулирующих спорные правоотношения, приходит к выводу о том, что в данном случае имеется совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований Общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, выражают несогласие с ними, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.08.2020 по делу N А25-145/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-145/2020
Истец: ООО "СОСНА"
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Мэрия муниципального образования города Черкесска
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3158/20
03.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-562/2021
28.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3158/20
10.08.2020 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-145/20