г. Красноярск |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А33-21017/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" октября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Агентства государственного заказа Красноярского края): Гераскевич Д.С., представителя по доверенности от 27.01.2020,
от третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Данделион"): Тимошевской М.Б., представителя по доверенности от 13.05.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства государственного заказа Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 августа 2020 года по делу N А33-21017/2020,
УСТАНОВИЛ:
Агентство государственного заказа Красноярского края (ИНН 2460071692, ОГРН 1052460099603, далее - заявитель, агентство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965, далее - ответчик, антимонопольный орган) об оспаривании решения и предписания от 07.04.2020 N 024/06/105-758/2020.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Данделион", краевое государственное казенное учреждение "Туристский информационный центр красноярского края".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 августа 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, агентство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе, с учетом дополнительных пояснений заявитель приводит доводы о том, что деятельность по проведению дезинфекционных и дератизационных работ не является медицинской деятельностью, соответственно, установление в аукционной документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе лицензии по виду работ (услуг) "дезинфектология" будет нарушать положения части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и повлечен ограничение участников закупки.
Антимонопольный орган и общество с ограниченной ответственностью "Данделион" направили отзывы на апелляционную жалобу, выразили свое несогласие с позицией заявителя, просили решение суда оставить без изменения.
Краевое государственное казенное учреждение "Туристский информационный центр красноярского края" отзыв на апелляционную жалобу не направило.
В судебном заседании представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Данделион") изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Антимонопольной орган, третье лицо (краевое государственное казенное учреждение "Туристский информационный центр красноярского края"), уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились, своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В адрес Красноярского УФАС России 25.03.2020 поступила жалоба ООО "Данделион" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000120002286. Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом в нарушение требований Закона о контрактной системе не было установлено единого требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с указанием работ (услуг) по дезинфектологии). Податель жалобы отмечает, что работы (услуги), являющиеся объектом закупки, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.01.2018 N 309-КП7-12073, представляют собой санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, включенные в понятие медицинская деятельность, следовательно, подлежат лицензированию. К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу подателем жалобы в материалы дела была представлена копия письма Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 19.03.2020 N24-00-09/01-1438-2020, подтверждающего, по мнению подателя жалобы, заявленный им довод.
В отношении вышеуказанного довода подателя жалобы уполномоченным органом представлены в письменной форме возражения, содержащие мнение о том, что обжалуемое положение аукционной документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку при осуществлении дезинфекционной деятельности: вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует. В подтверждение изложенной позиции уполномоченный орган ссылается на решение Верховного суда Российской Федерации N 46-АД19-1 от 29.04.2019, письмо ФАС России от 14.03.2018 N АК/16522/18, письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.03.2019 исх. N 8-1236-2019.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке и проведению энтомологического обследования территории спортивно туристической зоны "Гремячая грива" для нужд заказчика (извещение о проведении электронного аукциона от 19.03.2020 N 0119200000120002286).
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что заказчиком, уполномоченным органом не были совершены действия по установлению требования к участникам закупки о необходимости наличия и предоставления в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом осуществления следующего вида работ (услуг): дезинфектология.
В описании объекта закупки (Приложение N 1 к информационной карте аукционной документации) сообщено место, срок, объем оказания услуг, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики услуг, требования к их безопасности.
Так, в описании объекта закупки указано о том, что услуги должны быть оказаны в соответствии с: Федеральным законом РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в действующей редакции; Федеральным законом РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в действующей редакции (далее - Закон N52-ФЗ); Санитарными правилами СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно-эпидемиологические правила"; Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидимических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила"; Санитарными правилами СП 3.5,1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности"; Методическими указаниями МУ 3.5,3011-12 "Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.04.2012).
Услуга должна включать в себя 2 обработки: первая обработка проводится в период - апрель-май, вторая обработка проводится в период май-июнь. Проведение энтомологического обследования перед началом обработки и после обработки для осуществления производственного контроля оказанных услуг. Услуги оказываются препаратами исполнителя, разрешенными к применению на территории РФ, зарегистрированными и сертифицированными в установленном порядке дезинфекционных средств, при наличии методических указаний (инструкций) по их применению, утвержденных методов контроля качества, в т. ч. методов лабораторного контроля содержания действующих веществ в дезпрепаратах, даты изготовления, реквизитов изготовителя и поставщика. Перед оказанием услуг предоставить информацию о применяемых препаратах и средствах с их сертификатами качества (соответствия), декларации соответствия, Услуги оказываются с высокой эффективностью, силами квалифицированного персонала и средствами исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить личную и общественную безопасность сотрудников, отдыхающих. Выезд исполнителя на подлежащую обработке территорию для проведения предварительного энтомологического обследования с целью обнаружения иксодовых клешей проводится с предварительным согласованием даты и времени с заказчиком. Предварительное обследование проводится в присутствии уполномоченных лиц заказчика. По итогам проведенного обследования исполнитель представляет заказчику акт энтомологического обследования о наличии клещей на планируемой к обработке территории. Перед проведением акарицидной обработки исполнитель за два дня обязан предупредить заказчика о выезде специалистов до проведения обработки территории объектов. Оказание услуг выполняется только в присутствии уполномоченных лиц заказчика. После проведения акарицидных обработок (через 3-5 дней) проводится контроль их эффективности, с предоставлением заказчику акта энтомологического обследования, Через 15-20 дней проводится повторный контроль эффективности акарицидных обработок с выдачей заказчику акта энтомологического обследования. Выезд специалистов исполнителя для проведения контроля эффективности оказанной услуга согласовывается с заказчиком и подлежит проведению в присутствии уполномоченных яиц заказчика. По итогам проведенного обследования исполнитель представляет заказчику отчет о результатах обследования. Устранение дефектов, выявленных во время приемки услуг, проводится за счет исполнителя в срок не превышающий 3-х календарных дней.
Комиссия установила, что, поскольку услуги, являющиеся объектом закупки, в соответствии с Законом N 323-ФЗ рассматриваются как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, следовательно, в соответствии с Законом о лицензировании подлежат лицензированию, то действия заказчика, уполномоченного органа по не установлению к участникам закупки требования о необходимости наличия и предоставления в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом осуществления вида работ (услуг): дезинфектология, противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной пли аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) да обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение от 07.04.2020 N024/06/105-758/2020, которым признала жалобу ООО "Данделион" обоснованной, заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок на основании решения Комиссии от 07.04.2020 N 024/06/105-758/2020, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Данделион" на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) и государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Туристский информационный центр Красноярского края" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на ЭА 74889/20 "Оказание услуг по акарицидной (протквоклещевой) обработке и проведению энтомологического обследования территории спортивно туристической зоны "Гремячая грива" для нужд КГКУ "ТИЦ"", извещение N0119200000120002286 (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), вынесла предписание от 07.04.2020 N024/06/105-758/2020, которым предписано совершить следующие действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: аукционной комиссии уполномоченного органа отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.04.2020 N 0119200000120002286-0 (далее - протокол рассмотрения заявок), протокол подведения итогов электронного аукциона (далее - протокол подведения итогов); оператору электронной площадки: отменить протокол проведения электронного аукциона от 07.04.2020 N0119200000120002286-2 (далее - протокол проведения аукциона); вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в электронном аукционе; уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протокола рассмотрения заявок, протокола проведения аукциона, протокола подведения итогов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в электронном аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе; заказчику, уполномоченному органу: привести документацию об электронном аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрастной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии от 07.04.2020 N 024/06/105-758/2020 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока додачи заявок на участие в электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе и дате проведения электронного аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения в единой информационной системе документации об электронном аукционе с внесенными изменениями; оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания назначить время проведения электронного аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения электронного аукциона; заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии уполномоченного органа, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии от 07.04.2020 N 024/06/105-758/2020. об исполнении предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 20 дней с момента получения настоящего предписания путем представления сведений с приложением подтверждений о размещении в единой информационной системе документации об электронном аукционе с внесенными изменениями или решения заказчика об отказе от проведения электронного аукциона (в том числе, в связи с отсутствием потребности).
Полагая, что решение и предписание от 07.04.2020 N 024/06/105-758/2020, противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что оспариваемые решение и предписание вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решение и предписание соответствует положениям действующего законодательства, не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку выполнение акарицидной (противоклещевой) обработки территории является лицензируемой дезинфекционной деятельностью и требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии является правомерным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Анализ положений аукционной документации показал, что заказчиком, уполномоченным органом не были совершены действия по установлению требования к участникам закупки о необходимости наличия и предоставления в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом осуществления следующего вида работ (услуг): дезинфектология.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, аукционная документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник аукциона должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности, что согласуется с положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В описании объекта закупки (Приложение N 1 к информационной карте аукционной документации) были сообщены место, срок, объем оказания услуг, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики услуг, требования к их безопасности. В описании объекта закупки указано о том, что услуги должны быть оказаны в соответствии с: Федеральным законом РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в действующей редакции; Законом N52-ФЗ, Санитарными правилами СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно-эпидемиологические правила"; Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидимических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила"; Санитарными правилами СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности"; Методическими указаниями МУ 3.5.3011-12 "Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.04.2012).
Услуга должна включать в себя 2 обработки: первая обработка проводится в период - апрель-май, вторая обработка проводится в период май-июнь. Проведение энтомологического обследования перед началом обработки и после обработки для осуществления производственного контроля оказанных услуг. Услуги оказываются препаратами исполнителя, разрешенными к применению на территории РФ, зарегистрированными и сертифицированными в установленном порядке дезинфекционных средств, при наличии методических указаний (инструкций) по их применению, утвержденных методов контроля качества, в т. ч. методов лабораторного контроля содержания действующих веществ в дезпрепаратах, даты изготовления, реквизитов изготовителя и поставщика. Перед оказанием услуг предоставить информацию о применяемых препаратах и средствах с их сертификатами качества (соответствия), декларации соответствия. Услуги оказываются с высокой эффективностью, силами квалифицированного персонала и средствами исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить личную и общественную безопасность сотрудников, отдыхающих. Выезд исполнителя на подлежащую обработке территорию для проведения предварительного энтомологического обследования с целью обнаружения иксодовых клещей проводится с предварительным согласованием даты и времени с заказчиком. Предварительное обследование проводится в присутствии уполномоченных лиц заказчика. По итогам проведенного обследования исполнитель представляет заказчику акт энтомологического обследования о наличии клещей на планируемой к обработке территории. Перед проведением акарицидной обработки исполнитель за два дня обязан предупредить заказчика о выезде специалистов для проведения обработки территории объектов. Оказание услуг выполняется только в присутствии уполномоченных лиц заказчика. После проведения акарицидных обработок (через 3 - 5 дней) проводится контроль их эффективности, с предоставлением заказчику акта энтомологического обследования. Через 15-20 дней, проводится повторный контроль эффективности акарицидных обработок с выдачей заказчику акта энтомологического обследования. Выезд специалистов исполнителя для проведения контроля эффективности оказанной услуги согласовывается с заказчиком и подлежит проведению в присутствии уполномоченных лиц заказчика. По итогам проведенного обследования исполнитель представляет заказчику отчет о результатах обследования. Устранение дефектов, выявленных во время приемки услуг, проводится за счет исполнителя в срок не превышающий 3-х календарных дней.
При этом, судом апелляционной инстанции учтено, что проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Закона N 52-ФЗ). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ). Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию. В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды;
дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды. Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
С учетом пунктов 2.1., 2.3.11, 8.1, 8.2, 8.4, 8.4.1 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита" (далее - СП 3.1.3.2352-08), пункта 1.2. СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", раздела 4 Методических указаний МУ 3.5.3011-12 "Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.04.2012), судом первой инстанции справедливо отмечено, что требуя в описании объекта закупки аукционной документации произвести акарицидные обработки в соответствии с СП 3.1.3.2352-08, область применения которого заключается в профилактике и борьбе с клещевым вирусным энцефалитом (пункт 1.1.), заказчик, фактически в описании объекта закупки однозначно сообщил о проведении указанной закупки именно в целях профилактики и борьбы с указанной природно-очаговой острой вирусной инфекционной болезнью с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, которая характеризуется преимущественным поражением центральной нервной системы, отличается полиморфизмом клинических проявлений и тяжестью течения; последствия заболевания разнообразны - от полного выздоровления до нарушений здоровья, приводящих к инвалидности и смерти.
При таких обстоятельствах, акарицидные обработки производятся в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний передающихся клещами (пункты 2.1, 2.2 СП 3.1.3.2352-08), следовательно, акарицидные обработки - это противоклещевые обработки территорий, которые являются дезинфекционной деятельностью согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03 и относятся к дезинсекционным мероприятиям (пункт 3.8.1. СП 3.5.1378-03).
Таким образом, антимонопольный орган пришел к верному выводу о том, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.
При этом суда апелляционной инстанции отмечает, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом N 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании подлежит лицензированию.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия заказчика по не установлению к участникам закупки требования о необходимости наличия и предоставления в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), с правом осуществления вида работ (услуг): дезинфектология, противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По существу доводы заявителя в апелляционной жалобе сводятся к иному толкованию норм права, что не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суд первой инстанции о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа являются законным и обоснованным.
На основании изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При подаче апелляционной жалобы агентство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 августа 2020 года по делу N А33-21017/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21017/2020
Истец: АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение "ТИЦ", ООО "Данделион"
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5828/2021
04.08.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3969/2021
08.04.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-281/2021
30.10.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5366/20
24.08.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-21017/20