г. Самара |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А55-26247/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Николаевой С.Ю., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Рощектаев В.С., доверенность от 14 января 2020 года,
от третьих лиц:
Прокуратуры Самарской области - Корсакова Т.Н., удостоверение,
от остальных третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Планета" на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июля 2020 года по делу N А55-26247/2019 (судья Гордеева С.Д.),
по исковому заявлению Администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара, город Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Планета", город Самара,
с участием третьих лиц:
Администрации городского округа Самара, город Самара,
Главы городского округа Самара, город Самара,
Прокуратуры города Самара, город Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
Департамента градостроительства городского округа Самара, город Самара,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, город Самара,
общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Самара", город Самара,
индивидуального предпринимателя Катина Леонида Александровича, город Самара,
Прокуратуры Самарской области, город Самара,
об обязании остановить деятельность и обязании использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ленинского внутригородского района городского округа Самара (далее - заявитель, администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Планета"" (далее - общество), с привлечением в качестве третьих лиц Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара, Прокуратуры города Самара, Прокуратуры Самарской области, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Самара", индивидуального предпринимателя Катина Леонида Александровича, с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, об обязании остановить деятельность по возведению на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы") кадастровый номер 63:01:0505003:4, нестационарного объекта общественного питания до устранения нарушений действующего градостроительного законодательства в части использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, и обязании ООО "Планета" использовать данный земельный участок, в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом зона Р-2 (зона парков, бульваров и набережных).
Решением суда от 16.07.2020 г. заявления администрации удовлетворено частично.
Суд обязал ООО "Планета" использовать земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы") кадастровый номер 63:01:0505003:4, в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом зона Р-2 (зона парков, бульваров и набережных), а в остальной части в удовлетворении заявления администрации отказал.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда в удовлетворенной части отменить, и принять новый судебный акт о полном отказе администрации в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Представитель прокуратуры Самарской области в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей администрации и остальных не явившихся третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Определением суда от 26.10.2020 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, в связи с нахождением судьи в отпуске в составе суда произведена замена судьи Засыпкиной Т.С., на судью Николаеву С.Ю., а рассмотрение дела начато сначала.
Проверив в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ решение суда первой инстанции в обжалуемой части, выслушав представителей общества и прокуратуры, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, полученной на основании запроса от 05.08.2019 г., ООО "Планета" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы") кадастровый номер 63:01:0505003:4.
Решением Думы городского округа Самара от 08.04.2010 г. " 885 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утв. постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61-м внесены изменения в карту правового зонирования, в том числе в районе площади Славы в границах улицы Ярмарочной, Студенческого переулка, Волжского проспекта, улицы Полевой, улицы Галактионовской и улицы Самарской в Ленинском районе города Самары зоны Ж-3 и Ц-1 изменены на зону Р-2.
Предыдущий собственник вышеуказанного земельного участка - ООО "Голден Чериот Самара" обращалось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Думе городского округа Самара и Главе городского округа Самара о признании решения Думы городского округа Самара от 08.04.2010 г. N 885 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утв. постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61" в части изменения зоны Ц-1 площади Славы, расположенной в границах Волжского проспекта, улицы Маяковского, улицы Молодогвардейской до здания правительства Самарской области, на зону Р-2 (зона парков, бульваров и набережных) в части принадлежащих заявителю земельных участков: под автостоянку N 1 площадью 1 677,10 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский р-н, ул. Маяковского угловая - просп. Волжский, с кадастровым номером 63:01:0505003:0507 и под автостоянку N 3 площадью 1 394,88 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский р-н, ул. Маяковского (под монументом "Слава"), с кадастровым номером 63:01:0505003:0004,0020 не соответствующим положениям ст. ст. 30, 34, 36 ГрК РФ, ст. ст. 40, 85 ЗК РФ и недействующим, так как эти изменения касаются использования принадлежащих ему на праве собственности двух земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества - открытые автостоянки, также принадлежащие заявителю на праве собственности.
Таким образом, решение Думы городского округа Самара от 08.04.2010 г. N 885 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утв. постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61" привело к изменению разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, поскольку зона Р-2 не предусматривает размещения открытых автостоянок, офисных зданий, гостиниц, что нарушает права и законные интересы собственника в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления деятельности, исключая возможность дальнейшего использования земельных участков под автостоянки и для строительства объектов недвижимости.
Решением суда от 19.12.2011 г. заявленные требования удовлетворены, но суд кассационной инстанции постановлением от 29.03.2012 г. решение от 19.12.2011 г. отменил, а дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 27.07.2012 г., оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 13.11.2012 г., заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 г. N 136/13 решение суда первой инстанции от 27.07.2012 г. и постановление суда кассационной инстанции от 13.11.2012 г. по делу N А55-23145/2010 отменено, и в удовлетворении заявления ООО "Голден Чернот Самара" отказано.
Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2, 6 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 85 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с положениями ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом, согласно ч. 9 ст. 36 ГрК РФ реконструкция указанных в ч. 8 данной статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Аналогичные положения предусмотрены п. 1 -2 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утв. постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, которым установлено, что объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Все изменения несоответствующих объектов, осуществляемые путем изменения видов и интенсивности их использования, строительных параметров, могут производиться только в направлении приведения их в соответствие с настоящими Правилами. Площадь и объем объектов недвижимости, вид (виды) использования которых не содержатся в списке разрешенных для соответствующей зоны, не могут быть увеличены.
Таким образом, в нормах ч. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ законодатель под использованием подразумевает лишь ту деятельность, которая не влечет за собой изменения физических параметров данных, т.е. уже существующих объектов, поскольку в последнем случае речь идет о реконструкции, а она может осуществляться только в той мере, в какой достигается соответствие данных объектов регламентам (или в крайнем случае уменьшается степень несоответствия). А соответственно, возведение и/или установка новых объектов должно соответствовать существующему виду разрешенного использования земельного участка, т.е. в данном случае зоне Р2 - зоне рекреационно-ландшафтных территорий, основными видами разрешенного использования которой являются: лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, набережные.
Статья 37 ГрК РФ содержит перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые устанавливаются к каждой территориальной зоне: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
При этом, ч. 6 ст. 37 ГрК РФ устанавливает, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса, которой определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Как следует из ч. 1 данной статьи, заинтересованный субъект (физическое или юридическое лицо) должен направить соответствующее заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию, применительно к городскому округу Самара - в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2018 г. N 316 "Об утверждении Положения "О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городском округе Самара".
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Глава местной администрации после поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Учитывая изложенные доводы, администрация пришла к выводу, что осуществление на земельном участке деятельности использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, равно как и в соответствии с условно разрешенным видом использования до получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в установленном ГрК РФ порядке, является нарушением правового режима зонирования и противоречит действующему законодательству РФ.
Согласно ст. 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
По утверждению администрации, деятельность ООО "Планета" по установке некапитального объекта на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы") кадастровый номер 63:01:0505003:4 в разрез с существующим видом разрешенного использования земельного участка, свидетельствует об игнорированию градостроительных норм и сопряжена с нарушением прав и законных интересов граждан, что и послужило основанием для обращения администрации в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных администрацией требований по следующим основаниям.
Поскольку решение суда в отказанной части сторонами не оспаривается, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в удовлетворенной части.
ООО "Планета" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Маяковского (под монументом "Слава") кадастровый номер земельного участка 63:01:0505003:4 исходя из информации, содержащейся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.08.2019 г. N 63/01/01/2019-216654.
По утверждению общества, на спорном земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы") кадастровый номер 63:01:0505003:4 расположен ранее учтенный объект недвижимости (сооружение) - Автостоянка N 3, в том числе: Сторожевое нежилое здание, Литера А общей площадью 7,4 кв.м.; забор металлический 179,6 м.; асфальтовое покрытие 967,5 кв.м.; наружное освещение, кабель протяженностью 0,139 км. (Правообладатель ООО "Планета").
Из имеющегося в распоряжении ООО "Планета" договора купли - продажи недвижимого имущества от 01.10.2008 г. заключенного между ООО "Радуга" и ООО "Голден Чериот Самара", предметом которого является спорный земельный участок и расположенная на нем автостоянка N 3 следует, что до заключения данного договора купли - продажи, т.е. до 01.10.2008 г. земельный участок с кадастровым номером 63:01:0505003:4 использовался согласно его назначению под автостоянку N 3.
Использование спорного земельного участка расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы") кадастровый номер 63:01:0505003:4 в целях размещения на нем автостоянки соответствовало назначению земельного участка до внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утв. Решением Думы г.о. Самара от 08.04.2010 г. N 885, которыми территориальная зона-Ц1 спорного земельного участка изменена на зону Р2.
Согласно договору аренды земельных участков между ООО "Планета" и ООО Юридическая Компания "Самара" от 0.02.2019 г., земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Маяковского (под монументом "Слава") кадастровый номер 63:01:0505003:4 сдан в аренду ООО "Юридическая Компания "Самара" с целью организации автомобильной стоянки.
В свою очередь ООО "Юридическая Компания "Самара" по договору субаренды земельного участка сдало земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Маяковского (под монументом "Слава") кадастровый номер 63:01:0505003:4 индивидуальному предпринимателю Катину Леониду Александровичу с целью размещения объектов общественного питания.
Земельный участок, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, имеет следующий вид разрешённого использования: офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля для индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население.
Возводимое ИП Катиным Л.А. на спорном земельном участке некапитальное строение не причиняет вреда жизни и здоровью граждан, не является объектом капитального строительства и исходя из изложенных норм права его возведение возможно на этом земельном участке.
При монтаже такого объекта не было причинено вреда ни одному объекту окружающей природной среды: не было уничтожено или повреждено ни одно зелёное насаждение, не был нарушен почвенный слой участка (которого на нём нет, участок заасфальтирован).
При монтаже такого некапитального сооружения не причиняется вреда ни одному выявленному объекту культурного наследия, их в зоне возведения сооружения просто не имеется.
При монтаже такого капитального сооружения не причиняется вреда ни одному выявленному объекту культурного наследия.
ИП Катин Л.А. в ходе рассмотрения дела подтвердил, что является субарендатором спорного земельного участка и начал на нем возведение некапитального стационарного объекта общественного питания.
При этом, ИП Катин Л.А., в ходе рассмотрения дела приводил следующие доводы.
ООО "Юридическая Компания "Самара" по договору субаренды земельного участка сдало земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Маяковского (под монументом "Слава") кадастровый номер 63:01:0505003:4 ИП Катину Леониду Александровичу с целью размещения объектов общественного питания.
С целью реализации инвестиционного проекта для обустройства места общественного питания для продажи вкусной и здоровой еды, ИП Катиным Л.А. был заключен договор субаренды указанного земельного участка.
Использование земельного участка путём возведения на нём некапитального строения, не противоречит тем видам разрешённого использования, внесённым в ЕГРН, и видам разрешённого использования, предусмотренным для зоны Ц-1 (то есть, существовавшим до изменения зонирования для этого участка на зону Р-2).
Единственное ограничение, которое должен соблюдать собственник земельного участка - не нарушать положения ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, а именно не создавать угрозу для жизни и здоровья граждан, не создавать угрозу для окружающей среды, не создавать угрозу объектам культурного наследия.
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области в письме на имя Главы Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара о рассмотрении обращения от 16.08.2019 г. N ГИСН-01-34/2366 сообщила, что должностным лицом инспекции осуществлен выход по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы), и установлено, что объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют, возводится сооружение из каркасов грузовых контейнеров. Контейнеры опираются на бетонное основание с помощью установки металлических пластин различной толщины. Работы ведутся на основании документации "Временное сооружение для нужд общественного питания", разработанной ООО "Конструкт". ООО "Конструкт" присвоен сооружению третий класс ответственности (пониженный), установлен срок службы - 10 лет.
Возводимое ИП Катиным Л.А. на спорном земельном участке некапитальное строение не причиняет вреда жизни и здоровью граждан, не является объектом капитального строительства и исходя из изложенных норм права его возведение возможно на этом земельном участке.
При монтаже такого объекта не было причинено вреда ни одному объекту окружающей природной среды: не было уничтожено или повреждено ни одно зелёное насаждение, не был нарушен почвенный слов участка (которого на нём нет, участок заасфальтирован).
При монтаже такого некапитального сооружения не причиняется вреда ни одному выявленному объекту культурного наследия, их в зоне возведения сооружения не имеется.
В ходе рассмотрения дела суд неоднократно предлагал заявителю с учетом доводов общества и дополнительно представленных доказательств, уточнить заявленные требования, уточнить круг лиц участвующих в деле, дать согласие на привлечение к участию в деле в качестве соответчиков ООО "Юридическая компания "Самара" и ИП Катина Леонида Александровича
Однако, администрацией согласие на привлечение соответчиков к участию в деле в соответствии с ч. 5 ст. 46 АПК РФ не дано.
Часть 2 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 156 АПК РФ предусматривают, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств.
В ходе рассмотрения дела администрацией не представлены суду доказательства того, что ООО "Планета" когда-либо осуществляло деятельность по возведению на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы") кадастровый номер 63:01:0505003:4, нестационарного объекта общественного питания.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что требования администрации об обязании ООО "Планета" остановить деятельность по возведению на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы") кадастровый номер 63:01:0505003:4, нестационарного объекта общественного питания до устранения нарушений действующего градостроительного законодательства в части использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, не подлежат удовлетворению.
Решением Думы городского округа Самара от 08.04.2010 г. N 885 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре", утв. постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, внесены изменения в карту правового зонирования, в том числе в районе площади Славы в границах улицы Ярмарочной, Студенческого переулка, Волжского проспекта, улицы Полевой, улицы Галактионовской и улицы Самарской в Ленинском районе города Самары зоны Ж-3 и Ц-1 изменены на зону Р-2.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0505003:4 согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самаре (с изменениями, внесенными Решением Думы городского округа Самара от 08.04.2010 г. N 885 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре") находится в зоне Р-2.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (п.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в РФ подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Таким образом, самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается.
Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. ст. 37, 39, 40 ГрК РФ.
Согласно Правил застройки и землепользования в городе Самаре спорный земельный участок находится в зоне рекреационного назначения Р-2 - зона парков, бульваров, набережных.
В соответствии с ч. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Такие ограничения в отношении земель, относящихся к категории особо охраняемых территорий и объектов, предусмотрены разделом XVII ЗК РФ, устанавливающим особый правовой статус названной категории земель, к которым относятся земли особо охраняемых природных территорий, земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также особо ценные земли (п. 2 ст. 94).
Так, в п. 5 ст. 98 ЗК РФ содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению.
Собственник земельного участка рекреационного назначения, сдавая в аренду земельный участок, обязан обеспечить осуществление на землях рекреационного назначения исключительно деятельности, соответствующей целевому назначению земельного участка, в том числе, включив соответствующие условия в договора аренды, а также условия о получении согласия у арендодателя на сдачу земельного участка рекреационного назначения.
В данном случае, общество, сдавая в аренду спорный земельный участок, не обеспечило использование спорного земельного участка рекреационного назначения исключительно в соответствии с их целевым назначением, в том числе не исключило возможность сдачи без его согласия в субаренду указанного участка для осуществления деятельности (строительство объектов) не отвечающей целевому назначению земельного участка.
Сдача в аренду земельного участка не освобождает собственника земельного участка от обязанности контроля за использованием принадлежащего ему земельного участка рекреационного назначения для осуществления исключительно деятельности отвечающей целевому назначению земельного участка.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что заявленные администрацией требования об обязании ООО "Планета" использовать земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под монументом "Славы") кадастровый номер 63:01:0505003:4, в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом зона - Р-2 (зона парков, бульваров и набережных), подлежат удовлетворению.
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных администрацией требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Планета" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением N 7 от 10.08.2020 г.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июля 2020 года по делу N А55-26247/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Планета" (ИНН 6312192002), город Самара, излишне уплаченную платежным поручением N 7 от 10 августа 2020 года государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26247/2019
Истец: Администрация Ленинского внутригородского района городского округа Самара
Ответчик: ООО "Планета"
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, ИП Катин Леонид Александрович, ООО "Юридическая компания "Самара", Прокуратура города Самара, Прокуратура Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области