город Омск |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А81-2699/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8643/2020) акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.07.2020 по делу N А81-2699/2020 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" (ИНН 8905033649, ОГРН 1048900553206, 629806, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. 60 лет СССР, 29) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901015575, ОГРН 1048900003151, 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Мира, 40) о признании незаконными действия по возврату заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Энерго-Газ-Ноябрьск" (далее - заявитель, общество, АО "Энерго-Газ-Ноябрьск") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу, в котором просило:
- признать незаконным действие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу по возврату заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- обязать Управление Федеральной службы по надзору сфере в природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу рассмотреть нормативы образования отходов и лимитов на их размещение;
* обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу выдать решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу реорганизовано в форме присоединения к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, административный орган, заинтересованное лицо).
Судом первой инстанции осуществлено процессуальное правопреемство заинтересованного лица на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что обществом было подано заявление N 5df9f20e об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в виде электронных документов, подписанное простой электронной подписью; заявление содержало все установленные подпунктом "а" пункта 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок), сведения. Оспаривая выводы суда, общество отмечает, что оснований считать зарегистрированное заявление N 5df9f20e заявкой, обращением, либо запросом не имеется.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 18.12.2019 АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" обратилось в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу с целью утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с описью соответствующих документов. Заявление было подано в рамках предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в форме размещения пакета электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью через портал: https://edoc.fsrpn.ru/.
27.12.2019 от заинтересованного лица поступило письмо (уведомление) от 24.12.2019 N 06/1-7989 о необходимости устранения нарушений, в котором сообщалось о том, что:
- все представленные в заявке АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" документы не подписаны электронной подписью,
- в адрес Управления АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" в заявке N 5df9f20е от 18.12.2019 не представило подписанное электронной подписью заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Не согласившись с отказом в рассмотрении заявления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
17.07.2020 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства, Закон N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под нормативами образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (абзац тринадцатый). Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (абзац двенадцатый).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 Закон N 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со статьей 18 Закона об отходах производства в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекты Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Как верно указано судом первой инстанции, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, что следует из пункта 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (Порядок).
Согласно пунктам 4, 5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В пункте 7 Порядка определен перечень документов, представляемых в орган Росприроднадзора индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами (их филиалами и другими территориально обособленными подразделениями), в результате деятельности которых образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 16 Приказа Минприроды России от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Методические указания) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у хозяйствующего субъекта, а второй, вместе с его электронной версией на электронном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
В соответствии с пунктом 8 Порядка заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принимаются территориальными органами Росприроднадзора по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение могут быть поданы в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Перечень документов, установленных в пункте 7 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов не допускается.
По правилам пункта 9 Приказа N 50 в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как было выше сказано и следует из материалов дела, 18.12.2019 АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" обратилось в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с описью соответствующих документов. Заявление было подано в рамках предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в форме размещения пакета электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью через портал: https://edoc.fsrpn.ru/.
Уведомлением от 24.12.2019 N 06/1-7989 административный орган указал обществу на необходимость устранения нарушений, сообщив о том, что:
- все представленные в заявке АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" документы не подписаны электронной подписью,
- в адрес Управления АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" в заявке N 5df9f20е от 18.12.2019 не представило подписанное электронной подписью заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, указал, что направленное АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" заявление N 5df9f20e является заявкой, оформляемой в целях получения государственной услуги на сайте : https://edoc.fsrpn.ru/, общество не представило в комплекте документов заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем заявка правомерно оставлена административным органом без рассмотрения.
В апелляционной жалобе АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" ссылается на то, что обществом было подано надлежащим образом заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в виде электронных документов, подписанное простой электронной подписью; заявление содержало все установленные подпунктом "а" пункта 7 Порядка. Общество настаивает на том, что оснований считать зарегистрированное заявление N 5df9f20e заявкой, обращением, либо запросом не имеется.
Судебная коллегия поддерживает вывода суда первой инстанции, полагает позицию общества ошибочной.
Как было ранее сказано, заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение могут быть поданы нарочно, направлены почтой, а также поданы в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью через портал: https://edoc.fsrpn.ru/.
Как верно указано судом первой инстанции, выдача решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием) является государственной услугой, под которой согласно статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
Согласно части 2 статьи 10 Закона N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется: подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и другое (далее - Требования).
Формирование запроса осуществляется посредством заполнения электронной формы запроса на едином портале, порталах услуг или официальных сайтах без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме.
На едином портале, порталах услуг и официальных сайтах размещаются образцы заполнения электронной формы запроса (пункт 12 Требований N 236).
В соответствии пунктом 15 Постановления N 236 сформированный и подписанный запрос и иные документы, необходимые для предоставления услуги, направляются в орган (организацию) посредством порталов или официальных сайтов.
Материалами дела подтверждается, что АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" составлен запрос на предоставления государственной услуги, к которой прикреплены:
-проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - 2 тома в формате pdf, 1 том в формате docx;
-доверенность N 2 от 01.06.2019 в формате pdf;
-платёжное поручение в формате pdf.
Заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" не представлено, представленное заявление N 5df9f20e таковым не является.
Доводы подателя жалобы несостоятельны в силу того, что заявление N 5df9f20e оформлено по образцу запроса о предоставлении государственной услуги по "установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", которое отлично от примерного образца документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представленного в Приложении к Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50.
Письмом исх. 06/1-7989 от 24.12.2019 Управление проинформировало АО
Энерго-Газ-Ноябрьск
о порядке подачи документов для получения государственной услуги, в том числе в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011
63-ФЗ
Об электронной подписи
и указало какие документы представлены АО
Энерго-ГазНоябрьск
в заявке
5df9
20e, а какие документы отсутствуют.
При этом судом первой инстанции обоснованно обращено внимание заявителя на то, что обращение за судебной защитой представляет собой исключительную форму защиты, применяемую, когда имеются препятствия в реализации субъективного права.
В свою очередь, АО "Энерго-ГазНоябрьск" вправе представить Управлению надлежащее заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательства.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.07.2020 по делу N А81-2699/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2699/2020
Истец: АО "Энерго-газ-Ноябрьск"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ