г. Москва |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А41-7130/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Марченковой Н.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918)- Малахова Ю.Б. представитель по доверенности от 23.12.19 г; от ПАО "МОЭСК" (ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811) на решение Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2020 года по делу N А41- 7130/20, по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "МОЭСК" об обязании освободить лесной участка в выделе 23, квартале 33 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи п. Коренево городского округа Люберцы Московской области от строительного и бытового мусора,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области Публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ПАО "МОЭСК") с требованиями: об обязании освободить лесной участок в выделе 23, квартале 33 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи п. Коренево городского округа Люберцы Московской области от строительного и бытового мусора (т. 1 л.д. 2-4).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2020 года по делу N А41- 7130/20, иск удовлетворен в полном объеме. (т. 3 л.д. 146-147).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ПАО "МОЭСК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как указал истец, при патрулировании 10.07.2019 государственным лесным инспектором Московской области лесного участка, расположенного в выделе 23 квартале 33 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи п. Коренево городского округа Люберецы Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства: навал строительного мусора, объем засорения составляет 70 куб.м, общая площадь засорения составляет 300 кв.м, а также горючие материалы (пластиковая тара, полиэтиленовая упаковка, емкость из-под лакокрасочных материалов, стеклянная посуда, картоные упаковки, обломки деревянных поддонов, тара).
Балансодержателем данного линейного объекта согласно договора аренды 50-0371- 05-13-02 от 12.12.2014 является ПАО "МОЭСК". По факту выявленного нарушения в отношении ПАО "МОЭСК" 25.07.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 02-245/2019 и выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства об обязании освободить просеку от горючих материалов на которой находится линия электропередачи ПАО "МОЭСК" до 10.09.2019.
Данное предписание Ответчиком не обжаловано и не отменено. Постановлением от 03.09.2019 N 02-245/2019 ПАО "МОЭСК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде 400000 руб. штрафа.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 04.12.2019 по делу N 12-582/2019 постановление от 03.09.2019 N 02-245/2019 оставлено без изменения, а жалоба ПАО "МОЭСК" без удовлетворения. Платежным поручением от 17.12.2019 N 97977 административный штраф в размере 400 000 руб. оплачен ответчиком.
В связи с неисполнение предписания от 10.07.2019 N 02-245/2019 в отношении ПАО "МОЭСК" 11.09.2019 составлен протокол N 02-305/2019. Постановлением мирового судьи судебного участка N 247 Даниловского района города Москвы от 30.10.2019 ПАО "МОЭСК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде 10000 руб. штрафа.
Платежным поручением от 26.12.2019 N 108523 административный штраф в размере 10 000 руб. оплачен ответчиком.
Согласно пункту 3.4 договор аренды лесных участков от 12.12.2014 N 50-0371-05- 13-02, заключенного между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор), арендатор обязан: использовать лесными участками по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором, в том числе соблюдать требования Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, Правил ухода за лесами, Правил лесовосстановления, Правил санитарной безопасности в лесах, Правил пожарной безопасности в лесах, не допускать причинение вреда лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства; осуществлять санитарнооздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесом на лесных участках на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и Приложении N 6 к настоящему Договору; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами Российской Федерации, Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение государственной экспертизы и т.д.
Так на основании договора аренды Арендатор обязан осуществить санитарнооздоровительные мероприятия, а именно очистку лесов от захламления.
Поскольку ответчик не устранил выявленные нарушения, навалы строительного мусора и горючие материалы не убраны с лесного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой признал их обоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим..
Так, частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется способами, установленными ст.12 ГК РФ, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Каждое лицо, участвующее в деле, согласно ст.65 АПК РФ должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Лесного кодекса в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийноспасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Указанная норма также содержится в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов.
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц. Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статье 53 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра
Согласно пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Постановлением Губернатора Московской области от 15.04.2019 N 167-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установления особого противопожарного режима на территории Московской области" на территории Московской области в период с 01.05.2019 установлен особый противопожарный режим.
С учетом названных норм права арбитражный суд приходит к выводу об обязанности ПАО "МОЭСК" соблюдать на территории Московской области особый противопожарный режим и осуществлять складирование заготовленной древесины в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах.
Согласно представленному в материалы дела акту осмотра территории лесного участка от 14.07.2020 в выделе 23 квартале 33 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи п. Коренево городского округа Люберецы Московской области имеются навалы строительного и бытового мусора.
Доказательства объективной невозможности соблюдения Ответчиком норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его виновность в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Комитет лесного хозяйства не несет ответственности за то, что ПАО "МОЭСК" не имеет возможности мониторинга состояния территории охранных зон, поскольку не является органом, который устанавливает Правила безопасности в лесах, а выступает органом, который осуществляет контроль за исполнением последних.
На основании изложенного, с учетом установленных судом фактических обстоятельств по делу суд обоснованно указал, что на момент рассмотрения настоящего спора ответчик допустил бездействие, не произвел очистку спорного участка лесного фонда от строительного и бытового мусора и удовлетворил заявленные требования..
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2020 года по делу N А41- 7130/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7130/2020
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"