г. Вологда |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А44-1322/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от заявителя представителя Полевщиковой И.Г. по доверенности от 12.07.2018 N 53 АА 0489640, от ответчика представителя Мяткиной Т.Е. по доверенности от 30.08.2019 N 154-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 июля 2020 года по делу N А44-1322/2020,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020; адрес: Москва, ул. Неглинная, д. 12; далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (ИНН 5321100694, ОГРН 1045300293411; адрес: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 17; далее - Управление) от 14.01.2020 N КУВД-001/2019-17058885/1, N КУВД-001/2019-17059623/1, N КУВД-001/2019-17059882/1 об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица и требованием об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путём внесения в установленном законом порядке сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в части изменения вида разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 53:23:7103804:4, 53:23:7104109:3 и 53:23:7104101:20, установив земельным участкам вид разрешённого использования "Общественное управление" (с учётом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 03 апреля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035692, адрес: Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 4; далее - Администрация).
Решением от 16 июля 2020 года суд удовлетворил заявленные требования. Обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка.
Управление обжаловало решение в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, заявителем не доказано нарушение его прав. Управление, отказывая во внесении сведений в ЕГРН, руководствовалось Правилами землепользования и застройки Великого Новгорода от 29.08.2019 N 262, противоречие которых нормам действующего Классификатор видов разрешённого использования земельных участков не может являться основанием для признания действий Управления незаконными.
Представитель Управления в судебном заседании полностью поддержал доводы жалобы.
Банк в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против её удовлетворения, просили решение суда оставить без изменения.
Администрация в отзыве также возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в слушаниях не направила, поэтому жалоба рассмотрена в её отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, изучив аргументы, изложенные в жалобе и отзывах на неё, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, распоряжениями Администрации от 31.03.2004 N 1288рм, от 08.07.2004 N 3062рм, от 12.10. 2004 N 4530рм Банку в бессрочное (постоянное) пользование предоставлены земельные участки в Великом Новгороде с кадастровыми номерами 53:23:7103804:4, 53:23:7104109:3 и 53:23:7104101:20.
Согласно выпискам из ЕГРН N КУВИ-001/2020-4313038, N КУВИ-001/2020-4313228, N КУВИ-001/2020-4313308 земельные участки с кадастровыми номерами 53:23:7103804:4, 53:23:7104109:3 и 53:23:7104101:20, расположенные в Великом Новгороде по ул. Славной, д. 33, д. 36, д. 50, соответственно имеют вид разрешённого использования - для эксплуатации зданий и сооружений.
Банк 30.12.2019 обратился в Управление с заявлениями N MFC-0060/2019-121327-1, MFC-0060/2019-121322-1, MFC-0060/2019-121302-1 с целью приведения вида разрешённого использования указанных выше земельных участков в соответствие с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, о внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица об изменении вида разрешённого использования, определив его как "Общественное управление" (код 3.8).
Управление в порядке межведомственного взаимодействия направило запросы в Администрацию с целью получения дополнительной информации, на которые ответы не поступили.
Решениями в виде уведомлений от 14.01.2020 N КУВД-001/2019-17058885/1, КУВД-001/2019-17059623/1, КУВД-001/2019-17059882/1 Управление отказало Банку, указав на то, что в Правилах землепользования и застройки Великого Новгорода отсутствует выбранный Банком вид разрешённого использования земельных участков по спорным земельным участкам (т. 1, л. 25-27).
Руководитель Управления, рассмотрев жалобу Банка в порядке пункта 5 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2020 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", письмом от 27.02.2020 N 1290 сообщил заявителю об отсутствии в действиях должностного лица Управления нарушений норм действующего законодательства (т. 1, л. 34-43, 47-50).
Полагая оспариваемые решения Управления незаконными, Банк обратился в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что вид или виды разрешённого использования земельного участка являются дополнительными сведениями об объекте недвижимого имущества, вносимыми в кадастр недвижимости. Статьёй 33 Закона N 218-ФЗ, регламентирующей правила внесения сведений в ЕГРН, установлено, что в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в ЕГРН установленные сроки, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Согласно частям 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков" утверждён соответствующий Классификатор видов разрешённого использования земельных участков (далее - Классификатор).
Правила землепользования и застройки Великого Новгорода утверждены Решением Думы Великого Новгорода от 25.12.2019 N 347 (далее - Правила землепользования).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Правил землепользования при указании в градостроительном регламенте вида разрешённого использования, содержание которого включает в себя в соответствии с Классификатором содержание иных видов разрешённого использования, правообладатель земельного участка либо объекта капитального строительства может выбрать любой из этих иных видов разрешённого использования, руководствуясь Классификатором.
Как видно из карты градостроительного зонирования Правил землепользования, земельные участки с кадастровыми номерами 53:23:7103804:4, 53:23:7104109:3, 53:23:7104101:20 располагаются в территориальной зоне "СИ. Специальная историческая зона".
Статьёй 29 Правил землепользования к основным видам разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне СИ отнесены, в том числе вид "Общественное использование объектов капитального строительства" с кодом 3.0, что в полной мере согласуется с Классификатором.
В составе группы 3.0 "Общественное использование объектов капитального строительства" Классификатором предусмотрен подвид разрешённого использования: "Общественное управление" (код 3.8), который устанавливается при размещении объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов управления политических партий, профессиональных и отраслевых союзов, творческих союзов и иных общественных объединений граждан по отраслевому или политическому признаку; размещение объектов капитального строительства для дипломатических представительства иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации.
Спорные земельные участки были предоставлены Банку распоряжениями Администрации для эксплуатации административных зданий, обеспечивающих выполнение функций Банка. Банк в силу своего особого статуса, установленного Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", не является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность и извлекающей прибыль. Следовательно, испрашиваемый им вид разрешённого использования земельных участков под административными зданиями соответствует виду разрешённого использования по коду 3.8 (общественное управление) и фактическому использованию земельных участков.
Доводы Управления об установлении в Правилах землепользования исчерпывающего перечня видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства основаны на неправильном толковании норм материального права.
Оспариваемые решения Управления нарушают права Банка, связанные с приведением вида разрешённого использования земельных участков в соответствии Классификатором и Правилами землепользования, что влечёт за собой уплату повышенного земельного налога за пользование спорными земельными участками.
Исследование обстоятельств дела проведено судом всесторонне, полно и объективно, нарушений в применении норм материального и процессуального права не допущено, заявленные требования, включая способ устранения нарушенных прав Банка, обоснованно удовлетворены судом, в связи с чем апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 июля 2020 года по делу N А44-1322/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1322/2020
Истец: Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области
Третье лицо: Администрация Великого Новгорода, АС Новгородской обл., Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд