г. Ессентуки |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А20-5590/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2019 по делу N А20- 5590/2018, при участии в судебном заседании от Кабардино-Балкарского общества энергетики и электрификации (АО Каббалкэнерго) - Хахоковой М.В. по доверенности от 09.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
Кабардино-Балкарское общество энергетики и электрификации (АО Каббалкэнерго) (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Муниципальная управляющая компания" (далее - ответчик, предприятие) о взыскании 1 567 475 руб. 33 коп., из которых: 1 436 682 руб. 81 коп. стоимости электрической энергии, потребленной на нужды многоквартирных жилых домов за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года, 130 792 руб. 52 коп. - пени за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 15.11.2017 по 14.11.2018, а также пени, начиная с 15.11.2018 по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком не представлено доказательств оплаты спорной задолженности поставленной электроэнергии.
Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит, отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что истцом применен не правильный порядок расчета, так как в обслуживании предприятия находятся МКД коммунального типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых, то необходимо было применять расчет размера платы за коммунальные услуги, в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире. По мнению апеллянта, истец должен был произвести расчет объема электрической энергии в соответствии с формулой N 7 приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при применении которой исключается возможность образования объема электроэнергии на общедомовые нужды, поскольку объем электроэнергии распределяется между потребителями без остатка.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
От истца поступило уточнение исковых требований, и отказ от требований в части взыскания задолженности за период с октября 2017 г. по октябрь 2018 г. в размере 34 149, 78 руб.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Право истца отказаться от заявленных требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
По смыслу части 2 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ от иска влечет отказ истца от судебной защиты конкретного субъективного права и прекращение процесса по заявлению, от которого истец отказался. При отказе истца от своего иска к ответчику арбитражный суд обязан проверить соответствие данного отказа закону. При установлении правомерности заявленного отказа в силу прямого указания закона суд должен исследовать вопрос о том, не нарушены ли права других лиц.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленный отказ истца от части требований, считает возможным принять частичный отказ общества от иска и в этой части прекратить производство по делу с отменой ранее принятого судебного акта, поскольку отказ истца от части исковых требований не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права других лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражной апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Кабардино-Балкарской Республики на основании приказа Региональной энергетической комиссии от 12.10.2006 N 111-Э.
02.02.2017 истец направил ответчику проект договора ресурсоснабжения с предложением подписать проект договора в 2-х экземплярах. В письме также было указано, что при не получении в течение 30 дней ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях, либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству РФ, договор будет считаться заключенным, факт вручения которой ответчику подтверждается отметкой на письме.
Указанное письмо оставлено ответчиком без ответа.
В соответствии с абз. 2 п.11 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 1241 (в редакции от 27.02.2017) "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" при этом в случаях, указанных в пункте 21(1) настоящих Правил, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
В связи с изложенным, договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению N 0703201000403 считается заключенным между АО "Каббалкэнерго" (гарантирующий поставщик) и МУП "Муниципальная управляющая компания" (исполнитель) с 03.03.2017 года.
По условиям договора, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии исполнителю, а исполнитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергии (мощность) и оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Исполнитель, являясь исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую (мощность) у гарантирующего поставщика в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном (ых) жилом (ых) доме (ах) (п.1.1.).
Исполнитель обязуется принимать и своевременно, в полном объеме оплачивать гарантирующему поставщику приобретенную электроэнергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, сроки и размерах, установленных действующим законодательством РФ (п.2.3. и 2.3.1.).
В соответствии с пунктом 6.1. договора предусмотрено, что расчетный период для оплаты устанавливается равным календарному месяц. Оплата по договору осуществляется исполнителем на расчетный счет поставщика до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Во исполнение условий обязательств, истец произвел продажу ответчику электроэнергии, о чем составлены акты поставки электроэнергии с октября 2017 года по октябрь 2018 года и составлены счета-фактуры за спорный период. Так же истцом произведена корректировка стоимости электрической энергии, потребленной на нужды общедомового имущества за март, апрель, май, июнь, июль, август и октябрь 2018 года (перечень домов приведен в соответствие с Реестром лицензий Кабардино-Балкарской Республики в отношении ответчика).
Таким образом, с учетом уточнении иска задолженность ответчика по оплате стоимости электрической энергии, поставленной на нужды общедомового имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, за период с октября 2017 года по октябрь 2018 года составила 1 778 891 руб. 14 коп.
Истцом направлены в адрес ответчика акты поставки, счета-фактуры, претензии и другие документы для подписания и оплаты задолженности за спорный период, отправка которого подтверждается реестрами почтовой отправки. Однако, ответчиком акты не подписаны, стоимость электроэнергии не оплачена, а претензии оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
При рассмотрении данного спора суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Отношения сторон, связанные со снабжением электроэнергией, регулируются нормами параграфа 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку МУП "МУК" приобретало коммунальный ресурс (электрическую энергию) для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, то к спорным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Исходя из положений ст. 544 ГК РФ, ст. 155, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354 на ответчика возложена обязанность по оплате коммунального ресурса ресурсоснабжающей организации, в том числе израсходованного на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Поскольку между сторонами имеются договорные отношения, МУП "МУК" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах по перечню, являющемуся приложением к договору, на нем лежит обязанность по оплате потребляемого ресурса.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что спорные многоквартирные дома находятся в его управлении, равно как и не оспаривается статус ответчика как исполнителя коммунальных услуг.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п. 40, 42 и 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета расчет объема электрической энергии, подлежащего оплате на общедомовые нужды, необходимо осуществлять расчетным методом, по нормативу потребления.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт поставки истцом в спорный период электрической энергии для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, а также отсутствие в части многоквартирных домов общедомовых приборов учета электрической энергии.
Из материалов дела следует, что истец произвел поставку электроэнергии ответчику, а ответчик осуществил ее прием. Факт поставки ответчику электрической энергии в спорный период подтверждается материалами дела: направленными в адрес ответчика актов поставки электроэнергии, которые содержит необходимую информацию для принятия их к учету, не подписанные ответчиком и не возвращенные истцу с мотивами отказа и другими документами. Данное обстоятельство не освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности оплачивать потребленную электроэнергию, поскольку, получив от общества акты поставки, счета-фактуры, претензию об оплате задолженности, ответчик не заявлял возражения по объему и стоимости энергоресурса.
В указанных документах (актах поставки, счетах-фактурах, отчетах по управляющим компаниям) содержатся данные о количестве поставленной и потребленной электрической энергии (мощности) на спорных объектах, находящихся в управлении ответчика. Конкретизированная информация об объемах электроэнергии отражена истцом в отчете по управляющей компании, направленной в адрес ответчика, а также в расчете задолженности, представленном в суд.
Кроме того, счет-фактур является расчетным документом и содержит информацию о количестве (объеме) потребленного ресурса абонентом в расчетный период, о цене (тарифе) за единицу измерения и итоговой стоимости товаров (работ, услуг).
С учетом изложенного, у ответчика имелись достаточные сведения по существу предъявленного объема электрической энергии, а также отношении к конкретному МКД, в связи с чем, у управляющей компании отсутствовали основания для непринятия к учету представленных истцом актов поставки электроэнергии.
11.03.2020 от МУП "МУК" в суд апелляционной инстанции поступили заключения N 01/03/20 - 33/03/20 обследования многоквартирных домов коммунального типа (общежития) на предмет определения площадей мест общего пользования (после перевода их в части в жилые помещения) АО "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ", акты обследования подвальных и чердачных помещений, карточки лицевых счетов.
Как следует из заключений N 01/03/20 - 33/03/20, обследования многоквартирных домов коммунального типа (общежитий) на предмет определения площадей мест общего пользования, в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП "Муниципальная управляющая компания", выданных ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" по Кабардино-Балкарской Республике, общая площадь помещений общего пользования в многоквартирных домах, определена как сумма двух составляющих: площадей коридоров и лифтово-лестничных клеток по всем этажам многоквартирного дома; помещения, расположенного в подвале дома, которое обеспечено электрическими коммуникациями (бойлерная или помещение, где расположена запорная арматура - одна комната площадью от 17 до 35 квадратных метров) из всего подвального помещения под многоквартирным домом.
Учитывая указанное Заключение N 01/03/20 - 33/03/20, обследования многоквартирных домов коммунального типа (общежитий) на предмет определения площадей мест общего пользования, в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП "Муниципальная управляющая компания", выданных ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Кабардино-Балкарской Республике, обществом произведен перерасчет исковых требований, исходя из фактических площадей помещений общего пользования многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП "Муниципальная управляющая компания" в оставшихся 34 (тридцати четырех) МКД, в связи с отсутствием введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии, расчет произведен в соответствии с Нормативами потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенных с применением расчетного метода, утвержденных Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2017 г. N 115.
Разногласия у сторон возникли относительно включения истцом при расчете платы за электрическую энергию в площадь общего имущества в многоквартирном доме площади чердаков и подвалов, в которых отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.
Истец полагает, что площадь чердаков и подвалов многоквартирных домов, вне зависимости от их оснащенности энергопотребляющими устройствами и эксплуатации, подлежит включению в состав общего имущества в многоквартирном доме и должна учитываться при расчете платы за электроэнергию поставленную на содержание общего имущества.
Ответчик с таким подходом не согласился, по его мнению, чердаки и подвалы многоквартирных домов, не оснащенные электроприборами, не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, в связи с чем исчисление платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, следует рассчитывать без учета площадей таких чердаков и подвалов.
В настоящем споре вопрос о том, относятся ли чердаки и подвалы к общему имуществу многоквартирных домов в целях исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания имущества в многоквартирном доме, должен разрешаться в соответствии со статьей 36 Жилищным кодексом Российской Федерации и с учетом установления обстоятельств их включения органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 Приложения 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
При определении приходящегося на не жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Нормативы расхода электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кабардино-Балкарской Республики, утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N 66 от 31.05.2017.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N 3.0-08-09/3130 от 15.06.2020, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме определяется, как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома, и предназначенных для обслуживания одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), чердаков и подвалов в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Вопреки доводу ответчика, отсутствие на чердаках и в подвалах многоквартирных домов оборудования, позволяющего потреблять электрическую энергию, не свидетельствует об исключении площади таких чердаков и подвалов из состава общей площади. Отсутствие осветительных приборов, равно как не эксплуатация указанных мест общего пользования не исключает техническую возможность использования чердаков и подвалов и установления в них освещения.
Таким образом, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площадей чердаков и подвалов для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не имеется.
Объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124, как разница между объемами коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц).
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Учитывая изложенное. Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в пределах своих полномочий и в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 22.02.2017 N 24-ПП "О Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики", установлены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Приказ от 22.09.2017 N 115).
С учетом вышеизложенного, обществом, при определении объемов электрической энергии в целях содержания общего имущества 34-х многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, в которых отсутствуют введенные надлежащим образом в эксплуатацию общедомовые приборы учета, применена общая площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества, представляющая собой сумму: площадей коридоров и лифтово-лестничных клеток по всем этажам многоквартирного дома в соответствии с данными Заключений N 01/03/20 - 33/03/20. обследования многоквартирных домов коммунального типа (общежитий) на предмет определения площадей мест общего пользования, в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП "Муниципальная управляющая компания", выданных ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Кабардино-Балкарской Республике, предоставленных Ответчиком; общей площади технических этажей, чердаков и подвалов - в соответствии с данными ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Кабардино-Балкарской Республике, представленными в адрес АО "Каббалкэнерго" для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов г. о. Нальчик.
Данные о площадях помещений, входящих в состав общедомового имущества многоквартирных домов, представленные Нальчикским городским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" по Кабардино-Балкарской Республике, подтверждаются Заключением о результатах судебной строительно-технической экспертизы N 00781/Э от 19.09.2016 г. проведенной СЧУ "Ростовский центр судебных экспертиз" в рамках дела N А20-1638/2015. рассмотренного Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики по иску МУП "Каббалккоммунэнерго" к АО "Каббалкэнерго" о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости электрической энергии, потребленной на нужды общедомового имущества многоквартирных домов, находящихся на территории г.о. Нальчик.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела, за период с октября 2017 г. но октябрь 2018 г. (включительно), истцом правомерно произведено начисление ответчику стоимости объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды МКД, находящихся в управлении последнего.
Истцом произведено начисление стоимости объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении последнего, в следующем порядке:
1) В отношении четырех многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: г. Нальчик, ул. Ингушская, 12; г. Нальчик, ул. Ингушская, 18; г. Нальчик, ул. Крылова, 9; г. Нальчик, ул. Крылова, 29, в которых установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета электрической энергии, расчет произведен как разность показаний общедомовых приборов учета и всех приборов учета, на основании которых производится плата за электрическую энергию, потребляемую в жилых (нежилых) помещениях многоквартирных домов.
2) В тридцати четырех многоквартирных домах, в связи с отсутствием введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии, расчет произведен в соответствии с нормативами потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенных с применением расчетного метода, утвержденного Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2017 N 115.
То есть, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, определен как произведение площади общедомового имущества многоквартирных домов на норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в отношении четырех многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:, г. Нальчик, ул. Ингушская, 12; г. Нальчик, ул. Ингушская, 18; г. Нальчик, ул. Крылова, 9; г. Нальчик, ул. Крылова, 29; в которых установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета электрической энергии, истец произвел расчет как разность показаний общедомовых приборов учета и всех приборов учета, на основании которых производится плата за электрическую энергию, потребляемую в жилых (нежилых) помещениях многоквартирных домов.
Ответчик, возражая против заявленных исковых требований, указывает на недостоверность расчета объемов электрической энергии, отнесенной на общедомовые нужды в указанных многоквартирных домах, а именно ссылается на наличие "нулевых" показаний в нескольких квартирах, расположенных в указанных домах.
Между тем, в отношении лицевых счетов, по которым отсутствовало потребление электроэнергии, у АО "Каббалкэнерго" имеются документы, обосновывающие либо факт введенного ограничения потребления электрической энергии, либо заявление собственника квартиры о непроживании, либо имеются ведомости снятия контрольных показаний приборов учета (обходные листы), подтверждающие показания счетчиков.
Оспаривая правомерность применения в расчетах нулевых показаний по приведенным ответчиком квартирам, ответчик не представил доказательств наличия случаев, предусмотренных пунктами 42, 59 Правил N 354, то есть, доказательств того, что жильцы не передавали показания приборов учета, либо имел место выход из строя или утрата ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, либо наличие актов об отказе в допуске к прибору учета либо его отсутствие.
Возражая относительно наличия суммы основного долга в заявленном истцом размере, ответчик документально подтвержденные данные о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета (акты снятия показаний приборов учета в спорный период), в соответствии с которыми определяется объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, в материалы дела не представил.
Между тем, МУП "МУК", являясь управляющей организацией, в силу подпункта "б" пункта 82 Правил N 354, обязано проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 также обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Более того, именно на ответчике как исполнителе коммунальных услуг в силу подпункта "ж" пункта 32 Правил N 354 лежит обязанность принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
С учетом представленных и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что расчет объема коммунального ресурса, поставленного на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, подтвержден документально.
Оснований для вывода о недостоверности представленного истцом расчета у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исследовав представленные в дело доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь названными нормами права, а также статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, установив факт неисполнения управляющей компанией обязательств по внесению платы за поставленный ресурс на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, удовлетворяет исковые требования о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, потребленной на нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, в заявленном размере, так как ответчик как исполнитель коммунальных услуг обязан оплатить коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества.
В связи с чем, исковые требования по оплате стоимости потребленной электрической энергии на нужды общедомового имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП "Муниципальная управляющая компания", за период с октября 2017 г. по октябрь 2018 г. (включительно), составляет сумму в размере 1 778 891,12 руб. (уточненный расчет исковых требований).
Уточненный расчет иска проверен, является правильным и обоснованным.
Истцом также было заявлено требование о взыскании законной неустойки в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 349 635,31 руб. - за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 16.11.2017 г. по 06.06.2019 г. и пени за несвоевременную оплату электрической энергии начиная с 07.06.2019 г. по день фактического исполнения обязательства.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Следовательно, поскольку МУП "МУК" несвоевременно осуществило свои обязательства по оплате полученной в апреле 2019 года электрической энергии, то требование о взыскании неустойки заявлено обоснованно.
Из абзаца 1 пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума N 7) следует, что по смыслу статьи 330 Кодекса, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства (абзац 2 пункта 65 постановления Пленума N 7).
Учитывая разъяснения, изложенные в пункте 65, суд апелляционной инстанции рассчитывает неустойку на дату вынесения постановления, с последующим ее начислением по день фактического исполнения обязательства.
Расчет пени, произведенный судом апелляционной инстанции с учетом изменении исковых требований 354 585,25 руб., что больше чем сумма пени истребуемой истцом в уточнениях к иску, в связи с чем суд не может выходить за рамки исковых требований и считает подлежащим взысканию с ответчика суммы пени в размере 349 635 руб. 31 коп.
С учетом изложенных обстоятельств и частичного отказа истца от исковых требований, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части отказа истца от требований и в этой части производство по делу прекратить, в остальной части оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом применен не правильный порядок расчета, так как в обслуживании предприятия находятся МКД коммунального типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых, то необходимо было применять расчет размера платы за коммунальные услуги, в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире. По мнению апеллянта, истец должен был произвести расчет объема электрической энергии в соответствии с формулой N 7 приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при применении которой исключается возможность образования объема электроэнергии на общедомовые нужды, поскольку объем электроэнергии распределяется между потребителями без остатка, подлежат отклонению в связи с изложенными выше обстоятельствами.
Все доводы апелляционной жалобы исследованы судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции также не установил.
Поскольку исковые требования были изменены, то суд апелляционной инстанции с учетом этих изменении распределил судебные расходы по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (АО Каббалкэнерго) от исковых требований в части взыскания задолженности за период с октября 2017 г. по октябрь 2018 г. в размере 34 149, 78 руб.
В указанной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2019 по делу N А20-5590/2018 отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2019 по делу N А20-5590/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Распределить судебные расходы.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания" (ОГРН 1160726051661, ИНН 0726015230) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 33 643 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5590/2018
Истец: АО "Каббалкэнерго"
Ответчик: МУП "Муниципальная управляющая компания"
Третье лицо: Местная администрация г.о. Нальчика