г. Воронеж |
|
2 ноября 2020 г. |
Дело N А35-5860/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Малиной Е.В.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" на решение Арбитражного суда Курской области от 17.07.2020 по делу N А35-5860/2019, принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" (ОГРН: 1143327003270, ИНН: 3327122348) к Комитету промышленности, торговли и предпринимательства Курской области (ОГРН 1054639031480, ИНН 4632052071) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08.05.2019 N 15,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" (далее - заявитель, ООО "Альфа Владимир", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Комитету промышленности, торговли и предпринимательства Курской области (на момент вынесения оспариваемого постановления - Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области; далее - ответчик, Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08.05.2019 N 15.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.07.2020 постановление по делу об административном правонарушении изменено в части назначения штрафа, размер которого снижен до 50 000 руб.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку Общество не реализовывало алкогольную продукцию на розлив, а осуществляло упаковку алкогольной продукции в потребительскую тару из транспортной заводской упаковки, отпуская в таком виде товар потребителям. Закон Курской области от 09.09.2015 N 73-ЗКО "Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области" (далее - Закон Курской области N 73-ЗКО), нарушение которого вменяется Обществу, запрещает именно розничную продажу алкогольной продукции на розлив.
По мнению Общества, квалификация его действий по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ ошибочна, поскольку особые требования и правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Законом Курской области N 73-ЗКО, следовательно, действия Общества надлежит квалифицировать по ст. 53.6 КоАП Курской области.
Также апеллянт считает, что применительно к правонарушению по ст. 53.6 КоАП Курской области пропущен срок давности привлечения к административной ответственности.
В представленном отзыве Комитет возражает против доводов апелляционной жалобы, указывая, что действиям Общества дана верная квалификация ввиду того, что Законом Курской области N 73-ЗКО введены дополнительные ограничения, наличие которых допускается п. 9 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ. А нарушение п. 9 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ в свою очередь влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Комитет считает, что в данном случае имеет место реализация пива на розлив применительно к понятию "алкогольная продукция наливом", содержащемуся в Техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018).
Срок давности привлечения к административной ответственности, по мнению Комитета, соблюден.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Прокуратурой Центрального административного органа г. Курска 20.02.2019 в период с 15 ч. 10 мин. до 18 ч. 10 мин. с участием свидетеля Копчинского Ю.В. на основании обращения гражданина Иванова А. установлено, что в магазине "Красное и Белое", расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Курск, пр-кт Энтузиастов, 1-а, где осуществляет деятельность ООО "Альфа Владимир", была осуществлена реализация пива на розлив: пиво "Хмель и Солод Светлое", объемом 1 л., в количестве 1 шт. по цене 49, 99 руб., что является нарушением п. 9 ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и п.1 ст.2 Закона Курской области от 09.09.2018 N 73-ЗКО "Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области" (далее - Закон Курской области N 73-ЗКО).
По данному факту Прокуратурой ЦАО г.Курска вынесено постановление от 19.04.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 112-117).
25.04.2019 в порядке ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ постановление от 19.04.2019 вместе с материалами дела об административном правонарушении были направлены для рассмотрения в Комитет (т. 1 л.д.110).
Общество о назначении времени и места возбуждения дела об административном правонарушении извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 150-156).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем председателя Комитета Дьяконовой В.В. вынесено постановление от 08.05.2019 по делу об административном правонарушении N 15, которым ООО "Альфа Владимир" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (т. 1 л.д. 100-103).
Общество было надлежащим образом извещено о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 104-108).
АО "Альфа Владимир", посчитав постановление административного органа незаконным, а свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением по настоящему делу.
Изменяя постановление административного органа, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Положениями ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса) (п. 3 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 (в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию), частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьями 14.17.3, 14.19, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, статьей 15.13, частью 6 статьи 19.4, частью 22 статьи 19.5 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 23.50 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.
Постановлением Губернатора Курской области от 22.04.2005 N 294 (в редакции постановления от 03.07.2018 N 232-пг и от 25.09.19 N401-пг) утверждено Положение о комитете промышленности, торговли и предпринимательства Курской области, согласно которому на Комитет возложены, в том числе, функции лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, составления актов проверок и протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ установлено, что нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ. При совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, дополнительной квалификации по статье 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров) не требуется, поскольку часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 КоАП РФ.
В п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона" разъяснено, что частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (то есть правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи).
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, образует нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением тех правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, от 23.05.2013 N 11-П и от 30.03.2016 N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 этого же Закона.
В соответствии с п. 9 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 08 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Одновременно абзацем вторым п. 9 данной статьи органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Законом Курской области N 73-ЗКО установлены дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции, а именно п.1 ст. 2 запрещена розничная продажа алкогольной продукции на розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам, в отдельно стоящих зданиях, сооружениях, расположенных во дворах многоквартирных жилых домов.
B п. 12 Постановления Пленума ВАС от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Постановление Пленума N 47) указано, что применяя абзац второй пункта 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ (в настоящее время - абзац второй пункта 9 этой же статьи), судам необходимо иметь в виду, что применительно к пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота.
В Определении от 05.12.2012 N 77-АПГ12-2 Верховный Суд РФ указал, что предусмотренные дополнительные ограничения и запреты обладают двойственной юридической природой, выполняют не только функцию правоохраны (направлены на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности), но и собственно функцию правоограничения. Поэтому адресованное федеральным законодателем органам государственной власти полномочие устанавливать запрет на розничную торговлю алкогольной продукции отнюдь не предполагает его (запрета) установления подзаконным актом субъекта Российской Федерации, что прямо вытекает из предписаний части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в силу которой, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Данное универсальное правило является обязательным к исполнению как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации в случае делегирования субъекту Российской Федерации полномочий по установлению запрета.
Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р, направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяет снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Прокуратурой Центрального административного органа г. Курска 20.02.2019 в период с 15 ч. 10 мин. до 18 ч. 10 мин. установлено, что в магазине "Красное и Белое", расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Курск, пр-кт Энтузиастов, 1-а, где осуществляет деятельность ООО "Альфа Владимир", была осуществлена реализация пива на розлив: пиво "Хмель и Солод Светлое", объемом 1 л., в количестве 1 шт. по цене 49, 99 руб., что является нарушением п. 9 ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и п.1 ст.2 Закона Курской области от 09.09.2018 N 73-ЗКО "Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области" (далее - Закон Курской области N 73-ЗКО).
Факт нахождения указанных торговых точек в МКД Обществом не оспаривается (ч.3.1 ст. 70 АПК РФ).
Факт розничной продажи пива подтверждается фотокопией кассового чека (т. 1 л.д. 139), объяснениями свидетеля Копчинского Ю.В. от 20.02.2019 (т. 1 л.д. 140) и не оспаривается Обществом.
Как следует из материалов административного дела, Обществу вменяется нарушение п. 9 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, п. 1 ст. 2 Закона Курской области N 73- ЗКО.
Довод ООО "Альфа Владимир" о том, что способ продажи алкогольной продукции в розлив является отличным от способа продажи алкогольной продукции в потребительской таре не принят арбитражным апелляционным судом.
В апелляционном Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2019 N 38-АПА19-7 указано, что "термин "продажа алкогольной продукции в розлив" содержится в Федеральном законе N 171-ФЗ (статьи 18, 27), а равно применяется в актах федеральных органов исполнительной власти, например, в приказе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19.06.2015 N 164 "О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения", широко используется в профессиональном языке на предприятиях торговли и не имеет различных толкований".
Согласно Техническому регламенту Евразийского экономического союза, принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 N 98 "О безопасности алкогольной продукции" (далее - ТР ЕАЭС 047/2018) под алкогольной продукцией наливом понимается алкогольная продукция, помещенная в производственную или транспортную тару (в емкостное оборудование, в том числе бочки, резервуары, железнодорожные и автомобильные цистерны, флекситанки и аналогичное оборудование, предназначенное для перевозки (транспортирования) различными видами транспорта), предназначенная для розлива в потребительскую упаковку или производства других видов алкогольной продукции либо иной продукции и не подлежащая реализации потребителю как готовый продукт до ее розлива или переработки при производстве другой алкогольной продукции либо иной продукции.
Пунктом 24 ТР ЕАЭС 047/2018 установлено, что для алкогольной продукции применяется упаковка, обеспечивающая ее безопасность и сохранение потребительских свойств алкогольной продукции при обращении ее в течение срока годности и соответствующая требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011).
Допускается розлив алкогольной продукции в стеклянную оборотную тару (за исключением вин, вин с защищенным географическим указанием, вин с защищенным наименованием места происхождения товара, вин коллекционных, вин игристых, вин фруктовых столовых и вин фруктовых игристых) (п. 25).
Маркировка алкогольной продукции должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) (п. 29).
Пунктами 30-34 ТР ЕАЭС 047/2018 установлено, что маркировка алкогольной продукции наносится на каждую единицу потребительской упаковки в удобном для прочтения месте (на этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке и др.).
Маркировка алкогольной продукции наносится на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов - на государственном языке (государственных языках) государства-члена, на территории которого реализуется алкогольная продукция, за исключением случаев, предусмотренных настоящим техническим регламентом и техническим регламентом Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).
Маркировка алкогольной продукции содержит следующую информацию:
а) наименование алкогольной продукции.
Наименование алкогольной продукции может быть дополнительно указано буквами латинского алфавита (за исключением слов "шампанское", "коньяк" и "кальвадос"). Слова "шампанское", "коньяк" и "кальвадос" могут быть указаны буквами латинского алфавита только изготовителями алкогольной продукции соответствующих географических регионов;
б) наименования и места нахождения (адреса юридических лиц) (с указанием государства) изготовителя и организации, зарегистрированной на территории государства-члена и уполномоченной изготовителем на принятие от потребителей претензий в отношении алкогольной продукции (при наличии), а также организации-импортера (для алкогольной продукции, ввозимой на территории государств-членов из третьих государств).
Информацию о месте нахождения изготовителя алкогольной продукции, расположенного за пределами территорий государств-членов, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном языке государства места нахождения изготовителя алкогольной продукции (при указании наименования этого государства на русском языке);
в) объемная доля этилового спирта (крепость) (% об.). Для пивоваренной и винодельческой продукции может указываться нижний предел крепости ("не менее");
г) объем продукции в единице потребительской упаковки (л, дм3, сл, мл, см3);
д) массовая концентрация сахаров (г/дм3, г/л, г/100 см3).
Допускается не указывать массовую концентрацию сахаров для настоек горьких и бальзамов, винодельческой продукции, которая классифицирована по массовой концентрации сахаров (экстра брют, брют, сухое, полусухое, полусладкое, сладкое), винодельческой продукции с объемной долей этилового спирта более 36 процентов и для другой алкогольной продукции, если сахар не предусмотрен рецептурой. Для бальзамов указывается массовая концентрация общего экстракта. Для пивоваренной продукции указание массовой концентрации сахаров не требуется;
е) состав (перечень компонентов в порядке уменьшения их массовых долей, за исключением вин, вин ликерных, вин игристых, вин игристых жемчужных, вин газированных, вин фруктовых, коньяков, бренди, в том числе бренди фруктового, виски, рома и алкогольной продукции, изготовленной из одного вида сырья). Для вин сортовых указывается сорт винограда, из которого они изготовлены. Для водок и особых водок первым указывается сорт используемого ректификованного этилового спирта и дополнительно - перечень компонентов, оказывающих влияние на аромат и вкус водок;
ж) для вин фруктовых, винных напитков фруктовых, сидров фруктовых и фруктовых водок, бренди фруктового - вид фруктов, из которых они изготовлены;
з) для вин выдержанных и вин коллекционных - год урожая, для вин коллекционных игристых и вин игристых высокого качества - месяц и год тиража;
и) для вин игристых высокого качества (вин игристых виноградных шампанских) - метод производства (классический или резервуарный);
к) для коньяка, бренди, бренди высокого качества, кальвадоса, бренди фруктовых, виски, рома - срок выдержки дистиллятов;
л) для пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (пивных напитков), - тип, способ обработки, сведения о нефильтровании, экстрактивность (в процентах) (для пива), действительный экстракт (в процентах) (для пивных напитков);
м) дата производства (розлива, изготовления, оформления) и срок годности.
Маркировка алкогольной продукции, в отношении которой изготовителем устанавливается неограниченный срок годности, должна дополняться следующей надписью:
"Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения.";
н) условия хранения.
Допускается не указывать условия хранения после вскрытия, если качество и безопасность продукции не изменяются после вскрытия упаковки, защищавшей алкогольную продукцию от порчи;
о) контрастная предупредительная надпись, которая наносится прописными буквами легкочитаемым шрифтом максимально крупного размера и занимает не менее 10 процентов контрэтикетки, или этикетки, или площади потребительской тары:
"Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью.";
п) наименования использованных в процессе производства пищевых добавок (за исключением функционально необходимых для производственного процесса пищевых добавок, не входящих в состав готовой алкогольной продукции), информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов;
р) информация об оценке соответствия продукции (единый знак обращения продукции на рынке Союза);
с) для слабоалкогольных напитков - информация о содержании этилового спирта в объеме потребительской упаковки;
т) для потребительской тары (упаковки) - надпись:
"Не рекомендуется употреблять лицам в возрасте до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, а также лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов.".
Информация наносится любым способом, обеспечивающим ее четкое прочтение. При этом надписи, знаки и символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.
Маркировка алкогольной продукции может содержать также дополнительную информацию об алкогольной продукции и ее изготовителе, в том числе в виде пиктограмм, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций.
Информация для потребителя не наносится на прозрачные защитные полимерные материалы групповых упаковок, которые используются для перевозки (транспортирования) и в которые упакована алкогольная продукция.
Согласно п. 35 ТР ЕАЭС 047/2018 при маркировке алкогольной продукции наливом информация в товаросопроводительных документах содержит:
а) наименование и место нахождения (адрес юридического лица) изготовителя (уполномоченного изготовителем лица);
б) наименование алкогольной продукции;
в) сведения об объеме продукции;
г) номер партии;
д) информацию, указанную в подпунктах "в" - "н", "п" и "р" пункта 31 настоящего технического регламента.
Пунктом 38 ТР ЕАЭС 047/2018установлено, что сведения, предусмотренные подпунктами "а", "м" - "о" пункта 31 настоящего технического регламента, наносятся на потребительскую упаковку, и (или) на этикетку, и (или) на контрэтикетку, и (или) на кольеретку, удаление которых с потребительской упаковки затруднено.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, упаковка алкогольной продукции (пива) в ПЭТ бутылку в отсутствие соответствующей маркировки относится к розничной продаже на розлив.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, должно было и могло предположить возможность наступления отрицательных для себя последствий такой деятельности, в том числе связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств по соблюдению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
В данном случае доказательств наличия обстоятельств, находящихся вне контроля Общества и объективно препятствующих надлежащему исполнению возложенных на него законодательством обязанностей, а также принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для выполнения установленных требований, в материалы дела не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Какие-либо доказательства, подтверждающие наличие у Общества объективной невозможности исполнить требования законодательства, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованном привлечении Общества к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Доказательств обратного заявителем в материалы дела представлено не было.
Довод Общества о неправильной квалификации вмененного правонарушения основан на неверном понимании норм материального права.
ООО "Альфа Владимир", осуществляя деятельность в области розничной продажи алкогольной продукции в Курской области, нарушило требования ст.ст. 16, 26 Федерального закона N 171-ФЗ, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В Определении Верховного суда РФ от 12.09.2019 N 310-ЭС19-14669 даны разъяснения о том, что то обстоятельство, что федеральное законодательство при установлении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции содержит отсылочную норму к законам субъектов РФ, которыми могут вводиться дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной торговли алкоголем (исключая оказание услуг общепита), не свидетельствует о неправомерности квалификации вменяемого нарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) законодательство об административных правонарушениях находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ в силу положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов административного дела, вмененное Обществу административное правонарушение было совершено 20.02.2019, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено 08.05.2019, то есть в пределах годичного срока привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Учитывая позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, в п. 16 Постановления ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также представленные суду доказательства, суд первой инстанции снизил размер административного штрафа до 50 000 руб.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ арбитражный суд апелляционной инстанции не вправе ухудшить положение лица, обратившегося с апелляционной жалобой.
Совершенное Обществом правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам в сфере оборота алкогольной продукции и не позволяет квалифицировать административное правонарушение в качестве малозначительного.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 09.04.2001 N 74-О, от 24.04.2002 N 99-О, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции, обладают повышенной опасностью.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 23.10.2020 по делу N А35-1351/2019
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 17.07.2020 по делу N А35-5860/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Е. В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5860/2019
Истец: ООО "Альфа Владимир"
Ответчик: Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5331/20
02.11.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4142/20
17.07.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-5860/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-5860/19