г. Самара |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А55-23564/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Публичного акционерного общества "Т Плюс" - представителя Кузьминой О.Г. (доверенность от 13.08.2020),
от МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" - представителя Воробьева С.П. (доверенность от 09.01.2020 N Д-003),
от АО "Энергосбыт плюс" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2020 года по делу N А55-23564/2019 (судья Ануфриева А.Э.),
по иску МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4", Самарская область, г. Тольятти,
к ПАО "Т Плюс", Московская область, Красногорский район, район а/д "Балтия",
о взыскании 18 312 129,50 руб.,
по встречному иску ПАО "Т Плюс", Московская область, Красногорский район, район а/д "Балтия",
к МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4", Самарская область, г. Тольятти,
при участии третьего лица: АО "Энергосбыт плюс", г. Самара,
о взыскании 11 752 575,39 руб.,
УСТАНОВИЛ:
МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ПАО "Т Плюс" о взыскании неосновательного обогащения, в виде излишне уплаченный денежных средств по договору горячего водоснабжения для целей оказания коммунальных услуг населению N 31229 кв от 14.10.2014, с учетом принятых протокольным определением уточнений, за период апрель 2016 года - декабрь 2017 года в сумме 18 312 129,50 руб. (дело N А55-23564/2019).
ПАО "Т Плюс" обратилось к МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" о взыскании пени за несвоевременную оплату по договору горячего водоснабжения для целей оказания коммунальных услуг населению N 31229 кв от 14.10.2014 поставленного энергоресурса в июне 2016 года - декабре 2019 года в сумме 11 752 575,39 руб. (дело N А55-30692/2019).
Определением суда первой инстанции от 11.12.2019 дело N А55-30692/2019 и дело N А55-30692/2019 объединено в одно производство с делом N А55-23564/2019, с присвоением объединенному делу N А55-23564/2019.
При рассмотрении объединенных первоначального и встречного требований судом было установлено наличие спора между сторонами относительно объема и стоимости поставленного энергоресурса.
По предложению суда ПАО "Т Плюс" разделило встречные требования о взыскании пени: за несвоевременную оплату поставленного энергоресурса за период июнь 2016 года - декабрь 2017 года в сумме 7 185 770,83 руб. (т.е. в пределах спорного периода по первоначальному требованию), и за период январь 2018 года - декабрь 2019 года в сумме 4 566 804,56 руб. (новый период), всего 11 752 575,39 руб., таким образом увеличив размер заявленных требований, который принят протокольным определением от 03.02.2020.
От МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" поступило заявление об уменьшении размера исковых требований в связи с исправлением технических ошибок, выявленных ответчиком при проверке расчета исковых требований. Просит взыскать неосновательное обогащение, в виде излишне уплаченный денежных средств по договору горячего водоснабжения для целей оказания коммунальных услуг населению N 31229 кв от 14.10.2014, за период апрель 2016 года - декабрь 2017 года в сумме 17 875 440, 65 руб.
Определением суда от 30.06.2020 приняты уточнение размера первоначального иска. Цена первоначального иска оставляет 17 875 440, 65 руб.
Выделено в отдельное производство требование ПАО "Т Плюс" к МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" о взыскании пени за просрочку оплаты тепловой энергии, поставленной за период январь 2018 года - декабрь 2019 года в сумме 4 566 804,56 руб.
В настоящем деле рассматриваются требование МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" к ПАО "Т Плюс" о взыскании неосновательного обогащения за период апрель 2016 года - декабрь 2017 года в сумме 17 875 440, 65 руб., и встречное требование ПАО "Т Плюс" к МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" о взыскании пени за просрочку оплаты тепловой энергии, поставленной за период июнь 2016 года -декабрь 2017 года в сумме 7 185 770,83 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено АО "Энергосбыт плюс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2020 года первоначальные требования удовлетворены, с ПАО "Т Плюс" в пользу МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" взыскано неосновательное обогащение за период апрель 2016 года - декабрь 2017 года в сумме 17 875 440, 65 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 112 377 руб. Встречное исковое заявление удовлетворено частично, с МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" в пользу ПАО "Т Плюс" взысканы пени в сумме 51 168,50 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 420 руб. В остальной части встречного искового заявления отказано. В результате зачета встречного и первоначального требований, с ПАО "Т Плюс" в пользу МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" взыскано 17 936 229.15 руб.
В апелляционной жалобе ПАО "Т Плюс" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2020 года и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований по первоначальному иску отказать в полном объеме; встречный иск ПАО "Т Плюс" к МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" удовлетворить полностью, взыскать с МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" в пользу ПАО "Т Плюс" несвоевременную оплату поставленного энергоресурса за период июнь 2016 года - декабрь 2017 года в сумме 7 185 770,83 руб. и оплаченную истцом государственную пошлину.
В материалы дела поступил отзыв МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2020 года по делу N А55-23564/2019 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ПАО "Т Плюс" в судебном заседании апелляционного суда апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо в судебное заседание апелляционного суда не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что в апелляционной жалобе приводятся доводы о несогласии и обжалуется только часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, возражений против проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части не заявили.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) и МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" (абонент) был заключен договор горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) N 31229кв от 14.10.2014 в редакции протокола согласования разногласий от 25.11.2014, в соответствии с которым в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду на условиях, предусмотренных данным договором.
Абонент является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов (приложение N 4 к договору), и приобретает горячую воду в целях обеспечения предоставления собственника и пользователям помещений (потребителям коммунальных услуг) коммунальной услуги горячего водоснабжения (п.1.2 договора).
В соответствии с п. 10 договора, расчеты по настоящему договору в редакции протокола согласования разногласий осуществляются абонентом до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно п. 20 договора горячего водоснабжения N 31229кв от 14.10.2014 количество полученной тепловой энергии и воды на нужды горячего водоснабжения определяется в соответствии с данными учета фактического потребления по показаниям приборов учета.
Объем горячей воды (тепловой энергии и холодной воды на нужды горячего водоснабжения), поставляемых в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета за расчетный период, за вычетом объемов поставки энергетических ресурсов собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам, заключенным ими непосредственно с теплоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета многоквартирного дома).
Установленные в многоквартирных домах общедомовые приборы учета соответствуют требованиям законодательства и фиксируют все параметры, необходимые для правильного вычисления объемов потребленных ресурсов, в т.ч., тепловой энергии, потребляемой на нужды горячего водоснабжения.
Во исполнение условий договора теплоснабжающая организация в период апрель - 2016 - декабрь 2017 года подала горячую воду (тепловую энергию и холодную воду на нужды горячего водоснабжения), а абонент оплачивал поставленный энергоресурс на основании выставленных РСО расчетных и платежных документов, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирных жилых домах
В обоснование исковых требований истец указал, что теплоснабжающей организацией не было учтено, что в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Поскольку ответчиком производились начисления не по установленным нормативам, а по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, в результате не правомерного применения порядка расчета количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, по показаниям приборов учета, на стороне теплоснабжающей организации, по мнению истца, возникло неосновательное обогащение.
Согласно уточненным расчетам истца, за период апрель 2016 года - декабрь 2017 года абонентом в адрес теплоснабжающей организации были излишне перечислены денежные средства в общей сумме 17 875 440, 65 руб., в подтверждение чего истцом представлены расчеты, платежные документы, счета-фактуры, тепловые отчеты (сведения о показаниях приборов учета), акты поданной-принятой тепловой энергии за спорный период.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом направлена претензия N 1603 от 10.07.2019, от удовлетворения которой ответчик отказался.
Ответчик исковые требования не признал, в обоснование своих возражений сослался на отсутствие правовых оснований для расчета способом, который применяет истец, а также на то, что в спорный период 2016-2017 г.г. отсутствовали нормативные, акты устанавливающие нормативы на подогрев на территории г.о. Тольятти. Согласно доводам ответчика, поскольку норматив не утвержден, при этом в МКД установлены ОДПУ, измеряющие объём тепловой энергии на горячее водоснабжение, то при центральной ГВС показания такого ОДПУ учитываются для целей определения стоимости горячей воде в части компонента "тепловая энергия", в связи с чем, на стороне ответчика отсутствует неосновательное обогащение. Кроме того, ответчик считает заявленные исковые требования ненадлежащим способом защиты, заявил о пропуске срока исковой давности. Ответчик также заявил о несвоевременной оплате истцом поставленного энергоресурса в объеме, определенном по приборам учета, в связи с чем начислил законную неустойку за просрочку оплаты тепловой энергии, поставленной в июне 2016 года - декабре 2017 года за общий период с 11.07.2016 по 30.07.2018 в сумме 7 185 770,83 руб., чем и обоснованы встречные исковые требования.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности в три года.
Согласно ч. 2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статьей 207 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.).
Как указано в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" согласно пункту 1 статьи 207 ГК РФ по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку
В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Частью 5 статьи 4 АПК РФ для данной категории спора предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, который истцом соблюден в пределах трехлетнего срока исковой давности, что является основанием для приостановления течения срока исковой давности на 30 дней.
К моменту обращения истца с настоящим иском 23.07.2019, с учетом положений п.1 ст.207, п.3 ст. 202 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения и процентов, начисленных за период до 23.06.2016, истек.
Первый платеж (самый ранний платежный документ N 1248 от 08.09.2016 за апрель 2016 года), содержащий часть излишне уплаченной суммы, требование о возврате которой заявлено в рамках настоящего дела (с учетом уточнений, принятых судом), проведен 08.09.2016 (т.1 л.д.111), т.е. в пределах срока исковой давности. В этой связи заявление ответчика о пропуске срока исковой давности правомерно отклонено судом первой инстанции.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны находятся в правоотношениях по поставке коммунального ресурса.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункт 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Q;11 - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение Qi одн в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi(п) и Qi (одн) служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601 ), содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Данная позиция также изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 17558-00/04 от 19.05.2017.
В связи с этим РСО ошибочно при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, использовались показания общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в многоквартирный дом в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
Соответственно, объём тепловой энергии определяется расчётным способом как произведение количества потреблённой горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Определение Верховного Суда РФ от 20.03.18 N 305-ЭС17-20562).
Указанный порядок не противоречит "Правилам, обязательным при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года N 124, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающим определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, только при их отсутствии допускающих применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
По указанным основаниям отклонен довод ответчика об отсутствии правовых оснований для расчета объёма тепловой энергии расчётным способом как произведение количества потреблённой горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
По мнению ответчика, при отсутствии утвержденного в установленном порядке норматива, для расчёта стоимости объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды, должен быть использован общедомовой прибор учёта, который позволяет определить указанный объём по компоненту "тепловая энергия".
Довод ответчика о том, что пункты 2.2.1 - 2.2.2 Приложения N 3 к постановлению Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1, которыми установлены ранее действовавшие нормативы, отменены с 01.01.2009 Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 30.10.2008 N 2688-п/1, в связи с чем применение данных нормативов неправомерно, суд считает несостоятельным.
Согласно Постановлению Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета" с 07.11.2007 применяется действующий норматив тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 0,0672 Гкал/м.куб. для 4 категории жилых домов, 0,0660 Гкал/м.куб. для 5 категории жилых домов.
В соответствии с положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337, министерство является органом исполнительной власти, к полномочиям которого относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением Самарской области и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в сфере энергетики и коммунальной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020.
Федеральным законодательством не определена величина нормативов, применяемая до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне. При этом в соответствии с пунктом 2(2) приложения N 2 к Правилам N 354 до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне, сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012. По аналогии с коммунальной услугой по отоплению до вступления в силу новых нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению Министерством рекомендуется использование соответствующих нормативов, применяемых по состоянию на 30.06.2012.
Кроме того, установление срока утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты ранее установленных нормативов.
Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 119. Указанные нормативы в г.о.Тольятти введены в действие с 01.01.2018 (в соответствии с Приказом Минэнергетики и ЖКХ Самарской области от 12.12.2017 N 732).
До введения в действие указанных нормативов по состоянию на 30.06.2012 на территории г.о. Тольятти применялись нормативы, утвержденные Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-1/п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета", величина которых установлена в размере 0,0672 Гкал/м.куб. для 4 категории жилых домов, 0,0660 Гкал/м.куб. для 5 категории жилых домов.
Применение ранее действовавших нормативов является правомерным, поскольку иное нарушало бы баланс интересов сторон и ставило бы управляющие компании, действующие на территории различных субъектов Российской Федерации в неравное положение (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601).
Соответственно при расчете стоимости объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению подлежат применению нормативы, утвержденные Постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 28.11.2007 N 3815-1/п.
По указанным основаниям суд соглашается с расчетом истца, основанным на определении объема компонента на холодную воду - по показаниям приборам учета, а компонент на тепловую энергию - по нормативам, установленным Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1, что за период апрель 2016 года - декабрь 2017 года составило 32 061 985,36 руб.
Аналогичные выводы приведены в судебных актах по делам N А55-22935/2018, А55-28935/2017.
Истцом оплачено за спорный период согласно выставленным расчетным документам ответчика 49 937 427,01 руб., что соответствует представленным в материалы дела актам поданной-принятой тепловой энергии, расчетным ведомостям, счетам-фактурам, выставленным теплоснабжающей организацией, и подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, кроме того ответчиком не оспаривается.
Таким образом, излишне оплаченная сумма, сложившаяся в связи с неправомерным определением объема тепловой энергии на подогрев горячей воды по показаниям прибора учета без учета норматива потребления данной коммунальной услуги, и оплаченной истцом, составляет 17 875 440, 65 руб.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований указанных в ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Нормы гражданского права о неосновательном обогащении подлежат применению в случае, если у ответчика отсутствуют какие-либо правовые основания для приобретения или сбережения имущества.
Исходя из п. 3 ст. 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей, главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "О практике рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
Ранее заявленные доводы ответчика, о том, что задолженность по отдельным периодам взыскана с управляющей организации в судебном порядке, опровергается материалами дела. При уточнении размера исковых требований, периоды, по которым имеются вступившие в законную силу решения суда, исключены истцом.
Учитывая, что в спорном периоде все выставленные счета теплоснабжающей организации потребителем оплачены добровольно, излишне оплаченная сумма 17 875 440, 65 руб., является неосновательным обогащением ответчика за счет истца.
На основании указанных норм и установленных по делу обстоятельств, исковые требования по первоначальному иску о взыскании неосновательного обогащения за период апрель 2016 года - декабрь 2017 года в сумме 17 875 440, 65 руб. правомерно признаны судом подлежащими удовлетворению.
На основании ч.1 ст. 110 АК РФ расходы по оплате государственной пошлины по первоначальному иску относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца в сумме 112 377 руб. Излишне уплаченная госпошлина по первоначальному иску в сумме 16 628 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается что управляющей организацией допущено нарушение условий договора в части срока оплаты поставленного коммунального ресурса, что истцом не оспаривается.
Однако, расчет исковых требований ПАО "Т Плюс" по встречному иску основан на неверном определении объема и стоимости подлежащего оплате коммунального ресурса, как указано выше.
В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу п.1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с п.9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У с 01.01.2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату,
Поскольку материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение управляющей организацией обязанности по оплате поставленных энергоресурсов, применение ответственности в виде законной неустойки в соответствии в соответствии с ч.9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ является правомерным.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 21.03.2019 N 305-ЭС18-20107 по делу N А40-2887/2018, при расчете неустойки подлежит применению ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на день фактической уплаты долга.
С учетом установленного судом объема и стоимости подлежащего оплате коммунального ресурса, согласованных сторонами сроков оплаты, и сроков и сумм фактической оплаты, пени за несвоевременную оплату поставленной в июне 2016 года -декабре 2017 года горячей воды за общий период с 16.07.2016 по 31.08.2019 составляет 51 168,50 руб., и подлежит взысканию в пользу ПАО "Т Плюс".
В остальной части встречный иск удовлетворению не подлежит.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении первоначальных требований в полном объеме и о частичном удовлетворении встречных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе ответчика не имеется.
Доводы жалобы ответчика полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции.
Доводы ПАО "Т Плюс" подробно рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Выводы суда первой инстанции в части удовлетворения встречного иска и взыскания с МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" в пользу ПАО "Т Плюс" пени в сумме 51 168,50 руб., расходов по оплате госпошлины в сумме 420 руб., Управляющей компанией не обжалуются, возражений по ним в суде апелляционной инстанции не приведено.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2020 года по делу N А55-23564/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23564/2019
Истец: МП г. Тольятти "Управляющая компания N4", ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Муниципальное предприятие города Тольятти "Управляющая компания N 4", ПАО "Т Плюс"
Третье лицо: АО "Энергосбыт Плюс"